Роль сказки в развитии и воспитании ребенка


Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.
Педагог-психолог ГКУ СРЦН « Надежда»
Советского района г. Н. Новгорода
Васильева Галина Валерьевна.
Роль сказки в воспитании ребенка очень сложно переоценить. Сюда относится развитие правильной речи, фантазии и многое другое. Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания.
   Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные события и персонажей. Чтобы получить от сказки наибольше удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения.
   Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра. 
   При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные психоэмоциональные качества. Таким образом, можно в зародыше заглушить какие-то негативные стороны его личности, и развить позитивные. 
Многие дети фактически живут в сказке и сказки для детей являются проецированием реальности на их мир. Сказки являются хорошим методом терапии. По сказке ребенка можно диагностировать уже имеющиеся проблемы суметь их откорректировать. Кем ощущает себя  ваш ребенок в этом мире: золушкой, гадким утенком, русалочкой, феей, Гарри Поттерром? Кого боится ребенок? Боязнь серого волка это проекция страха перед агрессивным отцом, а боязнь Бабы Яги – символ страха перед авторитарной мамой. Сказкотерапия может быть для детей способом выстраивания жизненного сценария. Недаром дети подчас просят читать одну и ту же сказку. Одни любят сказки про настойчивых и напористых героев, другие – про   путешествия в дивные миры, под воду, в царство снежной королевы. Это и определяет дальнейшую жизнь, не во всем, но во многом.Так что, если ребенок любит сказку про богатыря, 30 лет пролежавшего на печи, а потом поражавшего  всех своей силой богатырской, кто знает, может быть, к 30 годам он станет удачливым  и сильным, и ничего, что до этого жизнь не складывалась.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них:
«Встречи героев»
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Пропущенный кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Хороший метод коррекции сказкой – придумывание собственной сказки. Для детей это не только помощь в развитии фантазии и творческого потенциала, но и метод коррекции роли в обществе и всей дальнейшей жизни.
Какую роль играет ребенок в сказке? Какой у нее конец? Придумайте счастливое завершение сказки. Измените в сказке концовку – и изменится жизнь.
Со сказкой можно работать и руками. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.
некоторые приемы, работы со сказкой:
объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;
пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;
рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;
«живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.
Когда дети познакомились с русским фольклором, сказками , поработали с ними можно предложить сочинять им свои сказки.КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Психологи ГКУ СРЦ « Надежда» предлагают детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так. У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок? Приведу еще один возможный пример коллажа сказок: Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и психолога.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ
Психологи, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств. Экстремальная ситуация: «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…» У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону-у-у». Тогда… Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка. Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок. СКАЗКИ из СТИШКОВ
Существует множество коротких стишков, где как-бы просится продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера на стихи А. Барто. Стишок. Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог – Весь до ниточки промок. Начало «Проснулась хозяюшка ночью…» или «Бежала собачка мимо…»,«Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек…» Стишок. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Начало «Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»
СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и быстро сложите лист - тотчас же появится какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы? СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ
Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет - чудище - и побуждаем малышей вообразить его и ответить на следующие вопросы:
как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…);
притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться?
какие звуки ты издаешь?
как выглядит чудище? На кого похоже?
нарисуй его так, как ты его представляешь;
где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде);
чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев);
как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости?
Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном). Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.