Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах и словах»


Конспект логопедического занятия по теме
«Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах и словах»
Цель: развитие умения различать звуки и буквы Ч и Щ в словах.
Задачи
коррекционные:
1) закрепить навык различия звуков [ч-щ] в словах;
2) развитие навыков слогового синтеза;
3) постановка вопроса от существительных к прилагательным;
4) нахождение родственных слов.
обучающие:
Повторение правила о написании ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
здоровьесберегающие:
содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
воспитательные:
формировать положительную учебную мотивацию.
Ход занятия
I.Организационный момент
- Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!
1. Самостоятельная формулировка темы урока:
- Сегодня мы пойдем в гости к Гному в страну Звуков и Букв. (слайд №2)
- Гном проголодался и решил пообедать.
Сначала он ел щи из щавеля.
-Какой звук я произнесла громче других?
- В словосочетании «щи из шавеля» звук [щ].
А потом пил чай с булочкой.
-Какой звук я произнесла громче других?
В словосочетании «чай с булочкой» звук [ч].
- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?
Дети:- Сегодня мы будем вспоминать звуки [ч-щ].
II.Основная часть занятия
1.Уточнение произношения звука [ч]
Логопед: - Посмотрите в зеркала и произнесите [ч]! (слайд №3)
- Губы – круглые!
- Язык – за верхними зубами и «стучит по потолку»!
- Воздушная струя теплая, идет вверх толчками!
- Горлышко – не работает!
- Звук [ч] гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
2.Сравним звуки Ч – Щ! (слайд №4)
- Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий.
Губы – круглые.
Язык – «стучит по потолку».
Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками.
Горлышко – не работает!
- Звук [Щ] – согласный, глухой, мягкий.
Губы – круглые.
Язык – поднят вверх.
Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками.
Горлышко – не работает!
-Чем похожи звуки [Ч] и [Щ]? Чем они отличаются?
3. Игра «Закончи слово».
- Добавь слоги –ЧА или –ЩА! (слайд №5)
Ку…
Све…
Пи…
Бороди…
- Запишите слова, подчеркните слоги ЧА-ЩА.
- Как пишутся слоги ЧА – ЩА?
- Добавь слоги –ЧИ или –ЩИ! (слайд №6)
Пла…
Мя…
Ве…
Гра…
- Запишите слова, подчеркните слоги ЧИ-ЩИ.
- Добавь слоги –ЧИК или –ЩИК! (слайд №7)
Гон…
Паль…
Пон…
Пла…
- Запишите слова, подчеркните слоги ЧИК-ЩИК.
4. Развитие слухового внимания. (слайд №8)
- Гном загадал загадку:
Он с хозяином гуляет,
Мне он хвостиком виляет:
«Гав-гав! Привет, дружок!
Узнал? Ведь я …»
- Отгадайте загадку! (слайд №9)
- Гном загадал еще одну загадку! (слайд №10)
- Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …
- Отгадайте загадку! (слайд №11)
5. Пальчиковая гимнастика. (слайд №12)
- А сейчас мы с вами поиграем!
Щучка хищная, зубастая,
Для лещей, плотвы опасная,
Ищет, чем бы поживиться.
Кто-то там в воде резвится,
Чей-то рядом хвост мелькает…
Хвать! Тут щучка не зевает!
Но попалась на крючок –
Тащит щучку рыбачок!
Двумя руками изображаем пасть щуки.
Щелкаем «зубами»-пальцами.
Ладони складываем лодочками и совершаем движения «рыбки плывут».
Помахать кистями рук, как хвостом.
Пасть щуки захлопывается.
Указательным пальцем изображаем крючок.
Перебираем руками «леску», тащим рыбу из воды.
6. Пополнение словарного запаса. (слайд №13)
- Задайте вопрос и ответьте на него! Запишите слова-признаки. Подчеркните слоги ЧА,ЩА.
ЩУЧКА какая?
Молчащая
Хищная
Речная
Хитрющая
7. Закрепление навыка различия звуков [ч-щ] в словах. (слайд №14)
- Придумайте название этому тексту. Запишите рассказ о щучке. Подчеркните слоги ЧУ,ЩУ. Найдите две пары родственных слов! Назовите их!
..ука – хи..ная рыба.
Она живёт в ре..ке.
От ..у..ки рыбёшки пря..утся.
8. Нахождение родственных слов. (слайд №15)
- Прослушайте стихотворение. О чём в нём говорится? Найдите родственные слова в стихотворении. Запишите их в тетрадях.
Для чая есть чайничек чайный,
Чаёвничать будем с тобой!
Но только чаинки вначале
Отцедим одну за другой!
III. Заключительная часть занятия.
9. Подведение итогов занятия. (слайд №16)
- Мы с вами сегодня…
Учились различать звуки [ч] и[щ];
Отгадывали загадки;
Составляли слова из слогов;
Подбирали слова-признаки;
Вставляли буквы;
Находили родственные слова!
Все молодцы!