Исследовательский проект по русскому языку: Точки, палочки, крючки… Неприметные значки… Внимание! Внимание! Мы знаки препинания!


Тема: Точки, палочки, крючки… Неприметные значки… Внимание! Внимание! Мы знаки препинания!Западное управление министерства образования и наукиСамарской областиОкружной конкурс исследовательских проектов младших школьников«Гулливер»Секция: «Русский язык»Выполнил:Калмыков Олегучащийся 4 – А классаГБОУ СОШ № 2 г. Сызранируководитель работы:Калмыкова Е.М.г.Сызрань, 2017 1. Введение. Актуальность.Если вам дают заданьеСтих для школы сочинить, Он про знаки препинаньяОчень даже может быть.Всех главней, конечно, точка.Без неё ведь никуда.Ей заканчивают строчку,Она в тексте есть всегда.Чуть пореже запятая.И она порой нужна,Так как в знаках препинаньяОчень важная она.Запятая,  всем известно,Может миловать, казнить.Смысл речи её местоМожет сильно изменить.Знаки есть ещё другие:Восклицанье и вопрос.Предложения простые,А ответ порой не прост.Есть подвижные кавычки –Открывают их везде.Это дружные сестрички – Их всегда и всюду две.Вот и всё. Конец страданьям.Стих готов. Оценка пять.Можно знакам препинаньяБлагодарность объявлять... На протяжении четырёх лет обучения, моим любимым предметом стал русский язык. Русский язык считается по праву одним из самых богатых и выразительных языков мира, но в тоже время и самым трудным. Я с удовольствием познаю тайны русского языка, посещаю кружки и участвую во всех конкурсах и олимпиадах. Участвуя во Всероссийском заочном конкурсе Познание и творчество», я столкнулся с интересной темой « Расстановка знаков препинания в предложениях с двойным смыслом» ( пример: Казнить нельзя помиловать. ) Я решил разобраться и провести небольшое исследование, назвав свой проект: «Точки, палочки, крючки… Неприметные значки… Внимание! Внимание! Мы знаки препинания!». Гипотеза: предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя. Поработав над этой темой, я приготовил наглядный материал для своих одноклассников в виде презентации и решил поделиться им со сверстниками на кружке. При выполнении задания: Расставить знаки препинания в предложении, чтобы оно имело двойной смысл ( Казнить нельзя помиловать.) конкурса «Познание и творчество», я обратился за помощью к учителю. Совместно мы разработали комплекс практических упражнений на тему «Знаки препинания в простых предложениях». 2.Цели и задачи.Был у поэта письменный стол.Ящиков было в нем чуть ли не сто.В ящиках тех помещались коробки:В одной запятые, в другой были скобки.В третьей – тире, в остальных – многоточия,Черточки, точки, кавычки и прочее.Письменный стол содержал он опрятно,Стихи сочинял он весьма аккуратно.Пригоршней знаки берет из коробки,Иное словечко поставит он в ( ),Так же частенько и этак и такИспользует он !Если вдруг встретится образ сомнительный,Сразу же ставится ?В напрасных усильях чтоб лоб не тереть,Поэт вместо мыслей ставит – , Порою “ ”, порой :И не жалел для концов … Таким образом целью моей работы стало: Найти и изучить материал о знаках препинания в русском языке. Задачи: Собрать материал из художественной литературы Разработать и реализовать комплекс упражнений для одноклассников в распределении знаков препинания в простых предложениях при однородных членах, обращении, вводных словах Создать наглядную презентацию Изготовить шпаргалку для учащихся Приступим к доказательствам: 3.Основная часть. 3.1 История возникновения знаков препинания Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю. В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и — соответственно — слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом? Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык? К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка. Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания. Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [ . ] запятая [ , ]точка с запятой [ ; ] многоточие [ … ] двоеточие [ : ]вопросительный знак [ ? ] восклицательный знак [ ! ] тире [ - ] скобки [ () ] кавычки [ «» ]Я узнал, что знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложениях. 3.2 Группы знаков препинания в простом предложении по их функции:Отделительные (завершения) . ? ! … - служат для отделения предложений друг от друга. Пример: Дождик прошел по садовой дорожке. А. Яшин Что вам всем нужно для счастья? Р.Рождественский Как воздух чист! Как ясен небосклон! Е.Баратынский Скучно, грустно… А.С. Пушкин Разделительные (одиночные) , - : - служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами. Пример: Стали гости пить, есть, веселиться. Дважды два – четыре. Выделительные , «» () – служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов) Пример: За кого же нам, батюшка, посвататься?К счастью, обошлось без потерь. 3.3 Однородные члены предложения и знаки препинания при них.Если стоят однородные членыИх запятой раздели непременно:Дети рисуют, играют, сидят,Спорят, смеются, поют, говорят.  Однородные члены предложения - это смысловые отрезки, имеющие дополнительное смысловое значение. Признаки однородных членов: 1. Отвечают на один и тот же вопрос. 2. Являются одним членом предложения. 3. Относятся к одному и тому же члену предложения. 4. Выражены одной и той же частью речи. 5. Произносятся с перечислительной интонацией. Пример: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. ( Ф.И.Тютчев)Схемы соединения и разделения однородных членов предложения: 3.4 Вводные слова и знаки препинания при них.Меня, как всех, не раз, не два.Спасали вводные слова.И чаще прочих среди нихСлова «во-первых», « во-вторых».Не забывай их в речь вставлятьИ там, где надо, выделять.Вводные слова выражают отношение говорящего к тому, что он говорит. Дают сведения об источнике информации. Вводные слова – это смысловые отрезки, которые в устной речи выделяются интонацией, а в письменной речи запятыми.Вводные слова могут стоять в начале предложения, в середине и в конце и выделяться запятыми. Пример: И, верно, ангельский Быть должен голосок (И.А. Крылов)Схемы расстановки знаков препинания при вводных словах 3.5 Знаки препинания в предложениях с обращением.Всем нам при общенииПоможет обращение.К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться.Только, друг, не забывай:Запятые расставляй!Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет к которому обращается говорящий.Обращение – это смысловой отрезок, который на письме выделяется знаками препинания, но не является членом предложения. Слова-местоимения ТЫ и ВЫ не используются в качестве обращений! Пример: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!Схемы выделения обращений Исследования знаний учащихся вначале проектаИсследования знаний учащихся в конце проектаВывод: Таким образом, в ходе исследованиябыло выявлено, что ребята недостаточновладеют знаниями в расстановке знаковпрепинания. Разработанный комплекс Упражнений помог выявить пробелы в знаниях, отработать правила и закрепить полученные знания. 4. Заключение: В ходе исследовательской работы я систематизировал и углубил знания о знаках препинания в простом предложении. Таким образом знаки препинания помогают пишущему человеку выразить свою мысль, а читающему – понять её, т.е. служат целям общения между людьми. Я считаю, что данная исследовательская работа помогларазобраться не только мне, но и моим одноклассникам. Знания, добытые самостоятельно лучшезапоминаются и реализуются практически. Созданная шпаргалка с рисунками и схемами, а также разработанный комплекс упражнений поможет им наглядно запомнить правила расстановки знаков препинания в простых предложениях. Эмоционально окрашенная речь делает наш язык ярче, выразительнее, богаче. Ни один язык не может так точно передать интонацию, приукрасить образ героя, как делает это русский язык! 5. Приложение.I Задания:Какую роль выполняют знаки препинания в этих предложениях?1. Голубушка, как хороша! (И.А.Крылов)2. Все влечет, веселит мои взоры: Золотая пчела на цветке, Разноцветные бабочки крылья И прыжки воробья на песке. (А.Плещеев)3. Спой, светик, не стыдись! (И.А.Крылов)4. Ничего и не скажешь, видно. (М.Горький)5. Тихо, тихо… Редко, редко донесется скрип телег (М.Светлов)6. Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (А.Кольцов)7. А царевна все ж милее, Все ж румяней и белее. (А.С.Пушкин)8. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.С.Пушкин)9. И возик свой мы не свезем, а скатим. (И.А.Крылов)10. Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси. («Царевна-лягушка»)II Задания:Графически обозначьте однородные члены:1. И царица хохотать, И плечами пожимать,  И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами. (А.С.Пушкин) 2. Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила. («Царевна-лягушка») 3. В доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, но и портные и портнихи. (И.С.Тургенев) 4. Дьяк взошел, покряхтывая и потирая руки. (Н.В.Гоголь) 5.  Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. (Ф.И.Тютчев)   6.Найдите однородные члены в известном стихотворении А.С.Пушкина: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.III Задания: Найдите и обозначьте вводные слова:  И, верно, ангельский быть должен голосок. (И.А.Крылов) Ты, конечно, спору нет…(А.С.Пушкин) Может быть, ты кого-нибудь спрятала уже? (Н.В.Гоголь) Так, пожалуй, останемся дома. (Н.В.Гоголь) IV Задания:Графически обозначьте обращения:  1. Москва Москва люблю тебя как сын                2. Как русский - сильно пламенно и нежно! 3. Храни меня  мой талисман        Храни меня во дни гоненья           Во дни раскаянья волненья…Расставьте запятые в предложениях Он бы без всякого сомнения решился на последнее. (Л.Толстой) Об ней быть может ветер знает. (А.С.Пушкин) В поле бес нас водит видно Да кружит по сторонам. (А.С.Пушкин) 7.Продолжите ряд поговорок, в которых есть однородные члены. Какими членами предложения они являются? Мал золотник, да дорог. Без нитки и иголки шубы не пошить. Ягодка красна, да на вкус горька. Терпенье и труд все перетрут. Расставьте знаки препинания:  1. Я вам друзья открою тайны здешних мест. 2.  Братцы что он про меня сочиняет? 3.  Цветик становись на бочку и читай свои стихи. 4.   Вы нас очень напугали своим воздушным шаром. 5.   Ты Пилюлькин все трудишься все другим помогаешь. 6.Список используемой литературы:Виноградов В.В. «Русский язык».Орфографический словарь русского языка для школьников. М: РИПОЛ классик,2009г.Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Изд-во “АРГО”, 1996. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1987.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык/Главн. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 1998.