Статья Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС на начальном уровне обучения


Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более  чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.
Интерес к одаренности как явлению  в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). Поэтому, выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития,
обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Что же понимается под термином «одаренность»?
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1.   дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2.   дети с высоким уровнем творческих способностей;
3.   дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
4.   дети, хорошо обучающиеся в школе
5.   дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.
Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Задачи, стоящие перед учителем:
- Своевременное выявление одарённых детей;
- Использование в урочное и во внеурочное время дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа по выявлению одарённости ребёнка, тем полнее и шире раскрывается его талант. Мы, учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса.
1 этап.
1. В первую очередь необходимо организовать длительные наблюдения за детьми на уроках и творческих мероприятиях.
2. Классные часы с обсуждением на тему «Мои интересы» или «Чем я люблю заниматься больше всего»
3. Индивидуальное общение с родителями, чтобы узнать в какой сфере живет и воспитывается ребенок
4.Анализ успехов и достижений ученика.
2 этап - использование различных диагностик одаренности. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности.
Тесты для выявления уровня развития личности:
тестирование общих интеллектуальных способностей, абстрактного и логического мышления
тестирование на выявление внимания и памяти
Опросники Кеттелла на выявление личностных свойств и, в том числе, лидерских качеств
Диагностика логического мышления (для детей от 5 до 12 лет). Автор Н.И.Ильичева.
Комплексная методика экспертных оценок А.А.Лосева по определению одарённых детей
Опросник Рензулли для выявления поведенческих характеристик одаренных детей младшего школьного и подросткового возраста
Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка;
По полученным результатам (по тесту А.И.Савенкова) выявляю учащихся со следующими видами одаренности: ( интеллектуальные  академические, художественные, спортивные, лидерские).
Система работы с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный;
проективный.
Формы:
нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
ролевые игры;
консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Предметные олимпиады
Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.
Проектно-исследовательская деятельность.
Она даёт возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты такой деятельности мы показываем на открытых уроках с применением презентаций, где обучающиеся сами по составленному плану находят книги о героях, пользуются Интернет – ресурсами, читают книги, пишут отзывы о прочитанном, рисуют рисунки, а затем оформляют и защищают свои проекты. Проектно – исследовательская деятельность показывает у каждого ребёнка его способности и одарённости в творчестве.
Взаимодействие с родителями
В нашем классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы и класса через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Так, Рамазанова Ильдара по праву можно назвать одарённым обучающимся в спортивной деятельности. С первого класса он – активный участник спортивных мероприятий. В прошлом учебном году он, вместе с родителями, участвовал в спортивных соревнованиях « Мама+ Папа+ я = спортивная семья» между классами. Они достойно выступили и получили грамоту.
Если дети – национальное  достояние любят страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский