Урок на тему Поговорим о смысле и цели жизни (в рамках подготовки к сочинению-рассуждению 15.3 на морально-этическую тему)

Куулар Чочагай Викторовна,учитель
русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г Чадана
«Поговорим о смысле и цели жизни»
«Подготовка к сочинению –рассуждению на морально-этическую тему (15.3)»
(в рамках зонального семинара
Цели:1) Сформировать у школьников навыки написани сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (15.3) ; 2) Развивать творческую, речевую, мыслительную активность, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;3)Воспитывать жизнелюбие, умение преодолевать чувство страха,неуверенности.

Вводная беседа.
-Перед нами сочинение ваших сверстниц, давайте прочтем его и подумаем , о чем они размышляют.

«Я сижу в темной комнате. Я чувствую , как ты медленно приближаешься ко мне. Я слышу учащенный стук моего сердца и ощущаю твою холодную , тяжелую руку. Я одна, мне никто не поможет. Кругом пустота и ты, ты, мой______...»

-Каким настроением проникнуто произведение ваших сверстниц? Как вы думаете, какое слово должно стоять на месте пропуска? (страх)
-Каковы причины страха?
1.2. Стратегия «Река проблемы»
(В левом нижнем углу ватмана учитель записывает проблемы, с решением которых учащимся предстоит столкнуться на уроке).
-Я знаю, вы обеспокоены предстоящими экзаменами, но мы не такие люди, чтоб идти на поводу страха и отчаяния. Да?
1.3. Психологический настрой к уроку
-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. 
-Теперь, когда настроились на хороший лад, давайте прочитаем отрывок из стихотворения гениального поэта XX века Владимира Высоцкого и поговорим о самом главном.
Если трудно идешь- по колена в грязи
Да по острым камням, босиком по воде студеной-
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем опаленный-
Хоть какой-доберись, добреди, доползи!..
-О чем рассуждает поэт? Догадались, какой теме посвящен наш урок?
2. Объявление темы и цели урока.
3. Чтение и анализ текста М. Карима.
-Как бы вы определили , что такое жизнь? Говорят: «жизнь полезна», «жизнь бесполезна». В каком смысле? И от чего это зависит ?
-Человек не выбирает мать и отчизну, он также не выбирает свое время и эпоху. Не от него зависит, от какой матери и на какой земле ему родиться. Но какой след оставляешь на земле, для чего и как живешь на этом свете все это зависит от самой личности, определяется ее горением, неустанной работой ее ума и сердца. Прочитаем притчу Башкирского писателя Мустая Карима.
«Притча о трех близнецах»
(1)У прародителя древнего племени было три сына-близнеца. (2)Когда сыновья достигли пятнадцати лет , что считается джигитским возрастом , старик велел каждому из них срубить по дереву. (3)Первый срубил толстое дерево, второй-потоньше, третий-еще тоньше
-Ребята, попробуем определить предназначение каждого из сыновей по тому дереву, которое они срубили.
(4)Потом отец сказал им : «Сделайте из этих деревьев что хотите и что умеете». (5)Первый сделал плуг, второй-лук и стрелы, а третий-свирель. (6) «Вот каждый из вас и нашел свое призвание,-обрадовался старик.-Мне известно теперь, кому быть пахарем, кому-воином, кому-певцом». (7) Сыновья попросили разрешения приступить к исполнению долга, но отец остановил их
-Как вы думаете, какой наказ дает близнецам отец?
«Пусть сначала воин пашет землю, дабы он хорошо знал, что надлежит ему охранять. (8) Пахарь постоит на посту. (9) Ему тоже не мешает знать, какая зоркость и отвага нужны воину. (9) А певцу, прежде чем он запоет первую свою песню, надобно пахать и постоять на страже. (10) Только тогда его песни будут понятны и близки и пахарю и воину». (11) Поиграть на свирели первым двум сыновьям почему-то он не предложил
-Как вы понимаете смысл последней фразы? (Прогнозы учащихся)
4. Релаксация под музыку Баха «Шутка».
-Есть особые люди, которые способны не только реализовать себя и свою жизнь, но и способные изменить мир. Таких людей в мире составляют единицы. Мне кажется, к «особой породе» людей относятся и люди искусства, умеющие создавать «праздник души».
5. Подготовка к сочинению.
-Говоря о братьях-близнецах, М. Карим имеет в виду о смысле и цели жизни, которую каждый человек выстраивает сам. Автор не использует слова самовоспитание. Если внимательно посмотреть на состав слова , то мы увидим, что это воспитание самого себя.
Обратимся к энциклопедии , чтобы узнать , что обозначает это слово.
Самовоспитание- систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом.

-Какую жизнь вы бы хотели для себя? Попробуйте изложить на бумаге. Что для этого нужно? Составь для себя программу ее реализации.
-Обсудите и решите для себя, как относиться как относиться к жизненным позициям , выраженным в афоризмах.
5.1 Групповая работа.
1 группа : «Если человеку суждено утонуть, он утонет даже в столовой ложке воды» (пословица)
2 группа: «Судьба – не случайность, а предмет выбора: ее не ожидают, а завоевывают» (У. Брайан)
3 группа: «Посеешь поступок-пожнешь привычку,
Посеешь привычку-пожнешь характер,
Посеешь характер-пожнешь судьбу»
(Народная мудрость)

- Как видите , ответив на вопросы и приведя доказательства вашей позиции, вы , по сути, выполняли задание 15.3. Тут нужно лишь ваше усердие, терпение, усидчивость.
5.2. Парная работа
1в. Написать тезис сочинения «Что такое самовоспитание?»
2в. Написать аргументы сочинения «Что такое самовоспитание?»
6. Рефлексия.
-О чем мы поговорили? Что вы извлекли из нашего разговора? Стоит ли отчаиваться, поддаваться страху в моменты трудных жизненных ситуаций?
-А вот концовка сочинения. К какому выводу приходят девочки?
« Но человеческая душа не может находиться в постоянном страхе, она ищет выхода и находит его в светлых чувствах» (Н.Микульская, О. Жданова, Е. Булатова, г Обнинск, 10 класс)
-О каких светлых чувствах говорят девочки? Что нам помогает преодолеть свой страх? Давайте все вместе смастерим мостик, чтобы навсегда распрощаться с этим негативным чувством.
6.1. Стратегия «Река проблем».
(Участники на стикерах пишут кратко пути преодоления страха).
-Итак, мы с вами обсуждая главную стратегию нашей жизни, научились преодолевать чувство страха, неуверенности. Помните, никогда не бывает безвыходных ситуаций.
- Положите руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть все прекрасное.
Я есть человек,
Все зависит от меня,
Все в моих руках.
7. Домашнее задание:
Сочинение-рассуждение (15.3) : «Что такое самовоспитание?»