«Россия – Родина моя. Мелодия.»


Тема урока: «Россия – Родина моя. Мелодия.»4 класс.
Цель – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В.Рахманинова.
Задачи:
1.Образовательные:
1)Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.
2) Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В.Рахманинова
3) Знакомство с биографией и творчеством С.В.Рахманинова
4)Обогащение словаря музыкальных эмоций.
2.Развивающие
1)Развитие музыкальной отзывчивости: ответственности и организованности, внимательности и наблюдательности.
2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма), навыков хорового исполнения.
3) Развитие творческого отношения к музыке.
3.Воспитательные
1) Воспитание умения работать в коллективе, уважения друг к другу. 2)Воспитания любви и интереса к классической музыке, чувство сопереживания музыке.
Музыкальный материал:
Музыкальное приветствие «Колокольчик» муз. Е Бриской;
Концерт №3 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова- слушание музыки, музыкально- ритмические движения;
Песня о России музыка В.Локтева, Слова О. Высотской- вокально- хоровая работа;
Ход урока.
I. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие: Колокольчик нам поет, всех на музыку зовет, Слышишь звонкий голосок, начинается урок. Динь- дон (учитель), динь- дон (дети) Здравствуйте (учитель), здравствуйте (дети).
II. Вступительное слово учителя.
1. Беседа с детьми о летних музыкальных впечатлениях. Ребята. Кончились веселые летние каникулы. И вы вернулись к учебе. Чтобы узнать много нового и интересного. На уроках музыки вам предстоят встречи с музыкой разных жанров, разных характеров и настроений.
- Прежде чем начать урок, я хочу задать вопрос: приходилось ли вам слушать музыку во время летних каникул?
- Кто может рассказать, где и когда он слышал музыку и какая это была музыка?
( Рассказы детей о встречах с музыкой летом).
Конечно, во время отдыха вы в основном слушали музыку развлекательную - танцевальную и песенную. Она создавала хорошее настроение, которое так необходимо для отдыха. Музыка…Сила ее воздействия огромна. Она проникает в душу человека, облагораживает ее, создает настроение, может объединять и сплачивать людей, воодушевлять их на подвиги. Уже в древности люди знали, что музыка помогает человеку видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывает благородные чувства, характер, красоту поведения.
Значит ли это, что музыкальное произведение может найти прямой, непосредственный путь к сознанию и сердцу каждого слушателя? Нет, так случается далеко не всегда. Язык музыки не всем одинаково понятен. Недостаточно только слушать музыку, надо еще уметь ее слышать. На каждом уроке мы учимся вслушиваться и слышать музыку, открывать для себя этот многогранных мир, выраженный в музыкальных звуках.
2. Повторение понятия «мелодия».
В музыке есть то , что человек запоминает в первую очередь.
- Дети, как вы думаете, что это может быть? ( ответы детей)
Конечно, мелодия, не зря великий русский композитор Михаил Иванович Глинка говорил так: «Мелодия- душа музыки». Мелодия сочетает в себе все- и то. Как движутся звуки, вверх или вниз, и музыкальный ритм, и исполнителя музыки, и характер исполнителя. В музыкальном произведении очень важна мелодия. Итак, что такое мелодия? (греч. melos — пение, музыкальная мысль, выраженная одноголосно).
Михаил Кожевников  «Мелодия»
Когда под утро зимушка-зимаНакроет серебром заснувший город,Когда падёт на землю лютый холод,Оставив островки тепла – домаС людьми и жизнью суетной и бренной,
Когда еще всё дремлет поутру,В квартире типовой, обыкновеннойСемь нот затеют древнюю игруНа языке – одном для всей Вселенной...
И вот она – светла, легка, чиста –Мелодия – плывёт неторопливо.Поверю: в мир волшебный и красивыйРаскроет Вечность в этот миг врата...
III. Работа по теме урока.
Мелодия многих композиторов полна народными и близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают как музыку русскую, Шопена – как польскую, Грига – как норвежскую…
1.Слушание музыки. На этом уроке мы послушаем музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, родившегося на родине былинного героя Садко. Он был одновременно блистательным и композитором, и пианистом, и дирижером. Рахманинов окончил консерваторию сразу по двум специальностям- как пианист и как композитор, учителем Рахманинова в консерватории был великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Произведения, написанные им для фортепиано,- концерты, прелюдии, пьесы- лучше самого Рахманинова не исполнял никто. Недаром он признан лучшим пианистом – виртуозом XX века. У Рахманинова были совершенно уникальные руки- с большой и сильной ладонью, с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америке Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл свое лицо руками, на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Судьба композитора сложилась трудно, ведь в 1917году в расцвете творческих сил он был вынужден навсегда покинуть Россию. Но о своей Родине он не забывал ни когда. Даже в годы Великой Отечественной войны там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943г., но он успел узнать о разгроме фашистских войск под Сталинградом. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, прелюдиях и романсах С.Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А.Блока, звучат как «тихий гимн» красоте родной природы. Итак, пришло время обратиться к музыке. Звучит музыка С. В. Рахманинова.
« Концерта№3 для фортепиано с оркестром» (фрагмент) – слушание С.В.Рахманинов
-Что вы представили, слушая эту музыку? -Какая картина может возникнуть в воображении, когда слушаешь это произведение? -Можно ли при звуках этого произведения представить картины природы? -Выберите из репродукций на доске ту, что созвучна музыке Рахманинова. (осенний пейзаж).- в чем выбранная картина имеет сходств с музыкой?
 У человека, который любит свою Родину, картины родной природы вызывают восхищение. А художник, поэт или музыкант могут создать произведения искусства, в котором описывают нехитрый пейзаж так, будто признаются в любви своей стране.
- А что необычного вы услышали в исполнении этого произведения? Кто исполнял? - Музыканты все играли одновременно или был солирующий инструмент?
Произведение называется «Концерт №3 для фортепиано с оркестром»
2. Объяснение понятия «концерт»
Что означает слово «концерт»? У этого слова имеется два значения: 1-е значение-выступление артистов перед зрителями, 2-е значение- музыкальное произведения, которое исполняется поочередно то симфоническим оркестром, то солирующим инструментом.
-Какой солирующий инструмент звучал?- (фортепиано).
При исполнении концерта с солирующим инструментом мы слышим как идет диалог целого симфонического оркестра и одного инструмента. В данном произведении таким инструментом стал рояль. В переводе с французского слово « рояль» означает «король». Это можно понять так: рояль-король всех инструментов.
- Кто первым исполняет главную мелодию произведения?- пианист или оркестр ( ответы детей)
Душой музыки является мелодия. Рассматривая мелодию с разных точек зрения, можно сказать, что мелодия бывает:
Протяжная и отрывистая
Вокальная и инструментальная
Песенная, танцевальная, маршевая
Народная, композиторская
- А теперь, учитывая все перечисленные пункты, посмотрев на нотную запись в учебнике на странице 9 расскажите, какая мелодия была создана для Третьего концерта композитором Рахманиновым? ( плавная, без скачков, с тесным расположение звуков).
- На ваш взгляд мелодия написана в мажоре или в миноре? (в миноре) Как вы почувствовали? (В ней есть особая мягкость, грусть, задушевность, присущие русским народным песням.)
Современники С.Рахманинова предполагали, что в концерте №3 для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. « Первая тема моего 3 концерта, - писал Рахманинов, - ни из народных, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и все!» - Концерт №3 Сергея Васильевича Рахманинова- музыка вокальная или инструментальная? (ответы детей)
Б.Асафьев говорил о мелодии С.Рахманинова: «…стелется, словно тропа в полях»
3. Работа в рабочих тетрадях по музыке.
Рассказ «Русь» (в рабочей тетради) - прочитать.
- Скажите, могла бы музыка Рахманинова завершить этот рассказ?
«Я русский композитор, - говорил С.В.Рахманинов,- и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка»
Невероятная любовь к своей Родине и талант композитора-мелодиста помогли Сергею Васильевичу Рахманинову создать музыкальный шедевр – концерт для фортепиано с оркестром № 3.
Нет власти времени над тем,Что будет в мире жить веками.Она вокруг ведь правит всем,Так музыка властна над нами.
 4.Динамическая пауза:  «Я – дирижер».
Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, пианист был так же и дирижером. Кто такой дирижер? (ответы ребят)
Движением рук дирижер поможет оркестру исполнить более плавно мелодию или более отрывисто, чуть быстрее или помедленнее. Сейчас мы с вами попробуем дирижировать фрагмент концерта № 3 С.Рахманинова (показ учителя). Движения ваших рук должны быть плавными, кроме того, слушайте внимательно темп произведения (исполнение ребят стоя).
5.Работа в группах. Чтобы управлять оркестром, дирижер должен знать и слышать голос каждого инструмента в оркестре. Вы знаете, что в состав симфонического оркестра входят несколько групп музыкальных инструментов. Из предложенных карточек музыкальных инструментов вы должны сформировать группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.
( Дети работают с карточками, формируя группы симфонического оркестра. Каждой группе детей сформировать определенную группу инструментов ( ударная, медно- духовая, деревянно - духовая, струнно- смычковая). Через некоторое время, отведенное на выполнение, задание проверяется.
VI. Разучивание песни «Песня о России» (муз.В.Локтева, сл.О.Высотской). Работа над чистотой интонирования, ритмом.
- Дети, как вы думаете, какие песни могут помочь людям любого уголка земного шара узнать о нашей Родине, представить красоту ее полей и лесов, понять душу русского народа? (ответы детей, их размышления)
Слушание произведения В. Локтева и сл. О. Высотской «Песня о России»
- О чем говорит нашему сердцу эта песня? Определите главную мысль.
- Какие иллюстрации к этой песне вы бы могли нарисовать, если бы вы были художники?
Работа над текстом и музыкой 1 – го куплета.
V. Итог урока.
- С музыкой какого композитора вы познакомились сегодня на уроке?
- Какую музыку вы сегодня слушали?
- объясните понятия: «концерт», «мелодия».
- какую новую песню разучивали на уроке?
- В роли кого побывали на уроке? (слушателя. Исполнителя- дирижера)
VI. Дети покидают кабинет.