Конспект урока русского языка на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему Что такое патриотизм (8 класс)

ГБОУ Гимназия № 45 им. Л.И. Мильграма









Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению
на морально-этическую тему
«Что такое патриотизм»
(в рамках подготовки к ОГЭ задание 15.3)










Автор:
Цивенко Н.Б.,
учитель русского языка и литературы












г. Москва, 2015 г.
Цель урока:
сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Задачи:
образовательные:
1) расширение и углубление знаний по культуре речи;
2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,
развивающие:
1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений,
2) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
3) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)
Воспитательные:
1) формирование нравственных качеств учащихся;
2) воспитание патриотизма, исторической памяти.
Методы, технологии:
Проблемно-поисковый, репродуктивный
Информационно-коммуникативные технологии.
Дискуссия.
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа со словарной статьей, работа по вопросам, анализ эпизодов текста.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Компьютер с проектором.
Слайдовая презентация Microsoft Power Point (кластер-схема).
Оформление доски – дата, тема, иллюстрации, изображающие любовь к Родине.
Кейс для каждого учащегося: текст, структура сочинения-рассуждения, высказывания о Родине известных исторических деятелей, поэтов, писателей, общественных деятелей, пословицы и поговорки о любви к Родине.
 
Ход урока
I. Слово учителя. Создание ситуации успеха. Погружение в тему урока.
70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Предлагаю прослушать отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием». (Учащиеся слушают отрывок из поэмы в записи).
В какие годы переносят нас события этого произведения? (в 40-е годы XX в., в период ВОв)
О чём это произведение ? (О призыве к защите Отечества, о безграничной любви к Родине).
Как вы думаете, какое слово будет ключевым на уроке? (Патриотизм – любовь к Родине).
Запишите слово в центре листа тетради. Мы составим кластер или схему, т.е. те рабочие материалы, которые помогут при написании сочинения.
Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока? (Написание сочинения 15.3 по теме «Что такое патриотизм»).
- Итак, займемся сбором рабочих материалов.
II. Пошаговая подготовка к написанию сочинения 15.3 с использованием кластера-схемы.
1. Работа с текстом
Предлагаю познакомиться с текстом Юрия Яковлевича Яковлева «Сыновья Пешеходова»,на основе котрого вам предстоит написать сочинение.
Перед вами текст, который мы прочитаем по ролям. Читая текст, подумайте, какова тема и идея данного текста.
(чтение по ролям: рассказчик, дедушка Пешеходов, ребёнок)

(1)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого–то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя.
(3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами. (6)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным–давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
(7)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели - ребятня. (8)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
(9)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.
- (10)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто – то из маленьких собеседников.
(11) И старик отвечает:
- (12) Прошёл до Берлина пешком. (13)И фамилия моя потому Пешеходов.
(14)Постепенно кружок слушателей увеличивается.(15)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
- (16)Дедушка Пешеходов, - уже в который раз расспрашивают ребята, - а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
- (17)Мои сыновья, Семён и Василий, - как бы впервые отвечает старик.
- (18)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (19)Мои сыновья, Семён и Василий.
– (20) А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
- (21) Мои сыновья
(22) И тут, как бы желая задать старику задачу, кто–нибудь обязательно спрашивает:
- (23) Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(24) Нет, не собьёшь старика!
- (25) Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, - невозмутимо отвечает он, и в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(26) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно
и достойно.
- (27)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
- (28) Мои сыновья
- (29) А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
- (30) Мои сыновья
- (31) Везде поспевали?
- (32) Везде. (33) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
- (34) Так и не вернулись?
- (35) Так и не вернулись. (36) Спят в могиле.
(37) При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто – то из них решается спросить:
- (38) Где их могила?
(39) Старик распрямляется и говорит:
- (40) Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (41) По всей родной земле.
(42) И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час
( По Ю.Яковлеву*)
*Юрий Яковлевич Яковлев – советский и российский писатель, общественный деятель.



- Прежде чем определить о чем текст, назовем, что такое тема и идея текста (ТЕМА – это то, о чём текст. ИДЕЯ (ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ) – это то, что хотел автор донести до читателя).
О чём рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»? (Тема рассказа – подвиг русских солдат, защитивших страну от фашизма).
Почему отец погибших сыновей, распрямляя плечи, говорит, что «спят они во всех солдатских могилах»? Разве такое возможно? (Размышления учащихся).
Какова основная мысль рассказа? ( Подвиг солдат бессмертен).
Что лежит в основе их подвига? (Любовь к Родине).
Почему мы смогли победить фашистскую армию? (Благодаря огромной любви к Родине).

2. Составление кластера-схемы
Замените словосочетание «любовь к Родине» синонимичным словом (Патриотизм).
Запишите данное слово в центре тетрадного листа.
Что стоит за этим словом? (Ответы учащихся).
Какой информацией обладает? (Ответы учащихся).
Подберите ключевые слова-существительные, давая толкование слова ПАТРИОТИЗМ (Гордость, преданность, радость, любовь, привязанность).
Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку)
(В ходе работы составляется интеллект-карта)
3. Работа со словарями
Давайте обратимся к слайду, в котором даны словарные статьи из разных словарей.
Задание:
Самостоятельно прочитайте словарные статьи и сравните составленную нами схему с толкованием слова в различных словарях.
Посмотрите, все ли слова, позволяющие нам дать толкование слова ПАТРИОТИЗМ, мы записали в схеме? Если нет, расширьте свои записи.
Обратите внимание на слова великих исторических деятелей, поэтов, писателей. Как вы понимаете смысл высказываний? (Ответы учащихся).
- Как вы думаете, чем можно дополнить и расширить информативный ряд? (Можно включить пословицы, поговорки о Родине).
- Вспомните и запишите их. А теперь сравните схему, составленную на уроке, с той, которая дана на слайде. (Учащиеся сравнивают свои записи, обсуждают их, по необходимости расширяют собственные кластеры).

4. Анализ и отработка задания 15.3

- Вспомним, как звучит задание 15.3. (Учащиеся читают задание, комментируют его).

(Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ПАТРИОТИЗМ это...», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.)

- Вспомним схему, по которой пишется сочинение-рассуждение.
(Структура сочинения-рассуждения 15.3.
1. ТЕЗИС
2. КОММЕНТАРИЙ (пояснение данного слова)
3. Скрепа (логический переход). Пример 1 (из текста)
4. Скрепа (логический переход). Пример 2 (из жизненного опыта)
5. Вывод)
4. Беседа с учащимися
4.1.
Опираясь на схему, ответьте на вопрос, который вам предложен в качестве темы сочинения. Запишите свой ответ в тетради (Ответы учащихся).

(Патриотизм – это любовь к Отчеству, преданность Отечеству и народу, стремление служить Отчизне, защищать Родину, привязанность к родной земле, к традициям, к языку, сохранение традиций и обычаям, культуры, языка, гордость за прошлое и настоящее страны.)
4.2.
Запишите свои мысли в тетради.
Прокомментируйте сформулированный нами тезис. О чём идёт речь в тексте? (В тексте говорится о готовности солдат жертвовать собой во имя будущего страны. В основе героизма, мужества – любовь к Родине.)
Запишите ответ в тетради.
(Человек, любящий свою Родину, готов жертвовать собой во имя будущего страны. Только благодаря огромной силе патриотизма мы победили в Великой Отечественной войне. Докажу свою точку зрения аргументами из текста Ю.Я.Яковлева и собственного опыта).
4.3.
Давайте еще раз обратимся к тексту и подберём аргументы, доказывающие правоту нашего объяснения слова ПАТРИОТИЗМ и комментария к нему.
1. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме дедушки Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.
2. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме ребят, которые слушают дедушку Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.
3. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме сыновей Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.
4.4. Проверка д\з.
- Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте? (Обобщение каких-либо жизненных фактов: - жизненная история, произошедшая с тобой; - жизненная история, произошедшая с твоим другом;
- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. Это обращение к прочитанной книге, посвященной данной теме, к фильму, в котором раскрыта эта тема, обращение к историческим фактам).
Дома вы должны были подобрать примеры проявления патриотизма из собственного опыта. (Учащиеся дают ответы). Один из этих примеров или свой собственный можете записать в тетради.
4.5. Любое дело имеет свое завершение.
О чём вы будете писать в заключительной части своего сочинения? (Учащиеся подводят итоги, делают вывод, записывают мысли в тетради).
III. Домашнее задание
Дописать сочинение на тему «Что такое патриотизм»