Урок русского языка в 9 классе Тема Синтаксический и пунктуационный разбор ССП


Тема «Глагол. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа»
Цели:
1.Образовательная: повторить правописания ь после шипящих в глаголах 2 лица, ед.ч, в Н.Ф. глагола, пополнить орфографическую базу новыми знаниями (глаголы повелит. наклонения)
2.Развивающая: развитие ключевых компетенций (коммуникативной, проблемной, кооперативной, информационной)
3.Воспитательная: расширение кругозора учащихся, воспитание толерантности.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок-проектирование (нетрадиционный тип урока).
Формы работы на уроке:
•самопроверка;
•сравнение с образцом на доске;
•самоанализ;
•работа в парах.
1 слайд
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами правильного письма.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. -
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место".
Работать мы будем не в тетрадях, а на специальных листах.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Слайд 2
Выполните 1-е задание.
Восстановите текс.
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед.ч.) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
На доске
3 Определите спряжение глаголов (1 человек у доски)
1.Обидеть – 2 спр.
2.Хлестать – 1 спр.
3.Искать – 1 спр.
4.Разрезать – 1 спр.
5.Слышать – 2спр.
6.Сеять – 1 спр.
7.Клеить – 2 спр.
4 Какого вида следующие глаголы? (1человек удоски)
1.Решить – сов.
2.Шептать – несов.
3.Вздыхать – несов.
4.Встать – сов.
5.Крикнуть – сов.
6.Захотеть – сов.
7.Беречь –несов.
Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? (СДЕЛАЕТ?) или ЧТО ДЕЛАЮТ? (СДЕЛАЮТ?), тот этот глагол состоит в 3-м лице и в нем перед –СЯ буква Ь не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (СДЕЛАТЬ?), то этот глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ буква Ь пишется.

Слайд 3
5 Не с глаголами
-Как пишется частица не с глаголами?
НЕ с глаголами пишется раздельно.
Исключение составляют те глаголы, которые без НЕ не употребляются.
- Распределите слова в 2 столбика:
(Не)буду, (не)хочу, (не)навидеть, (не)годовать,
(не)доумевать, (не)сдобровать, (не) был,
(не)взлюбить.
Слайд 4 Проверка
Не раздельно Не слитно
Не буду ненавидеть
Не хочу негодовать
Не был недоумевать
Несдобровать
Невзлюбить
Слайд 5
6 В словах под каким номером нужно писать Ь ?1) Брош…
2) Пахуч..3) Тиш..4)Реч…
5) Стереч…
6) Жгуч..Проверка 1, 3, 4, 5.
Слайд 6
Определение темы урока
-Какое слово лишнее? (прибить)
-Почему? (так как слово с другой орфограммой, а остальные слова – с шипящей на конце слова).
-Ребята, как вы считаете, какова же тема сегодняшнего урока?
Слайд 7
-Правильно. Сегодня будем работать над орфограммой «ь после шипящих в глаголах». Запись темы.
-Как нам не ошибиться в написании этой орфограммы? (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них).
Слайд 8
. Целеполагание
-Давайте определим цели нашего урока?
У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно писать Ь после шипящих в глаголах
Р- развивать ….Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость
О- объяснить …..Что будем объяснять?-написание слов
К- контролировать…..Что будем контролировать?-ответы товарищей.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
Слайд 9
-На какие группы можно разделить слова?
Заполните таблицу
А) н.ф. глагола
Б) 2 л. Ед. ч.
В) ?
Слайд 10
Глаголы в неопределенной форме Глаголы 2 лица ед. числа Помочь хочешь обеспечь
развлечь будешь отрежь
беречь проживешь Не плачь
Выводы:
Слайд 11
Глаголы в неопределенной форме
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?
Это начальная форма глаголов. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Неопределенная форма глагола имеет окончание -ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на –ЧЬ .
В неопределенной форме после буквы Ч пишется мягкий знак.
Примеры: беречь-беречься.
Слайд 12
Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется мягкий знак.
Учишься Несешь
Бежишь Летишь
Играешь Ленишься
Слайд 13
Подумаем, что объединяет эти слова?
не плачь обеспечь отрежь
Общий оттенок лексического значения: выражают приказ , просьбу
Вывод
глаголы, обозначающие приказ, просьбу, тоже пишутся с ь знаком.
Слайд 14
Обобщим всё правило:
ЗАПОЛНИТЬ В РАБОЧЕМ ЛИСТЕ
Пункт выводы
Проверка
Физкультминутка
Слайд 15
Работа В ПАРАХ с карточкой. Придумайте рифму к частушкам.
Слайд 16
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1 уровень: Запишите пословицы? Обозначьте орфограмму.
Напишеш… пером, (не) вырубиш…
Лучше печатного (не) скажеш…
Поменьше говори, побольше услышиш…
2 уровень
Выпишите глаголы, вставьте мягкий знак, обозначьте орфограмму.
Знаеш_, товарищ_,хорош_, обеспеч_, доч_, леч_, читаеш_, много туч_, съеш_те, испеч_, врач_, рисуеш_,
спряч_, сжеч_, горяч_.
3 уровень:
Исправьте ошибки, запишите, обозначьте орфограммы.
Потерянного времени не воротишь.
Хочеш есть калачи, так не сиди на печи.
Станеш ленится - будеш с сумой волочиться.
Не береч поросли - не видать дерева.
Резерв.
стр.276 упр.702
17 слайд.10.Проверка
1 уровень
Комментирование (Остальные – самопроверка)
МОРФОЛОГИЧЕСИЙ РАЗБОР НА ДОСКЕ.
2 уровень
Знаешь( 2 л., ед.ч.),обеспечь(приказ), лечь(Н.ф.), читаешь (2 л., ед.ч.), съешьте(приказ), испечь (Н.ф.), рисуешь (2 л., ед.ч.),спрячь(приказ), сжечь(Н.ф.).
3 уровень.
Потерянного времени не воротишь.
ХочешЬ (2л.ед.ч) есть калачи, так не сиди на печи. СтанешЬ (2л.ед.ч) ленитЬся (Н.ф) - будешЬ (2л.ед.ч) с сумой волочиться.
Семь раз отмерь, один раз отрежЬ (приказ).
слайд. 18-19 самооценка
Слайд 20. Рефлексия
Вывод ( какие ошибки пропустили, на какое правило?)
Слайд 21
Домашнее задание
•Упр.№703 стр.276
Слайд 22
Спасибо за урок.
2 УРОВЕНЬ
Выпишите глаголы, вставьте мягкий знак, обозначьте орфограмму.
Знаеш_,товарищ_,хорош_, обеспеч_, доч_, леч_, читаеш_, много туч_,съеш_те, испеч_, врач_, рисуеш_,
спряч_, сжеч_, горяч_.
Морфологический разбор - РИСУЕШЬ
2 УРОВЕНЬ
Выпишите глаголы, вставьте мягкий знак, обозначьте орфограмму.
Знаеш_,товарищ_,хорош_, обеспеч_, доч_, леч_, читаеш_, много туч_,съеш_те, испеч_, врач_, рисуеш_,
спряч_, сжеч_, горяч_.
Морфологический разбор - РИСУЕШЬ
3 уровень
Исправьте ошибки, запишите, обозначьте орфограммы.
Потерянного времени не воротишь.
Хочеш есть калачи, так не сиди на печи.
Станеш ленится - будеш с сумой волочиться.
Не береч поросли - не видать дерева.
Морфологический разбор – (НЕ) ВОРОТИШЬ.
3 уровень
Исправьте ошибки, запишите, обозначьте орфограммы.
Потерянного времени не воротишь.
Хочеш есть калачи, так не сиди на печи.
Станеш ленится - будеш с сумой волочиться.
Не береч поросли - не видать дерева.
Морфологический разбор – (НЕ) ВОРОТИШЬ.
1 уровень
Запишите пословицы? Обозначьте орфограмму.
Напишеш… пером, (не) вырубиш…
Лучше печатного (не) скажеш…
Поменьше говори, побольше услышиш…
___________________________________________________________________
1 уровень
Запишите пословицы? Обозначьте орфограмму.
Напишеш… пером, (не) вырубиш…
Лучше печатного (не) скажеш…
Поменьше говори, побольше услышиш…
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Придумайте рифму к частушкам
1.Мягкий знак, мягкий знак
Нам не выучить ………
Хорошо он слышится.
Ну, а где он ……………. ?2.Ешь и ишь, ешь и ишь.
Любишь, веришь, …………
Учишь, знаешь, слышишь
С мягким знаком ………….
3. Чтобы пироги ……………..,
Нужно мягкий знак привлечь.
И в начальной форме даже
Мягкий знак в глаголах ……….
4. И отрежь, и намажь,
Нам ……………… аж.
Знак ужасно важный,
Но совсем не …………….
5. Мы частушки сочиняли,
Чтобы правило все ……...,
Мягкий знак не пропускали
И в глаголах ……….. .