Урок развития речи по теме Подготовка к сочинению — рассуждению на морально — этическую тему


Урок развития речи по теме « Подготовка к сочинению – рассуждению на морально-этическую тему»
8 класс
Учитель русского языка и литературы Садовая С.В.
МБОУ СОШ №1 с УИОП г. Воронеж
Урок развития речи по теме «Подготовка к сочинению – рассуждению на морально - этическую тему» 8 класс
Цель урока (образовательная):
- познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке;
-формировать у учащихся навыки построения рассуждения
Цель урока (развивающая):
- развивать у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему
Цель урока (воспитательная):
- воспитывать у учащихся нравственные качества посредством анализа дидактического материала.
Оборудование: тетради, раздаточный материал ( листы- схемы, текст) компьютерная презентация
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас.
- Задумывались ли вы о предстоящих экзаменах в 9 классе? Что вы чувствуете перед предстоящими испытаниями?
Ответы учащихся
Учитель. В жизни человек сталкивается со множеством проблем, для решения которых ему нужны и знания, и умения прилагать эти знания на деле. Чтобы быть на высоте, чтобы достойно отвечать требованиям времени, необходимо учиться. Мы сегодня будем учиться писать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему, что является обязательной частью экзамена по русскому языку.
На экране слайд №1 с названием темы урока.
Работа над содержанием.
Учитель: - Предлагаю уточнить значение слов, составляющих тему урока.
- Что такое сочинение? Ответы
Это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение, творение.
Опорные карточки прикрепляются к доске
- Что такое рассуждение?
На экране слайд №2 с указанием признаков различных типов речи
- Назовите только те признаки, которые имеют отношение к рассуждению. Соблюдайте правильный порядок следования.
Опорная карточка прикрепляется к доске.
- Как вы понимаете слова мораль, этика? Ответы учащихся.
На экране слайд №3 с определениями по словарю Ожегова.
- К какому аспекту жизни относятся эти понятия? ( духовно- нравственному).
- Что такое нравственность? Какие качества характера человека мы отнесем к нравственным? Создание кластера.
На экране слайд №4
Результат работы.
Нравственность – это доброта, самоотверженность, гуманность, отзывчивость, долг, честь, совесть, сочувствие.
- Определите важность этих качеств для человека.
Обратимся к опорным карточкам на доске. Сформулируйте суть работы.
Учитель: Как много хороших слов мы подобрали, но написать сразу обо всем в одном сочинении невозможно, поэтому я предлагаю остановиться на одном, и определить его нам помогут слова А.С. Пушкина.
На экране слайд №5
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
А.С.Пушкин- Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала для урока?
- Можно ли А. Пушкина назвать человеком чести? Почему?
Другой выдающийся сын России М.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:
Погиб поэт – невольник чести –
Пал оклеветанный молвой.
- Первое задание предполагает дать определение указанного понятия.
- Какой части сочинения будет соответствовать определение? (тезис)
- Возьмите приготовленные схемы и напротив слова тезис запишите определение слова честь, как вы его понимаете. (Приложение 1)
- Давайте сравним с определением, данным в словаре В.Даля.
На экране слайд №6
- Следующая часть задания – прокомментировать данное определение.
- Что значит прокомментировать? ( дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этого понятия)- Как вы считаете, честь – это важное понятие для человека?
- Подтверждение мы сможем найти в пословицах.
На экране слайд №7
- Прочитайте внимательно пословицы, подумайте, по какому признаку их можно сгруппировать.
1 группа – пословицы о чести, соотносятся с такими понятиями, как правда, ум, заслуги, почет и уважение.
2 группа – пословицы о бесчестье, соотносятся со смертью, позором.
- Каких пословиц больше? Почему?
- Прислушайтесь к своему внутреннему голосу.
- Какие пословицы вы хотели бы услышать в свой адрес? Почему?
-Кого мы можем назвать человеком чести? Сформулируйте и запишите ответ на этот вопрос.
Заслушать несколько вариантов.
Итак, вы высказали свою точку зрения, что позволило сформулировать тезис.
Следующим этапом нашей работы станет подбор аргументов в поддержку вашей точки зрения, для этого нам необходимо обратиться к тексту.
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3) Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести — человек принципов...
(5) Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6) Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?(7) Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17) Оно не подтверждено никаким, документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово.
(По Д. Гранину*)
*Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) — русский писатель, публицист.
Чтение текста, выделение ключевых слов.
- Что является темой теста? Какие чувства вызвал этот текст?
Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, что особенно волнует автора.
- Можем ли мы говорить о многогранности понятия честь?
- Перед каким выбором оказался А.П.Чехов?
- Можем ли мы назвать А.Чехова человеком чести? Почему?
- Как автор раскрывает важность поднятой проблемы?
Работа в группах по подбору аргументов.
Необходимо выбрать из текста предложения, которые помогут раскрыть ваш тезис. Запишите номера предложений или процитируйте.
Ответы учащихся.
Работа по подбору второго аргумента. Запись предлагаемых вариантов.
Итоги урока.
Учитель: Я благодарю вас за проделанную работу, надеюсь эта работа оставит след в вашей душе. Закончить урок мне хочется следующими словами:
Ведь так непросто нам порой
Решить, как поступить.
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть или покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый.
И на него мучительно ответ искал.
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить.
Я желаю вам мужества при принятии решений, чтобы слово честь не было для вас пустым звуком.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение.
Выставление оценок.
Приложение 1
Структурные части текста Опорные записиТезис
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод