УМК по МДК 02.01 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Технический пожарно-спасательный колледж № 57
имени Героя Российской Федерации В.М. МаксимчукаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЛАТФОРМЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
для специальностей:
230401 Информационные системы (по отраслям)
базовая подготовка

Москва
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 7
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 15
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 19
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и предназначена для реализации требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа междисциплинарного курса МДК. 02.01. «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» входит в профессиональный модуль ПМ.02 «Участие в разработке информационных систем», который является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): участие в разработке информационных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Участвовать в разработке технического задания.
Программировать в соответствии с требованиями технического задания.
Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.
Формировать отчетную документацию по результатам работ.
Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.
Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» входит в обязательный цикл общеобразовательных дисциплин федерального компонента рабочего учебного плана по специальностям: 230401 Информационные системы (по отраслям).
.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование общих компетенций:ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Участвовать в разработке технического задания.
ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.
ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.
ПК 2.4. Формировать отчетную документацию по результатам работ.
ПК 2.5. Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.
ПК 2.6. Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
использования инструментальных средств обработки информации;
участия в разработке технического задания;
формирования отчетной документации по результатам работ;
использования стандартов при оформлении программной документации;
программирования в соответствии с требованиями технического задания;
использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы;
применения методики тестирования разрабатываемых приложений;
управления процессом разработки приложений с использованием инструментальных средств;
уметь:
осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений;
уметь решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени;
использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения;
создавать проект по разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств;
знать:
основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);
сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы;
объектно-ориентированное программирование;
спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI),файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента;
платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;
основные процессы управления проектом разработки.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
- максимальная учебная нагрузка обучающегося - 300 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 201 часов;
- самостоятельная работа обучающегося - 99 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 300
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 201
в том числе: -
Курсовой проект 20
практические занятия 112
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 99
в том числе:
работа с учебником – 60
создание опорного конспекта – 20
реферирование – 19
Итоговая аттестация в форме: экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (максимальная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная,
часов Производственная (по профилю специальности)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 2.1 - ПК 2.6 Информационные технологии и платформы разработки
информационных систем 300 201 132 20 99 - - -
2.3. Содержание учебной дисциплины МДК.02.01 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Архитектура информационных систем Содержание 8 1
1.
2. Архитектура ИС. Структуры ИС (физическая, логическая, программная, функциональная) и их взаимосвязь.
Подсистемы ИС. Основные концептуальные принципы функционирования и построения.
Подсистемы обеспечения работоспособности ИС.
Информационное, техническое, программное, математическое и другие виды обеспечения. Их характеристика и состав. Практические занятия 6 2
1. Проведение анализа информационного, технического, программного, математического и иного обеспечения ИС Самостоятельная работа 6 3
Информационное, техническое, программное, математическое и другие виды обеспечения. Их характеристика и состав.
Проведение анализа информационного, технического, программного, математического и иного обеспечения ИС Раздел 2.
Аппаратно-программные платформы ИС Содержание 8 1
1.
2. Платформы серверов ИС и их аппаратно-программные характеристики.
Характеристики аппаратно-программных платформы ИС и их виды.
Программное обеспечение ИС и его классификация. Серверное и клиентское программное обеспечение ИС. Оптимизация выбора программного состава обеспечения ИС. Практические занятия 6 2
1. Оптимизация выбора состава программного обеспечения ИС для определенной предметной области Самостоятельная работа 6 3
Характеристики аппаратно-программных платформы ИС и их виды.
Оптимизация выбора состава программного обеспечения ИС для определенной предметной области 1 2 3 4
Раздел 3.
Виды серверного программного обеспечения Содержание 12 2
1.
2.
3. Серверное программное обеспечение ИС и его виды. Серверы управления (сетевые операционные системы) и задачи, решаемые с их помощью.
Файловые серверы. Назначение и принципы работы.
Серверы терминалов. Серверы печати, почтовые сервера. Принципы функционирования.
Веб-серверы их функции. Методы взаимодействия с клиентом Виды веб-серверов.
Open Source WEB сервер Apache и его характеристики. Характеристики IIS (Internet Information Server от Microsoft). Серверы приложений. Двухзвенная и трехзвенная архитектура клиент-сервер. Практические занятия 4 2
Установка серверного ПО ИС на аппаратные сервера и его дальнейшее сопровождение. Особенности установки ПО ИС.
Организация работы ПО ИС в локальных сетях. Особенности настройки и сопровождения. Протокол TCP/IP применительно к ИС. Самостоятельная работа 12 3
Общая схема сервера приложений. Интерфейс сервера приложений. Тонкий, толстый клиент.
Организация работы ПО ИС в локальных сетях. Особенности настройки и сопровождения. Раздел 4.
Администрирование серверного программного обеспечения
Содержание 8 2
1.
2.
3. Администрирование серверного программного обеспечения, решаемые задачи
Администрирование серверного программного обеспечения, используемые приемы.
Стандартные и специализированные программные пакеты и утилиты администрирования. Практические занятия 20 2
1.
2. Установка и настройка DNS, DHCP серверов.
Создание домена и настройка ActiveDirectory.
Создание и управление объектами пользователь, группа.
Управление политики безопасности. Управление профилями пользователей. Самостоятельная работа 9 3
Стандартные и специализированные программные пакеты и утилиты администрирования. Управление политики безопасности. Управление профилями пользователей.
1 2 3 4
Раздел 5.
Эксплуатация серверного программного обеспечения
Содержание 1
Практические занятия 18 2
1.
2.
3. Авторизация: обеспечение безопасности и устранение проблем.
Изменение типа и области действия группы безопасности.
Введение компьютера в домен ActiveDirectory. Управление учетными записями компьютеров посредством специализированной оснастки.
Устранение неполадок с учетными записями компьютеров.
Настройка системы разрешений файлов NTFS.
Производительность и диспетчер задач. Самостоятельная работа 12 3
Настройка и эксплуатация файлового сервера. Настройка и эксплуатация информационного сервера и серверов безопасности.
Настройка системы разрешений файлов NTFS.
Работа с консолью. Производительность и диспетчер задач. Раздел 6.
Виды клиентского программного обеспечения Содержание 1
Практические занятия 6 2
1. Разработка Web приложения для взаимодействия клиентского ПО удаленными базами данных. Самостоятельная работа 3 3
Взаимодействие серверного и клиентского программного обеспечения. Раздел 7.
Установка и сопровождение клиентского программного обеспечения Содержание 2 1
1. Порядок установки и сопровождения клиентского программного обеспечения. Использование типового клиентского программного обеспечения. Технология СОМ. Практические занятия 6 2
1.
2. Получение информации об объектах СОМ из системного реестра и файлов ресурсов. Использование СОМ серверов пакета Microsoft Office.
Создание интерактивных интерфейсов пользователя посредством технологии CGI. Самостоятельная работа 9 3
Технология СОМ. Использование СОМ серверов пакета Microsoft Office. 1 2 3 4
Раздел 8.
Адаптация клиентского программного обеспечения Содержание 2 1
1. Задачи и возможности адаптации клиентской части программного обеспечения. Адаптация клиентской части ПО для решения поставленной задачи. Практические занятия 6 2
1. JavaScript, CGI программирование интерактивных интерфейсов пользователя. Самостоятельная работа 6 3
Технология СОМ. Использование СОМ серверов пакета Microsoft Office. Раздел 9.
Средства автоматизации проектирования корпоративных систем Содержание 2 1
1. Средства автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем, их основные типы и классификация.
Этапы жизненного цикла поддерживаемые ими. Практические занятия 4 2
1. Изучение и применение средств автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем (Ramus) Самостоятельная работа 6 3
Этапы жизненного цикла ИС. Изучение и применение средств автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем Раздел 10.
Особенности платформы Microsoft .NET для разработки корпоративных систем Содержание 2 1
1. Программная платформа Microsoft.NET; Характеристики, много-профильность платформы, ее использование при производстве промышленных корпоративных систем. Практические занятия 8 2
1. Использование программной платформы Microsoft.NET при разработке промышленных корпоративных систем. Самостоятельная работа 6 3
Характеристики, много-профильность платформы, ее использование при производстве промышленных корпоративных систем. Использование программной платформы Microsoft.NET. Раздел 11.
Создание графичеcкого интерфейса пользователя Содержание 4 2
1.
2. Разработка графического интерфейса пользователя. Приемы и методы.
Библиотека классов WindowsForms Объекты библиотеки. Порядок построения форм ввода данных для корпоративных приложений на конкретном примере. Практические занятия 18 2
1.
2. Изучение и работа со средствами построения графического интерфейса пользователя.
Разработка форм ввода данных для корпоративных приложений в рамках конкретной задачи. Самостоятельная работа 6 3
Порядок построения форм ввода данных для корпоративных приложений. 1 2 3 4
Раздел 12.
Создание распределенных приложений по технологии RemotingСодержание 6 1
1. Особенности разработки распределенных приложений корпоративного типа. Технология MicrosoftRemoting. Общая последовательность на примере разработки распределенного высоконадежного и безопасного с использованием технологии MicrosoftRemotingПрактические занятия 4 2
1. Разработка распределенного высоконадежного и безопасного с использованием технологии MicrosoftRemoting Самостоятельная работа 6 3
Технология и разработка распределенного высоконадежного и безопасного с использованием технологии MicrosoftRemotingРаздел 13.
Создание веб - сервисов Содержание 10 1
1.
2. Концепция веб – сервиса. Инструментальные средства Microsoft используемые при создании сервисов.
Разработка сервисно - ориентированных корпоративных приложений. Практические занятия 6 2
1. Реализация веб - сервиса с использованием технологий и инструментальных средств Microsoft Самостоятельная работа 6 3
Разработка и реализация веб - сервиса с использованием технологий и инструментальных средств Microsoft Раздел 14.
Создание приложений по технологии WindowsCommunicationsFoundationСодержание 5 1
Особенности и проблемы построения корпоративных приложений на 1. основе сервисно - ориентированной архитектуры. Адаптация общей концепции к технологическим особенностям среды и инструментальных средств Microsoft Самостоятельная работа 6 3
Разработка приложения с использованием технологии WindowsCommunicationsFoundationПримерная тематика курсовых работ (проектов)
Проектирование и разработка ИС для гостиницы.
Проектирование и разработка ИС для туристического агентства.
Проектирование и разработка ИС для библиотеки.
Проектирование и разработка ИС для фирмы, торгующей автомобилями.
Проектирование и разработка ИС для больницы.
Проектирование и разработка ИС для фирмы, торгующей компьютерной техникой.
Проектирование и разработка ИС для фирмы, торгующей мебелью.
Проектирование и разработка ИС для учебной части Колледжа.
Проектирование и разработка ИС для фирмы, торгующей продовольственными товарами.
Проектирование и разработка ИС для заказа билетов на самолет.
Проектирование и разработка ИС для фирмы, торгующей запчастями для автомобилей.
Проектирование и разработка ИС для пункта видеопроката.
Проектирование и разработка ИС для приемной комиссии Колледжа.
Проектирование и разработка ИС для аптеки.
Проектирование и разработка ИС для фирмы, торгующей бытовой техникой.
Проектирование и разработка ИС для автостоянки.
Проектирование и разработка ИС для магазина, торгующего музыкальными CD.
Проектирование и разработка ИС для заказа билетов на поезд.
Проектирование и разработка ИС для фирмы, занимающейся ремонтом бытовой техники.
Проектирование и разработка ИС для автопарка.
Проектирование и разработка ИС для отдела кадров фирмы.
Проектирование и разработка ИС для учебной части музыкальной школы.
Проектирование и разработка ИС для учета проживающих в студенческом общежитии.
Проектирование и разработка ИС для поликлиники.
Проектирование и разработка ИС для книжного магазина.
Проектирование и разработка ИС для автошколы.
Проектирование и разработка ИС для Центра изучения иностранного языка.
Проектирование и разработка ИС – телефонного справочника для Колледжа.
Проектирование и разработка ИС для супермаркета.
Проектирование и разработка ИС для агентства недвижимости.
Проектирование и разработка ИС для ЖКХ.
Проектирование и разработка ИС для аварийно-спасательного отряда.
Проектирование и разработка ИС для аэропорта.
Проектирование и разработка ИС для Ж/Д вокзала. Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) Всего 20 Максимальна учебная нагрузка 300 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы междисциплинарного курса предполагает наличие учебного кабинета программирования и баз данных; лабораторий информационных систем, инструментальных средств разработки; полигоны проектирования информационных систем и разработки бизнес-приложений.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, макеты, раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютерные и телекоммуникационные: персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Интернет;
- аудиовизуальные: мультимедиа проектор; мультимедийная доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места по количеству обучающихся оборудованные персональными компьютерами с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- принтер;
- сканер;
- проектор;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основная литература:
Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2011. – 512 с.
Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л.Управление внедрением информационных систем М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2012. – 200 с.
Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем Интернет-университет информационных технологий -2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний Интуит Серия: Основы информационных технологий, 2013. – 300 с.
Соловьев И.В., Майоров А.А. Проектирование информационных систем. М.: Академический проект, 2011. – 400 с.

Дополнительные источники:
Арлоу Дж., Нейштадт А. UML 2 и Унифицированный процесс: Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование (пер. с англ. Шатохиной Н.). 2-е изд., М.: Символ Плюс, 2011. – 624 с.
Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - 6-е изд. – М.: «Дашков и К», 2012. - 395 с.
Буч Г. Коналлен Д. Максимчук Р.А. Хьюстон К. Энгл М. Янг Б. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. – 3-е изд. М.: Вильямс, 2009. – 720 с.
Васильев А.А. Избачков Ю.С. Петров В.Н. Телина И.С. Информационные системы/ - 30е изд. – Спб: Питер, 2011. – 544 с.
Васильев Р. Б., Калянов Г. Н и др. Управление развитием информационных систем. – М.: Горячая Линия-Телеком, 2011 – 350 с.
Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение управления. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2010. – 320 с.
Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий Интернет-университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2009. – 506 с. Информационные системы в экономике.  Под ред. Титоренко Г.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2011. — 463 с.
Информационные системы и технологии в экономике и управлении. 3- изд.: Учебник / Под ред. проф. В.В.Трофимова. – М.: Высшее образование, 2012. – 528 с.
Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. – М.: Финансы и статистика, Электроинформ, 2012.
Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование. Серия Учебная литература для вузов. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 528 с.
ГОСТ 24.103-84. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Автоматизированные системы управления. Общие положения
ГОСТ 24.104-85 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Автоматизированные системы управления. Общие требования
ГОСТ 24.202-80. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Технико-экономическое обоснование»
ГОСТ 24.203-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию общесистемных документов
ГОСТ 24.204-80. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Описание постановки задачи»
ГОСТ 24.205-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по информационному обеспечению
ГОСТ 24.206-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по техническому обеспечению
ГОСТ 24.207-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по программному обеспечению
ГОСТ 24.208-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов стадии «Ввод в эксплуатацию»
ГОСТ 24.209-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по организационному обеспечению
ГОСТ 24.210-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по функциональной части
ГОСТ 24.211-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Описание алгоритма»
ГОСТ 24.301-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Общие требования к выполнению текстовых документов
ГОСТ 24.302-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Общие требования к выполнению схем
ГОСТ 24.304-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к выполнению чертежей
ГОСТ 24.703-85 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Типовые проектные решения. Основные положения
ГОСТ 34.201-89. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.320- 96 Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы
ГОСТ 34.321- 96 Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Эталонная модель управления данными
ГОСТ 34.601 – 90 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
ГОСТ 34.602-89. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
ГОСТ 34.603-92. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем
ГОСТ 6.01.1-87. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации Стандарт ISO/IEC 12207:1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes» (информационные технологии – жизненный цикл программного обеспечения), ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326-2002. Программная инженерия. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при управлении проектом
ISO 10014. Управление качеством — Указания по получению финансовых и экономических выгод.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Обучающая система on-line тестирования - http://www.i-exam.ru/Обучающая система on-line тестирования - http://www.fepo-nica.ru/http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2 – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://www.edulib.ru/ – центральная библиотека образовательных ресурсов
http://www.lib.msu.ru/journal/Unilib/main.htm – сводный каталог электронных библиотек на сервере МГУ
http://www.auditorium.ru/ – библиотека образовательного портала «AUDITORIUM»
http://www.edu.ru/ – библиотека федерального портала «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
http://www.public.ru/ – публичная интернет-библиотека
http://www.vernikov.ru/ – всё о менеджменте и IT
http://www.interface.ru/ – интернет, ИТ, программное обеспечение
II. Содержание календарно-тематического плана
№№
занятия Наименование разделов, МДК, тем, занятий Количество часов Вид
занятий Материально-
техническое
обеспечение занятия,
Интернет-ресурсы Задания для обучающихся
аудиторных занятий внеаудиторной
(самостоятельной)
работы Виды
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы Основная и дополнительная
литература
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Раздел 1. Архитектура информационных систем
Тема 1.1. Архитектура ИС. Структуры ИС (физическая, логическая, программная, функциональная) и их взаимосвязь. 4 Лекция
ПК, проектор 1
2 Тема 1.2. Подсистемы ИС. Основные концептуальные принципы функционирования и построения. Подсистемы обеспечения работоспособности ИС. Информационное, техническое, программное, математическое и другие виды обеспечения. Их характеристика и состав. 4 3 Лекция ПК, проектор 3 Практическая работа № 1. Проведение анализа информационного, технического, программного, математического и иного обеспечения ИС 6 3 Практическая работа ПК 4 Раздел 2. Аппаратно-программные платформы ИС
Тема 2.1. Платформы серверов ИС и их аппаратно-программные характеристики.
Характеристики аппаратно-программных платформы ИС и их виды. 4 Лекция ПК, проектор 5 Тема 2.2. Программное обеспечение ИС и его классификация. Серверное и клиентское программное обеспечение ИС. Оптимизация выбора программного состава обеспечения ИС. 4 3 Лекция ПК, проектор 6 Практическая работа № 2. Оптимизация выбора состава программного обеспечения ИС для определенной предметной области 6 3 Практическая работа ПК 7 Раздел 3. Виды серверного программного обеспечения
Тема 3.1. Серверное программное обеспечение ИС и его виды. Серверы управления (сетевые операционные системы) и задачи, решаемые с их помощью. 4 Лекция ПК, проектор 1 2 3 4 5 6 7 8
8 Тема 3.2. Файловые серверы. Назначение и принципы работы.
Серверы терминалов. Серверы печати, почтовые сервера. Принципы функционирования.
Веб-серверы их функции. Методы взаимодействия с клиентом Виды веб-серверов. 4 3 Лекция ПК, проектор 9 Тема 3.3. Open Source WEB сервер Apache и его характеристики. Характеристики IIS (Internet Information Server от Microsoft). Брандмауэры. Прокси-серверы.
Серверы приложений. Двухзвенная и трехзвенная архитектура клиент-сервер. Общая схема сервера приложений. Интерфейс сервера приложений. 4 3 Лекция ПК, проектор 2
10 Практическая работа № 3. Установка серверного ПО ИС на аппаратные сервера и его дальнейшее сопровождение. Особенности установки ПО ИС. 4 3 Практическая работа ПК 11 Раздел 4. Администрирование серверного программного обеспечения
Тема 4.1. Администрирование серверного программного обеспечения, решаемые задачи. 4 3 Лекция ПК, проектор 12 Практическая работа № 4. Организация работы ПО ИС в локальных сетях. Особенности настройки и сопровождения. Протокол TCP/IP применительно к ИС. 6 3 Практическая работа ПК 13 Тема 4.2. Администрирование серверного программного обеспечения, используемые приемы. 4 Лекция ПК, проектор 14 Тема 4.3. Стандартные и специализированные программные пакеты и утилиты администрирования. 4 3 Лекция ПК, проектор 15 Практическая работа № 5. Установка и настройка DNS, DHCP серверов. 4 Практическая работа ПК 16 Практическая работа № 6. Создание домена и настройка ActiveDirectory. Создание и управление объектами пользователь, группа. Управление политики безопасности. Управление профилями пользователей. 4 3 Практическая работа ПК 17 Раздел 5. Эксплуатация серверного программного обеспечения
Тема 5.1. Эксплуатация серверного программного обеспечения ЛВС и ее особенности. Управление операционной системой с помощью консоли. 4 Лекция ПК, проектор 18 Тема 5.2. Настройка и эксплуатация файлового сервера. Настройка и эксплуатация информационного сервера и серверов безопасности.
4 3 Лекция ПК, проектор 1 2 3 4 5 6 7 8
19 Практическая работа № 7. Авторизация: обеспечение безопасности и устранение проблем.
Изменение типа и области действия группы безопасности. Управления учетными записями групп с помощью средств автоматизации. 4 3 Практическая работа ПК 20 Практическая работа № 8. Введение компьютера в домен ActiveDirectory. Управление учетными записями компьютеров посредством специализированной оснастки. 2 3 Практическая работа ПК 21 Практическая работа № 9. Устранение неполадок с учетными записями компьютеров.
Настройка системы разрешений файлов NTFS.
Контроль доступа к файловой системе.
Работа с консолью. Производительность и диспетчер задач. 4 3 Практическая работа ПК 22 Раздел 6. Виды клиентского программного обеспечения
Тема 6.1. Виды клиентского программного обеспечения. Взаимодействие серверного и клиентского программного обеспечения. Типовое клиентское программное обеспечение и его характеристики. 2 3 Лекция ПК, проектор 23 Практическая работа № 10. Разработка Web приложения для взаимодействия клиентского ПО удаленными базами данных. 6 Практическая работа ПК 24 Раздел № 7. Установка и сопровождение клиентского программного обеспечения.
Тема 7.1. Порядок установки и сопровождения клиентского программного обеспечения. Использование типового клиентского программного обеспечения. Технология СОМ. 2 3 Лекция ПК, проектор 3
25 Раздел 8. Адаптация клиентского программного обеспечения
Тема 8.1. Задачи и возможности адаптации клиентской части программного обеспечения. Адаптация клиентской части ПО для решения поставленной задачи. 2 3 Лекция ПК, проектор 26 Раздел 9. Средства автоматизации проектирования корпоративных систем
Тема 9.1. Средства автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем, их основные типы и классификация.
Этапы жизненного цикла поддерживаемые ими.
2 3 Лекция ПК, проектор 1 2 3 4 5 6 7 8
27 Раздел 10. Особенности платформы Microsoft .NET для разработки корпоративных систем
Тема 10.1. Программная платформа Microsoft.NET; Характеристики, много-профильность платформы, ее использование при производстве промышленных корпоративных систем. 2 3 Лекция ПК, проектор 28 Раздел 11. Создание графичеcкого интерфейса пользователя
Тема 11.1. Разработка графического интерфейса пользователя. Приемы и методы. 2 3 Лекция ПК, проектор 29 Практическая работа № 11. Получение информации об объектах СОМ из системного реестра и файлов ресурсов. Использование СОМ серверов пакета Microsoft Office. 6 3 Практическая работа ПК 30 Тема 11.2. Библиотека классов WindowsForms Объекты библиотеки. Порядок построения форм ввода данных для корпоративных приложений на конкретном примере. 2 3 Лекция ПК, проектор 31 Практическая работа № 12. Создание интерактивных интерфейсов пользователя посредством технологии CGI. 2 3 Практическая работа ПК 32 Практическая работа № 13. JavaScript, CGI программирование интерактивных интерфейсов пользователя. 6 3 Практическая работа ПК 33 Практическая работа № 14. Изучение и применение средств автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем (Ramus, Rational Rose, Paradigm Plus, SELECT) 6 3 Практическая работа ПК 34 Практическая работа № 15. Использование программной платформы Microsoft.NET при разработке промышленных корпоративных систем. 8 3 Практическая работа ПК 35 Практическая работа № 16. Изучение и работа со средствами построения графического интерфейса пользователя. 6 Практическая работа ПК 36 Практическая работа № 17. Разработка форм ввода данных для корпоративных приложений в рамках конкретной задачи. 6 Практическая работа ПК 37 Раздел 12. Создание распределенных приложений по технологии RemotingТема 12.1. Особенности разработки распределенных приложений корпоративного типа. Технология MicrosoftRemoting. 2 3 Лекция ПК, проектор 38 Практическая работа № 18. Разработка распределенного высоконадежного и безопасного с использованием технологии MicrosoftRemoting8 3 Практическая работа ПК 1 2 3 4 5 6 7 8
39 Раздел 13. Создание веб – сервисов
Тема 13.1. Концепция веб – сервиса. Инструментальные средства Microsoft используемые при создании сервисов. 2 3 Лекция ПК, проектор 4
40 Тема 13.2. Разработка сервисно-ориентированных корпоративных приложений. 2 Лекция ПК, проектор 41 Практическая работа № 19. Реализация веб-сервиса с использованием технологий и инструментальных средств Microsoft 8 3 Практическая работа ПК 42 Раздел 14. Создание приложений по технологии Windows Communications Foundation
Тема 14.1. Особенности и проблемы построения корпоративных приложений на основе сервисно-ориентированной архитектуры. Адаптация общей концепции к технологическим особенностям среды и инструментальных средств Microsoft 2 3 Лекция ПК, проектор 43 Практическая работа № 20. Разработка приложения с использованием технологии Windows Communications Foundation 9 3 Практическая работа ПК 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Образовательное учреждение обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Обучение по профессиональному модулю завершается итоговой аттестацией по модулю в форме экзамена.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Участвовать в разработке технического задания
- разрабатывает техническое задание в соответствии с потребностями заказчика;
- решение ситуационных задач ориентированных на математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использование алгоритмов обработки информации для различных приложений;
- выполнение индивидуальных и групповых заданий, направленных на демонстрацию умений решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени Защита отчета по лабораторному практикуму
Собеседование
Программировать в соответствии с требованиями технического задания - выполнение заданий по разработке ИС с использованием языков структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ в соответствии с требованиями технического задания;
- выполнение заданий по разработке графического интерфейса приложения;
- решение ситуационных задач по созданию проекта по разработке приложения и формулирование его задачи;
- выполнение заданий по управлению проектом с использованием инструментальных средств;
Защита отчета по лабораторному практикуму, контроль самостоятельности составления документации, оценка содержания портфолио студента
Применять методики тестирования разрабатываемых приложений - решение ситуационных задач по проведение тестирования разрабатываемого приложения в соответствии с требованиями технического задания;
Электронное тестирование
Защита совместного задания
Коллоквиум
Формировать отчетную документацию по результатам работ - выполнение заданий по разработке, оформлению и формированию отчетной документации по результатам работ в соответствии с необходимыми нормативными правилами и стандартами Защита отчета по лабораторному практикуму,
текущий контроль самостоятельности составления документации, оценка содержания портфолио студента
Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы - проведение оценки качества и надежности функционирования информационной системы в соответствии с заданными критериями
Собеседование, Защита расчетной части задания
Итоговая аттестация по модулю - экзамен
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. проявление интереса к будущей профессии через:
- повышение качества обучения по профессиональному модулю;
- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;
- участие в органах студенческого самоуправления;
- участие в проектной деятельности;
- участие в конкурсе «Лучший по профессии». Наблюдение;
мониторинг, оценка содержания портфолио студента; результаты участия в конкурсах, конференциях (призовые места; свидетельства об участии; звания лауреатов)
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - обоснование, выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области информационных систем;
- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной практике; лабораторных работ по решению профессиональных задач по разработке и модификации информационных систем
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - способность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области информационных систем, способность нести за них ответственность;
- нахождение оптимальных решений в условиях многокритериальности процессов разработки и обслуживания информационных систем Наблюдение и оценка на лабораторных занятиях; при выполнении работ по учебной практике.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - получение необходимой информации через ЭУМК по дисциплинам;
- поиск необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные. Тестирование; подготовка рефератов, докладов, эссе.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - оформление результатов самостоятельной работы и проектной деятельности с использованием ИКТ.
Подготовка и защита проектов с использованием ИКТ; наблюдение за навыками работы в глобальных и локальных информационных сетях.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - разработка проектов в командах;
- участие во внеаудиторной деятельности по специальности
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и руководителями практик в ходе обучения и практики;
- умение работать в группе;
- наличие лидерских качеств;
- участие в студенческом самоуправлении;
- участие в спортивно - и культурно-массовых мероприятиях Защита проектов командой; наблюдение и оценка роли обучающихся в группе.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. -проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.
проявление лидерских качеств
– производить контроль качества выполненной работы и нести ответственность в рамках профессиональной компетентности;
- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий;
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы. Оценка качества и сроков выполнения командных работ; тестирование; анкетирование; наблюдение, мониторинг и
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов.)
- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки
- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
- составление резюме;
Результаты защиты проектных работ и презентации творческих работ (открытые защиты творческих и проектных работ); сдача квалификационных экзаменов и зачетов
по программам ДПО; контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - выполнение практических и лабораторных работ; курсовых, дипломных проектов; рефератов с учетом инноваций в области профессиональной деятельности;
- анализ инноваций в области разработки технологических процессов;
- использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератах, докладах и т.п.). Оценка лабораторных работ, презентации докладов и рефератов; учебно-практические конференции; конкурсы профессионального мастерства.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). -соблюдение техники безопасности;
- соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка);
- ориентация на воинскую службу с учётом профессиональных знаний. своевременность постановки на воинский учет; итоги проведения воинских сборов
тестирование по ТБ.