В помощь классному руководителю Самоуправление класса


Самоуправление - непременный признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.
Сущность самоуправления, как правило, отражается в определении понятия. Поэтому обратимся к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» (М., 2002) определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение стоящих задач. В.М.Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся- это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
Педагоги-практики и их воспитанники разделяют мнения ученых о сущности самоуправления. Например, ученики, которые представляли на конкурс модели самоуправления в своих классах, понимают его как:
•управление жизнью класса;
•организацию задач, самостоятельно поставленных перед классом;
•школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе, в классе. Заглянем в словарь Даля: «САМ- местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ- от латинского слова «орган»- орудие, снаряд, средство- обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО - как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ- давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ- управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства.»Становление и развитие самоуправления непосредственно связано с динамикой развития детского коллектива. Создание сплоченного коллектива - задача непростая. Она означает организацию общественно полезной совместной деятельности членов коллектива, налаживание постоянного общения между ними, которое неизбежно приведет к развитию личностных отношений детей друг с другом, разовьет потребность в образовании.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Классное самоуправление «Почемучки».
С 1-ого класса помогаю детям понять, что они не просто школьники, а коллектив, что у них есть теперь свои заповеди, правила, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими одноклассниками, помогая друг другу.
Задачи классного руководителя:
•научить выполнять поручения и держать ответ перед всеми за свою проделанную работу и работу своих одноклассников;
•способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;
•воспитывать чувство общности с коллективом, дух сотрудничества, толерантность, желание помочь друг другу;
•формировать такие ценные качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, быть справедливым, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени, зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, жестоко обращается с животными;•прививать любовь к чтению, к здоровому образу жизни;
•развивать любознательность.
Наш девиз: «Научился сам- научи товарища! Вместе мы - сила! Мы- состоящие из ярких «Я»!»
Мир детства- таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в деятельности по законам самоуправления.
Главные целевые ориентиры:
•содействие развитию ребенка;
•организация эффективного функционирования учебной группы (от обеспечения дисциплины и порядка в классе до создания условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся );
•формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Высший орган классного самоуправления – Собрание. Оно обсуждает и решает наиболее важные вопросы жизни классного коллектива. Ему подчиняется командир и Совет класса.
Собрание учащихся класса:
•планирует жизнедеятельность классного коллектива;
•выбирает Совет класса и председателя;
•распределяет постоянные поручения среди учащихся класса;
•формирует временные инициативные группы по подготовке КТД на уровне класса и школы.
Совет класса - высший исполнительный и координационный орган ученического самоуправления. Его члены руководят работой комиссий (секторов).
Совет класса имеет полномочия:
•участие в обсуждении плана работы класса;
•выбор и назначение ответственных за подготовку и проведение различных дел в классе;
•заслушивание отчетов о выполнении поручений;
•организация участия ребят и взрослых в коллективных творческих делах класса и школы.
•Организует дежурство по классу.
Наряду с постоянными органами самоуправления в классе действуют и временные: совет дела, временные творческие и инициативные группы. При их создании классному руководителю целесообразно помнить следующее:
•создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед ученическим коллективом;
•в составе временных органов самоуправления могут быть только те ученики, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
•органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
•осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
Классный коллектив делится на микроколлективные экипажи, каждый из которых имеет свое название. Во главе экипажа стоит командир.
1-ый экипаж «Солнышко»
Девиз: «Мы сияем ярче всех,
Нам сопутствует успех!»
2-ой экипаж «Дружные»
Девиз: «Дружба нам всего дороже,
Вместе все мы сделать сможем.
Свою дружбу сохраним,
Все вершины покорим!
3- ий экипаж «Электроник»
Девиз: «Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперед
И только вместе!
4-ый экипаж «Ручеек»
Девиз: «Ручеек бежит игриво,
Быстро, весело, красиво.
Мы пробьем себе дорогу
И придем к вам на подмогу!»

Положение о самоуправлении в классе.
1. Общие положения.
1.1.Самоуправление в классе осуществляется на основе коллективного планирования и распределения дел между творческими и инициативными группами по следующим направлениям:
•Учебно-познавательные дела.
•Общественно полезные и трудовые дела.
•Культурно-массовые дела и организация досуга.
•Здоровый образ жизни
•Шефская работа.
•Информационная служба.
•Саморазвитие и самовоспитание.
1.2.Ученические коллективы самостоятельно определяют основные направления своей деятельности.
1.3.Самоуправление в классе строится на основе следующих принципов:
•добровольность;
•сотрудничество;
•добросовестность в выполнении поручений;
•чередование творческих дел;
1.4.Высшим органом самоуправления класса является общее собрание.
2. Организация полезных дел в классе.
2.1.Класс делится на творческие и инициативные группы на добровольных началах.
2.2.В каждой группе выбирается руководитель ( срок оговаривается).
2.3.В течение определенного срока группа выполняет поручение, возложенное на нее Советом класса.
2.4.Ученики имеют право перехода из одной творческой или инициативной группы в другую.
3.Общее собрание класса.
3.1.Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право на участие в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизни класса.
3.2.Общее собрание класса:
•определяет основные направления воспитательной работы;
•избирает Совет класса и его председателя;
•планирует жизнедеятельность классного коллектива;
•распределяет постоянные поручения среди учащихся классного коллектива;
•формирует временные инициативные группы по подготовке КТД на уровне класса и школы;
•формирует комиссии (сектора) Совета класса;
•обращается с ходатайством в школьный Совет о поощрении учащихся или порицании;
•обсуждает вопросы жизнедеятельности класса, возникающие в течение учебного года;
•решает другие вопросы, вынесенные на общее собрание класса, относящиеся к его компетенции.
3.3.Решение общего собрания обязательно для всех учащихся класса.
3.4.Общее собрание класса собирается при необходимости, но не реже одного раза в четверть.
4.Совет класса.
4.1.Совет класса является высшим исполнительным и координирующим органом ученического самоуправления класса, избираемый на классном собрании на один год, действующий между собраниями учащихся и подотчетный ему.
4.2.В Совет класса входят: председатель Совета, руководители творческих и инициативных групп, председатели комиссий, председатель родительского комитета, классный руководитель.
4.3.Совет класса имеет следующие полномочия:
•руководит работой творческих и инициативных групп, комиссий, создаваемых в классе познавательной, художественной, спортивно-оздоровительной, трудовой и других видов деятельности;
•принимает решения о формах участия класса в различных мероприятиях класса и школы;
•распределяет поручения по творческим группам, комиссиям;
•решает вопрос о поощрении или порицании отдельных учеников;
•рассматривает конфликтные ситуации, возникающие в классе;
•осуществляет контроль успеваемости учащихся.
4.4.Совет класса выполняет функции:
•организационную;
•представительскую;
•информационно-пропагандистскую.
5.Председатель Совета класса (Капитан). 5.1.Председатель Совета класса - полномочный представитель класса на совещаниях и заседаниях любого уровня; защищает интересы класса, ведет заседания Совета класса.
5.2.Председатель Совета класса обязан:
•контролировать посещаемость уроков учащимися, вести учет пропусков;
•выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебно- воспитательным процессом.
6.Председатели комиссий, руководители творческих и инициативных групп.
6.1. Председатели комиссий, руководители творческих и инициативных групп обязаны:
•представлять общественные формирования на Совете класса;
•организовывать работу общественных формирований и отчитываться на Совете класса о выполнении поручений.
7.Выборы в Совет класса.
7.1.В Совет класса избираются:
•Председатель Совета класса- на общем собрании класса;
•Председатели комиссий и руководители творческих и инициативных групп- на заседании комиссий и групп.
7.2.Члены Совета класса избираются на основе равного, прямого избирательного права при тайном или открытом голосовании по усмотрению класса.
7.3.Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% избирателей.
7.4.Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов от присутствующих.
8.Заключительные положения.
8.1.Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
8.2.Изменения в настоящее положение вносятся Советом старшеклассников по предложениям общего собрания класса.