Презентация по русскому языку на тему Подготовка к сочинению по русскому языку в 9 классе , часть 3 (15.1)


Подготовка к сочинению по русскому языкуЧасть 3 (15.1)ОГЭ 9 класс В задании 15.1 части 3 в каждом варианте будут разные высказывания о языке. Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты? Данная информация оглашению не подлежит. Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 части 3 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание. Основные требования к сочинению.НЕОБХОДИМО:1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; ) наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. Алгоритм написания сочиненияЦитируем высказывание.Объясняем смысл высказывания.3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.4. Делаем вывод.Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении -3 - 4. За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы. ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему :Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. Вывод. Пошаговая инструкцияШаг 1. Знакомимся с высказыванием.Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Осмысление высказыванияК.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом«Что можно передать?МыслиЧувстваЭмоции

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;о средствах выражения мыслей;о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;о взаимосвязи лексики и грамматики;о роли синтаксиса в человеческом общении;о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. Шаг 3. Оформляем вступление. Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:Автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на.. останавливается на ..раскрывает содержаниеотмечает важность формулирует Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом«. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. или:Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Я думаю, что Константин Григорьевич говорит о богатстве, выразительности, точности русской речи. И с ним нельзя не согласиться! Шаг 4. Пишем основную часть.Основную часть можно начать следующими фразами:Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)Докажем эту мысль на примерах из текста...Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2;примеры должны быть из указанного текста;приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. Шаг 5. Пишем заключениеВ заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ...В итоге можно прийти к такому выводу: .В заключение можно сказать, что ...Мы убеждаемся в том, что ...Обобщая сказанное, ...Из этого следует, что ...и т.д. Примеры заключения.Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. Примеры высказываний«Нет в слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово». (Н.В.Гоголь) Действительно, меткое русское слово, идущее от самого сердца, может уничтожить, а может исцелить. Нетрудно доказать справедливость этого суждения, обратившись к тексту Л. Н. Толстого.