Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков [б]-[д], букв «б»-«д» в слогах, словах, предложениях» ]

Учитель-логопед
МБОУ СОШ №6
города Димитровграда
Ульяновской области
Анисимова
Елена Евгеньевна.
Конспект логопедического занятия
(здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях).
Тема: «Дифференциация звуков [б] – [д], букв «б»-«д» в слогах, словах, предложениях».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ – формирование полноценных представлений о звуках [б] и [д] в сравнении сходства и различия артикуляции, различение букв «б»-«д» на письме и при чтении.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательная:
закрепление знаний о частях речи.
Коррекционно-развивающие:
развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;
развитие фонематических процессов;
формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы;
закрепление дифференциации букв «б» - «д» на письме и при чтении;
развитие зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторных координаций;
обогащение словаря;
развитие и совершенствование связной речи;
развитие психических процессов: внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательная:
привитие любви к природе и животному миру.

Оборудование: звуковые линейки, профили звуков, индивидуальные зеркала, образец-таблица фонетической характеристики звуков, алгоритм ответа, образец- таблица с прописными буквами «б- д», картинки- силуэты белки и дятла, пластилин, сигнальные карточки-фонарики с буквами «б» - «д» , слоговая таблица, карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент

-Добрый день, дети. Послушайте голоса леса.
Звучит фонограмма. Учащиеся «превращаются» в деревья в лесу. Логопед читает текст, дети выполняют действия.

-Представьте, что мы в лесу. В лесу светит солнышко, и все деревья тянут к нему свои веточки. Высоко -высоко тянемся ,чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
А) Актуализация знаний, полученных детьми на прошлых занятиях.
-Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуквии .Кто ещё живет в этой стране? Почему так называется эта страна?

- Гном пришел не один. Вместе с ним к нам из леса пришли гости. Давайте узнаем кто.
Предлагаю поиграть в игру «Шифровальщики». (Открывается таблица).

0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

л
а
в
т
д
е
у
к
я
б


Зашифрованные слова 95071 (белка)
48350 (дятел)
-Сегодня на занятии нашими помощниками будут белка и дятел.
( Открываются картинки с изображением белки и дятла.)
Б) Звукобуквенный анализ
- Произнесите четко слова «белка», «дятел».
-Сколько слогов в этих словах?! Сколько звуков в этих словах? Перечислите их последовательно. Определите место звука [б'] в слове «белка». Определите место звука [д'] в слове «дятел» ( с помощью звуковой линейки).
-Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [б] [д] и строчные буквы «б» «д».
2.Анализ артикуляции звуков [6] [д]
-Произнесите перед зеркалом четко звук [б], понаблюдайте за органами речи . Дайте артикуляционную характеристику звуку [б]. Произнесите перед зеркалом четко звук [д], понаблюдайте за органами речи. Дайте артикуляционную характеристику звуку [д]. Чем отличается артикуляция звуков [б], [д]?
В помощь предлагаются артикуляционные профили звуков, план ответа.
1. Губы.
Зубы.
Язык (кончик и спинка языка).
Преграда.
Голосовые складки.

3.Фонетическая характеристика звуков
- Дайте фонетическую характеристику звукам [б], [д].
В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.




- Найдите сходства и различия характеристики звуков [б], [д].
-Что общего?
-Чем отличаются?
-Сколько звуков обозначают буквы «б», «д»?
-Из каких элементов состоят строчные буквы «б», «д»?
4.Сравнение букв занятия по начертанию.
- Чем похожи и чем отличаются эти буквы? Посмотрите на рисунок с изображением белки, какую букву видно на рисунке? ( «Б»). Из каких элементов состоит эта буква? А сейчас посмотрите на рисунок с изображением дятла, какую букву видно на рисунке?
( «Д»).Из каких элементов состоит эта буква?
-Как из одной буквы получить другую?
Логопед предлагает детям из пластилина вылепить букву «б», затем , заменив элементы, получить из буквы «б» букву «д».
5.Работа в тетрадях.
-Запишите число, тему занятия
6.Развитие зрительного восприятия (показать рисунок с изображением дерева с буквами на нем).
-В нашем лесу есть необычное дерево, посмотрите внимательно, сколько букв «б» и «д» спряталось на нем?
Логопед обращает внимание детей на слайд в презентации.
Напишите в тетради буквы «б» и «д», чередуя их. Букв должно быть столько, сколько вы нашли их на дереве.
7.Работа со слогами
Логопед. Прочитайте слоговую таблицу по подобию с гласными «а», «о», «у».

«а»
«о»
«у»

вд
вда
___
___

жд
___
___
___

сб
___
___
___

лб
___
___
___


Дети читают хором по строчкам и индивидуально по столбикам (последний столбик сверху вниз, второй снизу вверх, третий сверху вниз).
8.Развитие фонематических процессов. Работа со словамиж
Игра «Муха».
Дети составляют слова из данных слогов.
ду
сед
блю
да
буд

ро
бав
бы
бро
га

ка
по
дл
ле
дуд

бе
бш
дя
до
рах


9. Игра «Кто самый внимательный?»
Поднимите сигнальную карточку-фонарик с буквой «б», если услышите в слове звуки [б] [б'], карточку с буквой «д», если услышите в слове звуки [д] [д'].
Дорога, работа, подарок, приборы, рубить, дупло, береза, шайба, денек, кеды, собака, кубик, колодец, духи, бант, корабль, бегемот, забор, дирижер, билет. коридор, брови.

10.Физкультминутка

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Белка утром потянулась,
Раз – нагнулась,
Два – нагнулась,
Лапки быстро развела,
Шишки, видно, не нашла.
Чтобы шишку ей достать,
Надо на носочки встать.

11.Работа со словами.
А) Откройте тетради. Запишите слова в три столбика: в первый столбик слова с буквой «б», во второй с буквой «д», в третий слова, в которых встречаются обе буквы.
Белка, дятел, лебеди, береза, добро. радуга, дубы, башмаки, блюдо.

Б).На карточках, покрытых пленкой, допишите элементы букв
«б» - «д».по опорным точкам.
оерево, оелочка, оупло, оятел, оерёза, оегемот, леоеоь, веролюо.
Прочитайте слова, которые у вас получились.
12.Гимнастика для глаз .
Логопед включает электронную физминутку для глаз Галкиной Инны Анатольевны на мультимедийном оборудовании.
13. Работа со словосочетаниями.
Составьте словосочетания со словами «белка», «дятел», подобрав к ним подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос «какой»? (какая?).
задорный
забавная БЕЛКА
добрый ДЯТЕЛ
быстрая

Подберите к словам первого столбика близкие по смыслу слова.
Добродушный

Весёлый

Смешная


Стремительная

Составьте предложения со словосочетаниями, запишите их в тетрадь. Буквы «б»- «д» подчеркните карандашами разных цветов.
14.Работа с текстом.
Вставьте пропущенные буквы «б»- «д». Запишите текст в тетрадь. Подчеркните пропущенные буквы «б»- «д» карандашами разных цветов.
В деревне.
Летом ратья в еревне у аушки и еушки. НеАлеко от еревни ежала ыстрая речка. Кажый ень ети люили уить там рыу с утра и ..о оеа. Потом спешили в лес за гриамии и Ягоамии. А вечером ратья раотали в огорое вместе с еушкой и аушкой.
III. Итог занятия.
Смысловая рефлексия занятия.
- Поведем итоги
-Какие буквы мы различали на занятии?
-Чем они отличаются?
-Что нового узнали на занятии?
Эмоциональная рефлексия занятия.
-Определите на ощупь букву в «волшебном ящике».


Использованная литература:
1.Логопедия в школе: Практический опыт/ Под. ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2004.
2.Электронные физминутки Галкиной И.А.




















Гласный – согласный. Докажи.
Звонкий – глухой. Докажи.
Твердый – мягкий. Назови.





15