Уроки доброты Лидии Михайловны по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ
Уроки доброты Лидии Михайловны
по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»
6 КЛАСС

Подготовила урокучительница русского языка и
литературы
МБОУ «Вишенская СШ»
Калимбет Анна Викторовна
2017 г.
6 класс Литература
Тема: Уроки доброты Лидии Михайловны по рассказу
В. Г. Распутина "Уроки французского"
Цели:
Деятельностная - формирование у учащихся умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение.
Содержательная – повторить учебные действия учащихся по применению полученных знаний в ходе работы
Образовательные цели: помочь учащимся понять нравственные уроки повести, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа
Развивающие цели: Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов
Воспитательные цели: Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме ; воспитывать на примере главного героя нравственные качества по отношению к самому себе: чувство собственного достоинства, честность, ответственность.
Планируемые результаты
Предметные:
познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве В. Г. Распутина; видеть своеобразие изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; анализировать произведение в единстве содержания и формы; находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка;
ценностно-ориентационная сфера: учиться формировать собственное мнение о рассказе и высказывать отношение к героям рассказа В.Г. Распутина; приобщаться к духовно- нравственным ценностям; анализировать формы выражения авторской позиции;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа; навыками выразительного чтения; составлять устные ответы, используя цитирование; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно- выразительных средств языка в рассказе;
Личностные:
осознавать личностный смысл учения; учиться умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Метапредметные:
Познавательные:
Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем
Регулятивные:
Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
Коммуникативные:
Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты
Термины и понятия
Нравственность, доброта, зло, сострадание, дружба, преданность, милосердие
ХОД УРОКА
l. Постановка целей и задач урока
Каждый человек на своем жизненном пути встречается с учителями. Конечно, они играют определенную роль в нашей жизни. О них написаны стихи, созданы песни.
Об учительнице французского языка и о её роли в жизни героя мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Основа человеческого счастья – доброта. У человека есть два вида жизни. Это – его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это – мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя В. Гюго есть такие слова: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». А что такое доброта? Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Выделяем с классом ключевые слова
Совесть, добро, доброта.
(Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.)
А кто в рассказе совершает добро? (Лидия Михайловна)
Формулировка цели урока
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Добро бескорыстно – в этом его чудодейственная сила.
Итак , сформулируйте тему урока: Уроки доброты Лидии Михайловны по рассказу В. Распутина "Уроки французского". Она открыла мальчику новый мир, где живёт самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Цели: 
- раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и лучше, нравственные законы, по которым живут герои повести В.Г. Распутина;
- прояснить мотивы поведения героя рассказа;
- показать, какую роль в произведении играет доброта, и что означает это понятие.
II. Изучение нового материала
Комментарий учителя эпилога рассказа «Анастасии Прокопьевне Копыловой посвящается».
Работа с текстом
Беседа с учащимися
Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как учительница объясняет это своему ученику?
Выразительное чтение фрагмента «Возвращение посылки»
Почему мальчик вернул её? Какие чувства испытывает он в этот момент? А что чувствует учительница?
Почему мальчик отказывается от угощения Лидии Михайловны? Как это его характеризует?
Изменилось ли у героя со временем отношение к французскому языку? Почему?
Пересказ фрагмента «Игра в «замеряшки»
Какие чувства испытывает мальчик, выигрывая у Лидии Михайловны? Что заставило чувствовать его себя неловко?
С какой целью учительница стала играть в «замеряшки»? Что выдавало её во время игры?
Чтение эпизода «Появление директора»
«…Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок…Это преступление, совращение, растление.»
Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны? А как оцениваете её поступок вы?
III. Практическая деятельность:
1. Работа в группах.
1 – ответить на вопрос: «Почему учительница решилась на игру с учеником? Почему мальчик думал, что они играют взаправду?»
2 - ответить на вопрос: «Какие черты характера учительницы и ученика раскрываются в этот момент? Почему этот момент можно назвать основным?»
3 - Рассказала ли Лидия Михайловна директору, почему она играла на деньги с учеником? Прав ли директор, что это преступление?
2. Собрать пословицы и поговорки
Добро делать спешить надобно
Добро не умрёт, а зло пропадет
Доброе дело без награды не останется
Добро помни, а зло забывай
Добрый человек придёт, словно свету принесёт
Доброе дело питает и разум и тело
Добрые умирают, да их дела живут
3. Письменная работа: сочинение – миниатюра
Хотел(а) бы я учиться у такой учительницы, как Лидия Михайловна?
4. Найти в тексте рассказа изобразительно – выразительные средства:
Фразеологизмы – вплоть до последнего колена, подсаживал зубы на полку.
Метафора – язык деревенел; язык обмяк и зашевелился; продолжал тянуть свою французскую лямку; французские слова не обрывались у моих ног, тяжёлыми булыжниками, а позванивая, пытались куда-то лететь.
Антитеза – изображение голода в городе и деревне; учительница и ученик.
Сравнение – пескарик с чайную ложку…
5. Выразительное чтение стихотворения
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря
6. Игра «Ступеньки»
1.Название игры, в которую играли ученик и учительница?
2.Какое чувство всегда испытывал мальчик?
3.Что покупал герой на выигранные деньги?
4.Что прислала мальчику учительница?
5.Что прислала учительница в обеих посылках?
6.Что помогло узнать отправителя первой поссылки?
Ответы:
ЧикаГолод
Молоко
Посылка
Макароны
Гематоген
7. Творческая работа. Синквейн.
Составьте синквейн, характеризующий нравственные понятия. Попытайтесь учесть всё, что мы говорили.
Добро
Искреннее, вечное
Прощает, помогает, учит
Спешите делать добрые дела
Радость
Зло
Страшное, темное
Оскорбляет, унижает, предает
Все от него страдают.
Ненависть
8. Чтение притчи
Лучшая школа(притча)
Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.− Какой смешной старик, − засмеялся один мальчик.− Эй, маленький толстяк, − скорчил рожицу другой.Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.− Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.− Пойдешь, но не в эту, − сердито ответил дед, − я сам найду тебе школу.Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других − дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.− Дедушка, вам плохо, принести воды? − послышался голосок.− У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, − предложил один мальчик.− Хотите, я позову учителя? − спросил другой ребёнок.Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:− Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.− Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл. Вечером мама мальчика спросили деда:− Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?− По ученикам узнают учителей, − ответил дед.
А) Основная мысль притчи?
Б) Что автор хотел показать?
В) Что общего в рассказе и притче?
lV. Рефлексия деятельности
Как вы думаете, что заставило В. Г. Распутина написать этот рассказ?
Что такое духовная память, духовный опыт человечества?
Какие уроки преподносит герою жизнь, а какие – Лидия Михайловна?
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, милосердие и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия
«Уроки французского» - это уроки жизни, мужества, доброты. Душевные качества учительницы: доброта, любовь, сочувствие, милосердие – составляют духовные ценности человечества. А те люди, у кого они есть, - люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и от позора, была для него как то солнышко, согревала и дарила тепло, радость, помогла ему в трудную минуту, о чём он помнил всю жизнь. Только духовная память делает человека внутренне красивым. В. Г. Распутин говорил, что истинное добро со стороны того, кто творит его имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Таким человеком для героя оказалась Лидия Михайловна
VI. Домашнее задание
Написать домашнее сочинение на одну из тем: «Что значит быть настоящим учителем?», «…В человеке есть свет, и погасить его трудно», «Письмо ученика Лидии Михайловне», отзыв о притче.
VII. Итог урока
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лучшая школа(притча)
Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.− Какой смешной старик, − засмеялся один мальчик.− Эй, маленький толстяк, − скорчил рожицу другой.Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.− Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.− Пойдешь, но не в эту, − сердито ответил дед, − я сам найду тебе школу.Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других − дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.− Дедушка, вам плохо, принести воды? − послышался голосок.− У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, − предложил один мальчик.− Хотите, я позову учителя? − спросил другой ребёнок.Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:− Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.− Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл. Вечером мама мальчика спросили деда:− Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?− По ученикам узнают учителей, − ответил дед.