Сценарий урока русского языка в 5 классе на тему: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».(Петроний)(Обобщение по теме:Фонетика,Словообразование.


Тема урока: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».(Петроний)
(Обобщение по темам: «Фонетика», «Состав слова и словообразование»
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного (практикум).
Цели как деятельность учеников.
М/к: договариваться о совместных действиях, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.
6/4ЛР: производить морфемный и словообразовательный разбор, самостоятельно подбирать слова к схемам
Оргмомент. Ход урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
1.Фонетическая зарядка. Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.
1 группа учеников (хором): «Мимоза»
С мохнатой мимозой зима обнималась,
Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.
Махая мантильей морозец смеялся,
И маленький кустик мимозы сломался.
(В. Брюсов.)
2 группа учеников (хором): «Песенка синичья»
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся,
Славно сегодня звенится, поётся.
(М. Бородицкая.)
3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная»
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера»
( М. Бородицкая.)
Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.
4. Адекватно использовать речевые средства.
2.Языковая разминка.
Прочитайте предложение (представлено на доске):
Зеленеют все [апушк’и] зеленеет [прут] а зелёные лягушки песенку [пай’ут]. (С. Чёрный)
1. Запишите его, заменяя транскрипцию орфографическим написанием, расставьте знаки препинания.
2. Объясните постановку знаков препинания при помощи схемы.
3. Выпишите все словосочетания, укажите части речи.
4. Разберите по составу глагол зеленеют и существительное пе сенку.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
ТОУУ
3. Формулирование темы урока.
А) - Когда я пришла на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте его послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика.
Б)– Дополните схемы и продолжите формулировку темы.

Ребята формулируют тему урока. Запишем тему нашего урока.
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
4. Повторение и систематизация изученного.
1. Блиц-опрос проводится в группах с помощью консультантов, проводя беседу с консультантами, определяя уровень подготовки по вопросам § 85.
2. Работа в группах.
Проверяется уровень владения морфемным и словообразовательным анализом, орфографическая грамотность. Учащиеся обсуждают в группах задания, выполняют их, делают взаимопроверку, результаты представляют другим группам.
а) Упр. 672 – представляют образцы разборов указанных слов, выписывают слова с пропущенными буквами, графически объясняют условия выбора орфограмм.
Коллективное обсуждение.
б) Упр. 673 – представляют подобранные к схемам слова, дают необходимые комментарии.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
5.Составление акротекста. Форма ученика должна быть интеллигентной и аккуратной.
Она способствует развитию деловых качеств в учении.
Никто из лицеистов не должен нарушать правила одежды.
Её нужно готовить с вечера: чистить, гладить, стирать.
Только прилежный ученик достигает цели в учёбе и жизни.
Иногда нужно приложить усилия, чтобы победить себя.
Как трудно заставить себя работать, чтобы стать человеком!
Азарт и стремление постигать истину помогает мне всегда. Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
6.Составление синквейна. Словообразование
Увлекательное, интересное
Обогащает, развивает, расширяет
Трудно в учении – легко в бою
Труд Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме
7. Рефлексия.
8. Итоги урока. Стихотворение Б.Пастернака читает подготовленный ученик
Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

- Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?
- Думайте!
- Чувствуйте!
- Любите!
- Фантазируйте!
- Анализируйте!
- Исследуйте!
- Философствуйте!
- Живите!
- Произведите самооценку.
- По каким критериям будете давать оценку?
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
9. Домашнее задание.
Написать лингвистический этюд на тему: « Что я узнал из раздела «Словообразование?»
Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.