Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

Тема: Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.
Класс: 8
Цели: Расширить словарный запас; продолжить  работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом. Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Целеполагание.
- Что такое сочинение?
Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.
- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?
Что, о чем писать? (содержание)
Как писать? (форма)
3. Работа над содержанием.
- Определимся в первую очередь с содержанием.
Частично тема уже задана.
а) Проведём словарную работу.
(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)
- Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)
- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
- Как вы понимаете значение слова «нравственность»?
- вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
б) Подбор синонимов.
- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)
в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)
- Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.
Из очерка «О милосердии»
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу рот разбит. Решил повернуть назад, домой. Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи... Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог. Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного они же видели, что я весь в крови, что-то случилось упал, ударили, почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается» стало чувством привычным? С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное желание отойти, уклониться, не ввязываться и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет.
Кого винить? Оглянулся и причин видимых не нашел. Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас о главных жизненных правилах той поры. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек я, например, может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)
(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
г) Беседа по содержанию.
- Какую проблему поднимает Д. Гранин?
- По какому поводу собирается он «бить тревогу»?
- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие)
- Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.
- Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)
д) Подбор антонимов.
- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
Тетрадь: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,
Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан)
4. Планирование дальнейшей деятельности.
- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
- Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами):
- Нужно ли милосердие в наше время?
- В чем оно проявляется? Примеры.
- В чем причины людского равнодушия и невнимания?
- Можно ли воспитать милосердие в себе?
5. Индивидуальная работа.
- Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.
Задание: (в конвертах-тексты), (самостоятельная работа сопровождается музыкой)
1 уч.– Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.
- Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
- Как можем их использовать в своем сочинении?
Библейская притча «Добрый самаритянин».
Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:
Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему:
В законе что написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему:
Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
А кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал:
Оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему:
Иди, и ты поступай так же.

-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
6. Работа с памяткой. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
Памятка «Жизненных правил».

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.
3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

8. Работа с цитатами.
– Прочитайте цитаты.
Обдумайте их. Объясните значение.
- Как сможем использовать в работе?
Цитаты:

1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
людских поступков скрывается только в человеческом сердце.
Де Сад
2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
Д.С.Лихачёв
3.И от огня любви
житейское страданье уносится,
как мимолётный дым
Вл. Соловьёв
4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие.
Л.Н.Толстой
5.Тревожьтесь обо мне
Пристрастно и глубоко.
Не стойте в стороне,
Когда мне одиноко.
Желайте мне добра
И рядом и не рядом
Е.Евтушенко
6.Разберёмся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
С.Есенин
7.Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать
Ф.И.Тютчев
9. Рефлексия.
(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).
Повторение схемы сочинения-рассуждения.
Вспомните композицию такого сочинения.

I. Основная мысль (тезис).
II. Доказательства:
а)
б)
в)
III. Вывод.
10. Оценивание.
Обратите внимание на следующих авторов и их произведения.

1) В. П. Астафьев
- «Конь с розовой гривой».
- «Фотография, на которой меня нет».
2) К. Т. Паустовский
- «Телеграмма»
3) В. Г. Короленко
- «Парадокс»
4) А. Алексин (любое произведение)
5) И другие авторы и их произведения
- разбор и ответы на вопросы учащихся
12. Итог урока.
- Стихотворение Э. Асадова «Падает снег».
Падает снег, падает снег – Тысячи белых ежат А по дороге идет человек, И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль. Лицо человека - обида и боль. В зрачках два черных тревожных Флажка Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон? Друг ли с подлой душой? Знает об этом только он Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда – Звонки тишину встревожат. У нас милиция есть всегда И «Скорая помощь» тоже.
А если просто падает снег И тормоза не визжат, А если просто идет человек И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска- Два горьких черных флажка? Какие звонки и сигналы есть, Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти Какой-то там этикет, Удобно иль нет к нему подойти, Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег, По стеклам шуршит узорным. А сквозь метель идет человек, И снег ему кажется черным
И если встретишь его в пути, Пусть вздрогнет в душе звонок, Рванись к нему сквозь людской поток. Останови! Подойди!
Заголовок 2 Заголовок 315