Значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод


Предмет Естествознание Класс 5
Тема урока: Значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод
Общая цель: Сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе
Задачи: Познавательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов.
Образовательные: раскрыть значение воды для растительного, животного мира и для человека Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, бережное отношение к своему здоровью и благосостоянию.
Оборудование: глобус, учебники, физическая карта Казахстана, маршрутные листы, учебники.
Конкретный результат обучения учащиеся должны знать понятие гидросферы, состав гидросферы, три состояния воды в природе, роль воды в природе и жизни человека, свойства воды, круговорот воды в природе; уметь работать с картой, учебником, тетрадью. Делать выводы из своих наблюдений.
a) Подход в преподавании / обучении Использование работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления»
Источники: карта, , презентация.учебник для 5 кл.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здраствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!
2. Активизация мыслительной деятельности.
А. - Какую тему мы с Вами изучали на прошлом уроке? а. Что такое река, море, озеро? (напечатать на карточках)
б. А сейчас, ребята поработаем по карте. (Карта Казахстана)
- Покажите на карте самую длинную и водоносную реку Казахстана. (Иртыш)
- Назовите и покажите на карте самую мутную реку в Казахстане. (Сырдарья)
- Назовите и покажите на карте наполовину пресное, наполовину соленое озеро Казахстана. (Балхаш)
Сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать в опорных конспектах. Давайте заполним 1 и 2 столбик, т.к. о воде мы говорим не первый урок в первый столбик вы запишете то, что вы знаете о воде, а во второй что хотели бы узнать на нашем уроке, учитывая тему нашего урока. Стараемся писать самое главное…
Заполнение учащимися 1, 2 столбца таблицы: (флипчарт, страница 11)
Знаю Хочу знать Узнал
Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет… Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь? - Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопросы: «Для чего нужна вода? Почему нужно беречь и охранять воду?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения. И в конце урока мы заполним третий столбик.

Вопросы:
231838574041000311213547625000159067552133500288734547434500173609047434500149225478790нет формы
00нет формы
1492251162685нет вкуса
00нет вкуса
17170401162685раствор
00раствор
35382201162685нет цвета
00нет цвета
3145790478790нет запаха
00нет запаха
2039620347980Свойства воды
00Свойства воды
- Составь модель «Свойства воды»
36842701292225газообразное
00газообразное
149225700405Вода в природе
00Вода в природе
- Составь модель «Три состояния воды»
149225175895жидкое
00жидкое
1947545175895твердое
00твердое

3968115163195пар
00пар
2240915163195снег
00снег
257175163195водоемы
00водоемы

39681155080облака
00облака
22409155080лед
00лед
2571755080дождь
00дождь

3968115179705туман
00туман

- Составьте модель «Значение воды»
33401092710Значение воды
00Значение воды

514159517526000372110017526000231521017526000947420175260008826517526000
4705985118745энергия
00энергия
3338195118745судоходство
00судоходство
-688340118745питьевая вода
00питьевая вода
617855118745полив
00полив
1870710118745рыболовство
00рыболовство

П347662512763500- Составь модель «Круговорот воды в природе»
26479510287000187071010287000
2484755469900027851104699000240855517780000
3184525-63500291528511239500259651517335500
2070100-19050061785517780000372110012890500
404368050165осадки
00осадки
987425116205испарения
00испарения

248475512573000
2070100-1206500
21475704445002915285444500
14020807810500
31000705715000-503555-6985ручьи
00ручьи
617855-6985речки
00речки
1723390-6985озера
00озера
2915285-6985моря
00моря
4043680-6985океаны
00океаны

127000042545подземные воды
00подземные воды

4. Просмотр видеоролика «Вода»
Велика роль воды в жизни на Земле. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды. Все растения и животные содержат в себе воду, а медузы на 96-97 % состоят из воды. А в теле взрослого человека – около 70% воды. Знаете ли вы, что при потере человеком 1 литра воды (это примерно 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При потери 6 - 8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации. А при потере более 12% от массы тела человек погибает. Каждому живому организму необходим стабильный уровень содержания влаги, иначе он не сможет жить. Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов издавна воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки.
- Сейчас я предлагаю послушать стихотворение, которое расскажут нам ребята, а вы прослушав его скажете, где и для чего используется вода. (Раздать учащимся слова стихотворения.)
Подготовленные учащиеся читают стихотворение – идет показ в режиме слайд-шоу.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,(страницы 12-14)
И в водопроводном кране.(15страница)
Как сосулька, замерзает, (16 страница)
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,(17страница)
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.(18 страница)
На плите у нас кипит, (19 страница)
Паром чайника шипит, (20 страница)
Растворяет сахар в чае.(21 страница)
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться, (22 страница)
Ни наесться, ни напиться! (23 страница)
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить.
- Итак ребята, где и для чего используется вода? Ребята заполняют схему в маршрутных листах. Мы с вами должны заполнить схему, где и для чего используется вода? ().для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди). в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды).
средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты.
среда обитания В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.
дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).Для получения электрического тока
красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)
кормит (Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине.
Молодцы, ребята, теперь мы знаем, что вода играет большую роль в нашей жизни.
5. Физминутка (один учащийся выходит и показывает проговаривая)
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – это кроль. Все как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой, И отправились домой.
6. Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению. На сушу приходится третья часть территории, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода или Океан! Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Есть один факт, довольно интересный – если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки , озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода везде…И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма.
-Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь? Здесь сказать о том, что мало пресной воды. Большая часть Казахстана находится в засушливой зоне. Многие территории подвержены опустыниванию. Поэтому охрана вод – одна из основных проблем в государстве.
Вода — одно из главных богатств на Земле.
На доске схема «Соотношение соленой и пресной воды».
- Может ли человек использовать эту воду? (нет) Почему? Какая вода нам нужна?
Пресной воды на земле не так уж и много. На каждые 100 л воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал – самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. Соотношение воды мы видим на схеме: 97% - соленая вода, 2% - ледники, 1% - пресная вода

4. Опережающее задание.
- Назвать , показать и рассказать основные реки и озера РК
(река Иртыш, река Сырдарья, река Или, озеро Балхаш, Аральское море).
Посмотрите на физическую карту Казахстана, на северо-востоке республики протекает река Иртыш – полноводная, крупная река. Она судоходна на значительном протяжении и связывает единым водным путем Северный и Восточный Казахстан. На Иртыше построены крупнейшие Усть-Каменогорская и Бухтарминская гидроэлектростанции.
На западе Казахстана протекает река Урал (Жайык). Урал на всем своем протяжении судоходен. Его воды используются также для водоснабжения населенных пунктов и орошения полей. Велико значения реки и для рыболовного хозяйства республики.
- Ребята, а что будет если исчезнет вода? Или вода на планете загрязниться и станет непригодной для питья. А такая угроза существует, чтобы было понятно почему предлагаю послушать сказку. (показ слайда – журчание ручья, можно, чтоб плавали рыбки).
А вы ребята, внимательно послушайте сказку и ответьте на вопрос: из-за чего загрязняется вода?
Я сказку начинаю дети продолжают. В это время на фоне журчит речка.
- Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы.
Все любили эту реку!
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной:
серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
- Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Улитка - Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы.
Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка - А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы.
Пожелтела наша заводь.
Улитка - А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка - Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
Улитка - Ой, а это ещё кто?
Чёрная рыбка - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Улитка - Да, уж досталось вам.
Грустная сказка! Но и быль не радостней. В результате хозяйственной деятельности человека в мире наблюдается уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение многих водоемов, истощение запасов подземных вод. Ежегодно в моря и океаны, реки и озера попадает огромное количество нефти и горюче-смазочных веществ. Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям. Например, неэкономное использование в хозяйстве вод Сырдарьи и Амударьи привело к уменьшению уровня Аральского моря. Возросла соленость его воды. На Земле 6 миллиардов человек, из них 2 миллиарда не имеют возможности пить чистую питьевую воду. К 2030 г. 47 % мирового населения будут жить под угрозой водного дефицита.
Предотвратить загрязнение водоемов позволит строительство очистных сооружений на производствах.
- Ребята, а вы знаете кто из живых организмов является живым фильтром? Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям и животным, так называемым санитарам водоемов, живым фильтрам. К ним относятся камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт. Двустворчатые моллюски – беззубка и перловица – процеживают воду через свое тело. Фильтруют воду и небольшие рачки – циклопы и дафнии. А речной рак и вовсе является индикатором загрязненности. Он обитает только в чистой воде.
В водопроводные трубы вода попадает из открытых водохранилищ, но прежде чем она попадет к нам, она проходит очистку, ее очищают от крупных примесей, отстаивают, фильтруют, обеззараживают хлором, озоном, затем еще раз отстаивают и только потом отправляют в водопроводную сеть. Такая очистка воды называется фильтрованием. В домашних условиях применяют бытовой фильтр.
А сейчас мы с вами составим стихотворение используя метод синквейна.

7. Приём « Синквейн» - своеобразное стихотворение из 5 строк. (флипчарт, страница 25)
1 строка- название темы ( имя существительное )
2 строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными )
3 строка – описание характерных действий предмета (три глагола )
4 строка – фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме.
5 строка – синоним, который повторяет суть темы.
(флипчарт, страница 26)
Вода.
Обычная, удивительная.
Течёт, льётся, журчит.
Берегите воду!
Влага.
А сейчас мы проведем деловую игру. Представим себе, что каждый из вас на несколько минут стали акимами города. Что вы можете предложить для водосбережения в быту и повышения качества питьевой воды? (Заслушиваются ответы учащихся). Задание опережающего характера, работы проверить заранее, прослушать наиболее удачные.
Вывод: Все меры, предложенные нашими акимами, эффективны. Добавлю лишь то, что в тех случаях, когда отсутствует возможность повысить качество водопроводной питьевой воды, приходится использовать бутилированную воду, извлеченную из земных глубин. Не стоит забывать и о бытовых фильтрах для очистки водопроводной воды.
- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы.
Задание на дом.  Параграф нарисуйте знаки охраны воды. 
Сочинить четверостишие из предложенных слов по теме охраны воды. Слова для четверостиший: река, вода, охрана, природа, человек, загрязнение, жизнь, красота, радость, океан, любовь, заводы, люди, отходы. Урок хотелось бы закончить словами французского летчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»
Результаты обучения для учеников (A) учащиеся должны знать понятие гидросферы, состав гидросферы, три состояния воды в природе, роль воды в природе и жизни человека, свойства воды, круговорот воды в природе; уметь работать с картой, учебником, тетрадью. Делать выводы из своих наблюдений.
Умеют работать в качестве спикера
Результаты обучения для учеников (B) учащиеся должны знать понятие гидросферы, состав гидросферы, три состояния воды в природе, роль воды в природе и жизни человека, свойства воды, круговорот воды в природе; уметь работать с картой, учебником, тетрадью. Делать выводы из своих наблюдений.
Результаты обучения для учеников (C) учащиеся должны знать понятие гидросферы, состав гидросферы, три состояния воды в природе, роль воды в природе и жизни человека, свойства воды, круговорот воды в природе; уметь работать с картой, учебником, тетрадью. Делать выводы из своих наблюдений.