Методическая разработка по истории Оттепель Н.С.Хрущева. Для студентов и преподавателей техникумов, колледжей


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Торезский горный техникум им.А.Ф.Зясядько»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
«ОТТЕПЕЛЬ Н.ХРУЩЕВА. ОППОЗИЦИЯ И ДИССИДЕНТЫ»
по дисциплине «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
специальность: 21.02.17 Подземная разработка месторождений
полезных ископаемых
2015
Методическая разработка по дисциплине «Отечественная история» на тему «Оттепель Н.Хрущева. Оппозиция и диссиденты». Подготовила Паламарчук Л.П.. преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения «Торезский горный техникум им.А.Ф.Зясядько»
Изложена методика проведения занятия обобщения и систематизации знаний через формы и методы интерактивной технологии кооперативного обучения, отработки дискуссионных вопросов с использованием мультимедийных презентаций студентов как виртуального восприятия информационного материала
Для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования, колледжей
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………………………….. 3
Методические рекомендации …………………………………………………... 4
План проведения занятия ………………………………………………………. 5
Ход занятия ……………………………………………………………………… 7
Приложения ……………………………………………………………………... 16
ПРЕДИСЛОВИЕ
Роль дисциплины «Отечественная история»
в системе социально-гуманитарных дисциплин
История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества.
Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).
Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике.
В системе социально-гуманитарных дисциплин «Отечественная история» может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. В системе социально-гуманитарных дисциплин она работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром.
Ярким примером этого служит изучение и анализ деятельности исторических личностей во всех сферах жизни общества, например, многогранной личности Никиты Сергеевича Хрущева.
Деятельность Н.С. Хрущева оставила глубокий след в жизни народа. Вместе с тем многие его начинания были робкими, половинчатыми, нерешительными, часть реформ потерпела неудачу, а сам он был смешон.
Но время – лучший судья. Время убедительно показало, что эпоха, пришедшая на смены хрущевской, оказалась намного более мрачной, безрадостной, тоскливой; торжество тьмы достигло апогея. Однако время не зачеркнуло заслуг Хрущева, а, напротив, высветило их, позволило по-настоящему оценить то доброе, что сделал Хрущев для людей. Поэтому слава Хрущева не канула в Лету.
Сегодня 2015 год. С 1964 г. минуло полвека. Новые поколения не превращают Хрущева в божество, видя в нем много хорошего и много плохого; однако, не забывают и никогда не забудут, что он был предшественником грядущего серьезного поворота в стране, что он создал для такого переворота множество предпосылок. А то, что он не осмелился на более решительные шаги, не столько его вина, сколько беда.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
Семинар-пресс-конференция является одной из форм нетрадиционного занятия, которое имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды.
Занятия-пресс-конференции как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, такие занятия вызывают большой интерес у студентов, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для самовыражения таланта.
Семинар-пресс-конференция проводится с целью обобщения и закрепления изученного материала.
Учебная группа разбивается на подгруппы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: социологов, экономистов, политологов, представителей творческой интеллигенции, экспертов и т.д. Специалистов одного профиля может быть несколько. Возглавляют их консультанты.
Начинается пресс-конференция со слов приветствия в адрес участников. Далее сообщается ее тема и общий круг вопросов, которые будут рассмотрены. Затем - представление специалистов и прессы, информация о плане работы.
Подгруппы задают вопросы в порядке очередности. Вопрос обычно начинается словами: «Читателей нашего журнала интересует вопрос...».  Отвечают на них специалисты. Журналисты выслушивают ответы и делают в своих блокнотах записи. Потом тут же в отведенное для этого время  они должны подобрать из предложенных агитационных рисунков-плакатов соответствующий содержанию ответа.  Каждый из группы занят своим делом: кто-то пишет ответ на вопрос, кто-то подбирает рисунки-плакаты и т. д.
Такие занятия  учат самостоятельности мышления, вырабатывают умения выступать перед большой аудиторией, работать с литературой, дают возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, воспитывают чувство ответственности и, кроме того, позволяет за малый промежуток времени обобщить  большой материал.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Отечественная история
Дата проведения:
Специальность: 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных
ископаемых
Группа:
Тема занятия: «Оттепель Н.Хрущева. Шестидесятники и диссиденты»
Цель занятия:
Методическая:
- усовершенствовать методику проведения занятия обобщения и систематизации знаний через формы и методы интерактивной технологии кооперативного обучения, отработки дискуссионных вопросов с использованием мультимедийных презентаций студентов как виртуального восприятия информационного материала
- показать эффективность проведения семинара-пресс-конференции с использованием работы в малых группах;
Дидактическая:
- обеспечить усвоение новых исторических понятий и дат;
- раскрыть и закрепить проявление реформаторских процессов «Хрущевской оттепели»;
- охарактеризовать деятельность оппозиции к реформам, проводимым в стране;
- раскрыть направления деятельности диссидентов;
- дать оценку деятельности Н.Хрущева
Развивающая:
- развивать умения анализировать, обобщать и критически оценивать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внутренней и внешней политики государства;
- прививать умения критически оценивать достоверность полученной информации, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам, приобретение опыта ведения дискуссии
Воспитательная:
- продолжить воспитание уважительного отношения студентов к отечественной истории, мировому историческому наследию, чувства патриотизма, гуманизма, справедливости, партнерства, отзывчивости, взаимопомощи, субординации и такта.
Вид занятия: семинар
Вид семинара: семинар-конференция
Формы и методы проведения: работа в малых группах, работа с историческими плакатами, упражнение «Белое и черное»
Межпредметные связи: всемирная история, основы философии, обществознание с элементами экономики и права, литература
Методическое обеспечение занятия:
Учебная программа
Рабочая учебная программа
Методическая разработка занятия
Наглядные пособия: презентации, видеофильм «Хрущевская оттепель», отрывок видеофильма «Диссиденты. Чего они хотели», исторические плакаты
Оборудование: компьютер, мультимедийная система,
Литература:
Основная: История родного края (Часть вторая). Учебное пособие для 10-11 классов/ Авторы: А.В.Колесник, В.А.Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998, - с.320
Турченко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С.М. Новейшая история Украины. Часть вторая (1939-2001): Учебник для 11-го кл.сред.общеобразов.учебн.завед. – К.: Генеза, 2001. – 416с.: илл.картыДополнительная:
Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
Вяткин Я. Новые зубы и когти русского медведя / Аргументы недели №41 (433). 2014.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.world-history.ru/ 2. http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/ 3. http://www.istorya.ru/Структура занятия:
Вступительная часть
Организационная часть 1'
Ознакомление студентов с темой занятия 2'
Актуализация опорных знаний 10'
Мотивация учебной деятельности 2'
Основная часть
Обсуждение проблемных вопросов, вынесенных на семинарское занятие 45'
Заключительная часть
Подведение итогов занятия
3.1.1. Обсуждение эпиграфа занятия 10'
3.1.2. Оценивание студентов 5'
3.2. Рефлексия «Сегодня для меня…» 3'
4. Домашнее задание 2'
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вступительная часть
1.1. Организационная часть
Приветствие и проверка присутствующих на занятии
4718685-19051.2. Ознакомление студентов с темой занятия
Добрый день, уважаемые гости и участники нашей встречи. Сегодняшнее семинарское занятие пройдет в форме пресс-конференции, которая будет посвящена периоду «оттепели Н.Хрущева», деятельности шестидесятников и диссидентов на территории Донбасса.
22288590805На нашу встречу любезно согласились прийти гости:
группа социологов
представители творческой интеллигенции
группа экономистов
группа политологов
представители зарубежных средств массовой информации
творческая группа «Черное и Белое»
группа экспертов
Система оценивания Сегодня на пресс-конференции «журналисты» в порядке очередности будут задавать вопросы, а специалисты постараются дать исчерпывающий ответ. Во время выступления специалистов, журналисты делают в своих блокнотах записи, пометки, затем подбирают из предложенных исторических плакатов наиболее подходящие к данному ответу, а в конце конференции покажут результат.
283210455930Более того, ваши вопросы и ответы будут оцениваться, группа экспертов отразит эти результаты в протоколе пресс-конференции. Вопросы и ответы проблемного характера будут оцениваться в два балла, а описательные – в один балл. Любой участник пресс-конференции может получить дополнительные 0,5 балла за уточнения, дополнения и дополнения. Наибольшее количество баллов, которые сможет набрать подгруппа – 30.

1.3. Актуализация знаний (работа по карточкам)
Давайте приступим к работе, но ненадолго вернемся к первым шагам Хрущева в либерализации общества.
У вас на столах карточки с вопросами, на которые вы должны дать правильный ответ. На выполнение работы отводится 5 минут
1. После тяжелой 30-летней сталинской зимы пришла долгожданная «Хрущевская оттепель». Дайте определение понятию «оттепель»
2. Был ли приход Н. Хрущева к власти легким? Ответьте да или нет
3. Между какими лидерами партии и государства шла упорная борьба за власть? Укажите их фамилии
4. Одним из первых шагов Н. Хрущева стал процесс десталинизации. Раскройте понятие «десталинизация»
5. После первой волны амнистии начался процесс реабилитации. Объясните понятие «реабилитация»
А сейчас проверьте ответы, за каждый правильный ответ поставьте 1 балл, за неполный ответ – 0,5 балла, за неправильный – 0 баллов Хрущевская «оттепель» – попытка либерализации общественно-политической жизни, проведение социально-экономических реформНет
Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев
Десталинизация – процесс преодоления культа личности и ликвидация политической и идеологической системы в период правления И.Сталина
Реабилитация – процесс амнистии политических заключенных, признание их невиновности
Свои карточки подпишите и передайте группе экспертов для занесения результатов в протокол пресс-конференции. Эксперты выставляют общий балл группы в нужную строчку.
1.4 Мотивация учебной деятельности
3810246380Итак, давайте представим себе смертельно больную страну задыхающуюся от тоталитаризма и репрессий, постоянного страха и вопиющего беззакония, нехватки свежего воздуха и свободы. Никто не в состоянии ей помочь. И вдруг приходит врач, подключает к больной стране кислородную подушку и начинает ее реанимировать.
2051050254000Этим врачом-спасителем оказался Никита Сергеевич Хрущев (слайд 15), а вожделенной кислородной подушкой – ХХ съезд партии, проходивший в феврале 1956 года.
Личность в истории, как мы не раз убеждались, играет огромную роль. Потомки дают их деяниям свою оценку и не всегда сходятся во мнениях. С именем Н.С. Хрущева связан целый период в истории, который ученые назвали «Оттепель». Используя информацию, полученную сегодня, вы попытаетесь дать оценку действиям человека, с именем которого связаны важнейшие события отечественной и мировой истории.
2. Основная часть
2.1. Обсуждение проблемных вопросов, вынесенных на семинарское занятие
Давайте мы на несколько минут перенесемся в далекий 1956 год, и прочувствуем атмосферу съезда, который был переломным в истории страны. Передаю слово представителю группы социологов (Презентация «ХХ съезд КПСС)
ХХ съезд КПСС состоялся в Москве в феврале 1956 года, наиболее известен осуждением культа личности и идеологического наследия Сталина.
На съезде присутствовало 1349 делегатов с решающим голосом и 81 делегат с совещательным голосом и делегации коммунистических и рабочих партий 55 зарубежных стран.
Перед докладом Хрущева «О культе личности и его последствиях», делегатам съезда было роздано "Письмо к съезду" В.И.Ленина…Сталин слишком груб… и этот недостаток… становится нетерпимым в должности генсека, поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого поста и заменить его другим человеком…»
Многие, конечно, знали о его существовании, но до этого момента оно не было опубликовано. А последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские рекомендации по отношению к Сталину, тщательно скрывались и маскировались.
25 февраля Хрущев прочел свой доклад «О культе личности и его последствиях. Фактически Хрущев показал, что вся история партии с того времени, как Сталин стал во главе ее, была историей преступлений, массовых убийств, некомпетентности руководства.
Хрущев рассказал, хотя и кратко, о систематической фальсификации истории, проводившейся самим Сталиным и по его указанию.
Несмотря на то, что 30 июня 1956 г. была принята резолюция «О преодолении культа личности и его последствий», волны недовольства и тревог от доклада Хрущева  уже докатились до социалистических стран, союзников СССР и общество раскололось на две части: приверженцев нового правительства и люди для которых Сталин был и будет «Вождем всех народов».Таким образом, можно сказать, что ХХ съезд КПСС навсегда оставил личность Н.Хрущева в истории. Он был первым руководителем страны, замахнувшимся на тоталитаризм Сталина и его политику.
4794885441325 Преподаватель Подумайте, это отрицательное или положительное в деятельности Хрущева. Перед вами находятся белые и черные сигнальные карточки, поднимите белые карточки, если считаете положительным доклад Н.С.Хрущева, а черные, если отрицательным.
Группа «Черное и белое», подсчитайте результат и занесите в таблицу, это даст вам материал для работы в конце пресс-конференции
Группа экспертов оценивает содержание презентации, раскрытие темы и ведет протокол пресс-конференции.
Говоря о хрущевской эпохе – это была еще не весна, а именно оттепель, наступившая после долгой суровой сталинской зимы. И в то же время, за оттепелью мог последовать легкий морозец. Как отмечают современники, вся политика Хрущева в духовной, политической и экономической жизни носила противоречивый характер.
356235-85090Умру я… Положат люди на весы дела мои.
На одну чашу дела худые, на другую добрые…
и добро перетянет.
Н.С.Хрущев
Эти слова Никиты Хрущева – основная нить нашей пресс-конференции. После ее окончания мы сможем сделать вывод, какая же чаша весов должна перевесить?
Итак, попрошу наших уважаемых журналистов задавать вопросы, интересующие вас и ваших читателей об «оттепели» Никиты Сергеевича Хрущева.
- Петер Смит, репортер газеты «Нью-йорк Таймс»: что вы можете сказать о переменах, происходивших в вашем обществе?
Представители творческой интеллигенции (Презентация «Оттепель в духовной жизни»)
На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.
Принцип «социалистического реализма» оставался ведущим. Были напечатаны повесть Ильи Эренбурга «Оттепель», роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» (родился в г.Купянске). Послабление цензуры способствовало активной деятельности творческой интеллигенции. В это время появляется множество прекрасных произведений известных авторов - стихи Василия Стуса (учился в Донецке), Владимира Сосюры (уроженца г.Дебальцево) Михаила Петренко (родился в Славянске).
Возникали или продолжали свою деятельность новые литературно-художественные журналы - «Забой» (издан еще в 1923г. в г.Бахмуте), «Звезда», «Молодая гвардия», «Новый мир», газеты «Донбасс», «Комсомолец Донбасса» и другие.
Выставлялись картины 20-30-х гг., долгие годы пылившиеся в запасниках.
Но отношения главы государства с деятелями литературы и искусства складывались непросто. Попытки вмешательства в творчество работников культуры, некомпетентность и категоричность в оценках их деятельности привели к потере авторитета Хрущева. Определенную роль в этом сыграла организованная травля талантливого писателя и поэта Б. Л. Пастернака.
В 1958г. за роман «Доктор Живаго», запрещенный к изданию в СССР и опубликованный за рубежом, Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе (слайд 8). В том же году его исключили из состава Союза писателей СССР и вынудили отказаться от Нобелевской премии, но покинуть страну он отказывается.
В 1961 году был запущен первый человек в космос Юрий Гагарин.
Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. (слайд 10) Среди писателей-фантастов нашего края известны произведения Григория Володина «Синий луч (1957)», Александра Винника «Сумерки бизнесонии»
 Позднее появится термин «шестидесятники» - так назовут людей, которые восприняли перемены после смерти Сталина и ХХ съезда как начало оздоровления общества.
Несмотря на появление новых свободомыслящих произведений, в целом политика «оттепели» в духовной жизни имела определенные границы, оставаясь под контролем коммунистической партии.
Преподаватель Благодарю представителей творческой интеллигенции за подробный ответ, может кто-то хочет добавить по этому вопросу? Я попрошу вас подумать и сделать вывод для себя о плюсах и минусах этих перемен, поднять карточку белую или черную, а группу «Черное и белое» зафиксировать результаты.
Группу экспертов прошу оценить вопросы, ответы и дополнения к данному выступлению.
Алекс Рендалл, репортер «Геральд трибьюн»: Наших читателей интересует, какие реформы были проведены в сфере экономики?
Представители группы экономистов (презентация «Экономические реформы Хрущева»)
Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства за счет освоения целины в Заволжье, Сибири и Казахстане (экстенсивный путь развития сельского хозяйства).
- с целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу, но позитивных результатов «кукурузная эпопея» не дала.
- особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем укрупнить колхозы.
За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием, однако имелись и проблемы – колхозы остались без средств к существованию, не хватало специалистов механизаторов в колхозах для работы на сложной технике, добавились экологические проблемы в Казахстане и Сибири
- в 1957 г. Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую структуру, построенную на управлении промышленностью не через министерства, а по территориальному принципу.
Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.
Достижения этого периода:
1956 г. – создан первый реактивный пассажирский самолет ТУ-104
1957 г. – запуск первого искусственного спутника Земли
1959 г. – построен первый в мире атомный ледокол «Ленин»
1961 г. – запуск человека в космос
Но кроме достижений, имелись и проблемы с темпами роста промышленности из-за неприятия новых направлений в науке
- в середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения
1956 г. – отменена плата за обучение, введено обязательное 8-ми летнее образования
1956 г. – повышение пенсий в 2 раза, снижен пенсионный возраст, повышена зарплата низкооплачиваемым работникам,
1957 г. – массовое жилищное строительство, городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек
1961 г. – денежная реформа (деноминация), колхозники получили паспорта, введена денежная оплата их труда
1964 г. – выплата пенсий колхозникам, сокращена рабочая неделя (до 46 часов)
Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги. Однако, в условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной. К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%). Это вызвало стихийные выступления рабочих в Москве, Новочеркасске, Донбассе.
Многие историки отмечают, что проводимые Хрущевым реформы не были доведены до логического финала, а его методы развенчания культа Сталина подорвали авторитет партии.
Но известный кинорежиссер Михаил Ромм сказал такие слова о Никите Сергеевиче Хрущеве « … Забудется и Манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди… и зла к нему никто не будет иметь…»
Во время визита Н.С.Хрущева в Англию в 1956 году он встретился с Уинстоном Черчиллем на приёме в советском посольстве. Старый британский лев сказал: «Господин Хрущёв, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно в неё упасть»
Вместе с тем, лидер партии сумел добиться еще большего индустриального возвышения страны. Несмотря на неразбериху во внутренней политике, Хрущев работает над укреплением общемирового имиджа страны.
Преподаватель Попрошу вас снова черно-белыми карточками выразить свое отношение к проводимым реформам лидера страны, а группу экспертов не забывать о ведении протокола пресс-конференции.
- Свен Фрике, репортер газеты «Шпигель»: А мы слышали, что постепенно в стране стала формироваться оппозиция существующему политическому режиму. Так ли это?
Группа политологов (презентация «Оппозиция»)
Да, это правда. Оппозиция Хрущеву зарождалась прежде всего внутри партийного руководства, где образовалось 2 противоборствующие группы: (слайд2) Хрущев-Микоян-Жуков и Молотов-Каганович-Маленков. Положение Хрущева оказалось под угрозой, когда ним было предложено децентрализовать промышленность, т.е. распустить отраслевые министерства и сгруппировать предприятия под местным руководством. Оппозиция пошла в наступление на Хрущева и было созвано заседание Президиума ЦК с целью его отставки, но оппозиция получила жесткий отпор, в результате было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и удалить из всех руководящих органов. Оппозиционеры небыли репрессированы, это говорит о том, что с постоянным кровавым террором было покончено.
В свою очередь, творческая интеллигенция, почувствовав свободу, постепенно начинает формировать оппозицию со своей стороны, ведь представители власти не говорят всей правды народу, история как наука искажается в угоду власти.
В этот период появляется новое понятие «диссидент». Слово «диссидент» означает «инакомыслящий», в нашу историю вошло в 60-е годы ХХ века, так называли представителей оппозиционного движения, которые действовали в рамках Конституции, настаивали на соблюдении прав человека, законов и Коституции СССР.
На территории нашего края также существовали диссиденты, представители шестидесятников, которые боролись за права граждан.
(презентация-представление диссидентов Донеччины)
4445-159385Известный нам поэт Василий Стус (жил в Донецке, работал учителем, подземным плитовым на шахте, литературным редактором газеты «Социалистический Донбасс»), публично выступил против массовых арестов украинской интеллигенции. Это был первый гражданско-политический протест в послевоенном Советском Союзе.
469582534925Петр Григоренко, советский генерал, диссидент
Родился в Запорожской области в 1907 году. Окончив школу, работал в железнодорожном депо в Юзовке (название Донецка до 1924).
Во времена развенчания культа личности Сталина Петр Григоренко написал письмо к московским избирателям, в котором осудил «неразумную и часто вредную деятельность Хрущёва и его окружения.
Григоренко выслали на Дальний Восток. Там вместе с сыновьями в 1963 году  он создал «Союз за возрождение ленинизма», который выступал за отстранение от власти бюрократов и контроль народа над властью.
В конце 60-х написал статью об ответственности Сталина за миллионные жертвы советского народа в Великой Отечественной войне.
23241073025
Иван Дзюба, поэт, диссидент, гражданский активист.
 Родился в 1936 году в селе Николаевка Волновахского района Донецкой области.
В начале 60-х Дзюба стал интересоваться диссидентским движением и защитой прав человека в СССР. Это не прошло бесследно: в 1962 году Дзюбу уволили из журнала «Отчизна» – «за идеологические ошибки».
Преподаватель После обострившегося диссидентского движения, стихийных рабочих выступлений в Москве, Новочеркасске, Донбассе, в обществе возник синдром усталости. В этот период на первое место вышла партийно-государственная бюрократия, которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964.
399542022479000Никита Сергеевич Хрущев ушел из жизни 11 сентября 1971 года. Удивительно то, что после его смерти, скульптор Эрнст Неизвестный, который подвергся критике со стороны руководства партии, создаст памятник Хрущеву – бронзовую скульптуру на фоне белого и черного мрамора, что символизировало противоречивость хрущевской эпохи.
Скульптор сказал такие слова «Я так и не понял, что в нем было больше: белого или черного…»
Упражнение «Черное и белое» Я попрошу вас передать свои сигнальные карточки творческой группе «Черное и белое», а представители этой группы, обработав ваши карточки, подведут итоги деятельности Никиты Хрущева на руководящем посту. Белое – это положительное, черное – отрицательное.
Пока творческая группа будет подводить итоги, предлагаю посмотреть документальный фильм «Хрущевская оттепель», после чего мы с вами обсудим реформы, проводимые Н.Хрущевым, и какой результат они имели для страны.
3.Заключительная часть
3.1. Подведение итогов занятия
3.1.1. Обсуждение эпиграфа занятия
4542155346075Итак, давайте послушаем представителя группы «Черное и белое»…..
еще раз посмотрите на эпиграф нашей встречи и подумайте, какие дела все-таки перевесили на чаше весов, худые или добрые? Почему?
3.1.2. Оценивание студентов
Участие в работе групп, выделение наиболее активных участников
3.2. Рефлексия «Сегодня для меня»
392747599695- сегодня меня больше всего поразило…
- главное, что я сегодня узнал(-а)…
- раньше я думал, что…. А теперь верю, что….
- я хотел (-а) бы больше узнать о….
Домашнее задание
Опережающее задание:
3810-6351 уровень (3 балла) – прочитать §26 учебника по теме «Состояние экономики в Украине и Донбассе во второй половине 60-х, начале 80-х годов»
2 уровень (4 балла) – составить хронологическую таблицу «Перестройка в Советском Союзе и Донбассе»
3 уровень (5 баллов) – подготовить презентацию «Проведение референдума 1 декабря 1991 года и выборы Президента Украины»
Преподаватель Уважаемые друзья, в конце нашей встречи, я хочу пожелать, чтобы в душе вашей всегда жил надежды маленький оркестрик, как пел Булат Окуджава. (Звучит песня Б.Окуджавы 0,46')