Разработка урока по литературе на тему Композиция литературного произведения. Понятие и функции. Обучение композиционному анализу. (по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе») (5 класс)



Разработка урока по литературе в 5 классе (ФГОС)

Тема:

Композиция литературного произведения. Понятие и функции.
Обучение композиционному анализу.
(по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Автор УМК В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2013.

тип урока: урок «открытия» нового знания


Планируемые результаты

Личностные результаты:

-становление личности человека, нравственно-этическая ориентация, самоопределение;
-умение определять личностные качества, осознание значения семьи в жизни человека;
-формирование уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, целеполагание;
-умение планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
Предметные:
- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формулировать тему и идею;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- знакомство с понятием композиции, ее функциями.

Ход урока

Организационный момент. Мотивирование

Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждой группе выдается изображение мальчиков.







На доске записан вопрос «Кто изображен на рисунке?»
(Ответ нужно аргументировать)
На выполнение задания и ответы отводится 10 минут.









Примерные ответы учащихся.

-Слева изображен Валек, потому что рядом с ним стоит маленькая девочка. Она испуганно прижалась к Валеку, обхватив его руками. Так делала Маруся, сестра Валека. Она была болезненным ребенком и всего боялась.
- Справа изображен Вася. В отличие от мальчика, стоящего слева, он одет хорошо, обут в туфли, причесан, у него чистое лицо. А Валек живет в развалинах часовни, поэтому у него рваная, испачканная одежда, всклокоченные волосы, босые ноги.
- Слева изображен Валек, так как в рассказе упоминается, что Валек был ростом выше Васи, держался как взрослый.
- Справа изображен Вася, он пробрался в часовню и встретил там Валека и Марусю. Ему неловко в новом непривычном месте, но и уходить он не торопится.

цели: заинтересовать, проверить домашнее задание (знание текста рассказа)
приемы: ассоциации, мозговой штурм
стадия: вызов


Актуализация

1. Составить рассказ о Валеке и Васе по ключевым словам.
Группам раздаются карточки с ключевыми словами. На задание отводится 10 минут
Княжье Вено
Тыбурций Драб
кукла
«пропасть» между отцом и сыном
губительный серый камень
самая замечательная личность из всех проблематических натур
похожа на мать
клятвы
промышлял воровством
кристальная честность
никогда не смеялась
добрый мальчик и верный друг

Составление сравнительной характеристики Валека и Васи.
Группам выдаются таблицы для сравнительной характеристики. Задание: сравнить, чем похожи и чем различны герои. Время выполнения – 5 мин.

Валек
Вася

Чем похожи?

Возраст (около 9-ти лет)
младшие сестры, проявляют заботу о них
одиноки
положительные герои

Чем различны?

Обездоленный, сирота, живет в развалинах
Воспитывается в благополучной семье

Самостоятельный, ответственный, ведет себя по-взрослому
Озорной, сорванец, все время проводит на улице

Гордится Тыбурцием, уважает его
Сторонится отца, не понимает его.



цели: актуализация, фиксация, проверка домашнего задания (знание текста рассказа)
приемы: ключевые слова, сравнительная характеристика
стадия: вызов


Получение новых знаний

Работа с учебником. Из литературоведческого словаря учебника по литературе в тетради дети выписывают понятие композиции. (5 мин.)
Композиция (в переводе с латинского - составление, соединение) – построение произведения.
Композиция состоит из:
Экспозиция – изображение жизни персонажей в период, предшествующий завязке.
Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.
Развитие действия – последующие события.
Кульминация – момент наивысшего напряжения действия в произведении.
Развязка – заключительный момент в развитии действия.
Эпилог – заключительная часть.
Функции композиции:
1. Придание цельности соединению элементов и соотнесение отдельных частей с общим замыслом.
2. Служит для наилучшего выражения общей мысли произведения.
цели: получение новых знаний
приемы: работа с учебником
стадия: осмысление

Закрепление
Составление карты памяти (5 мин.)
Группам выдаются чистые листы формата А4. Задание: составить карту памяти, найти экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог в изучаемом рассказе.
Приблизительный ответ
Экспозиция: смерть матери, описание Княж-городка, отношение отца к сыну, Вася и Соня (Главы «Развалины», «Я и мой отец»).
Завязка: новое знакомство. (Глава «Я приобретаю новое знакомство»)
Развитие действия: Маруся и Соня, Валек и Вася, размышления Тыбурция Драба о судье и законе, новый взгляд на отца ( Главы «Знакомство продолжается», «Среди серых камней)
Кульминация: болезнь Маруси, попытки Васи помочь умирающей девочке, разговор с отцом (Глава «Кукла»)
Развязка: приход Тыбурция в дом судьи, разговор с отцом Васи, примирение отца и сына (глава «Кукла»)
Эпилог: исчезновение Тыбурция и Валека, клятвы на могилке Маруси (Глава «Заключение»)
цели: систематизация, структурирование
приемы: КЛАСТЕР
стадия: рефлексия

Самоконтроль и саморефлексия (5 мин)
Анкета для каждого учащегося
Помогает ли композиция раскрыть замысел рассказа? да нет затрудняюсь ответить
Восстановите текст
Автор рассказал о Васе, который в начале рассказа был одинок и несчастен. Отец считал, что его сын связался с дурной компанией, но это было не так. Стена непонимания между отцом и сыном рухнула, когда Тыбурций пришел защитить Васю. Вася оказался добрым, заботливым, чутким к чужому горю и самым настоящим другом.
Иногда люди несправедливо осуждают тех, кто вынужден скитаться и бродяжничать. Никто из взрослых (горожан) не позаботился о детях, живущих в развалинах. И только девятилетний мальчик попытался спасти умирающую девочку. Знакомство с Марусей стало для Васи прививкой от людского равнодушия.
Можно ли назвать дурным обществом людей, которые не поинтересовались судьбой детей, живущих в развалинах, не протянули им руку помощи?
__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

цели: обобщение, выражение личного отношения
приемы: анкетирование
стадия: рефлексия

Домашнее задание

Оформить КЛАСТЕР, начатый на уроке.












15