Духовно-нравственное развитие младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности


Тема: "Духовно-нравственное развитие младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности".
В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.
       Первостепенной задачей современной образовательной системы являются духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся. Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. На этих уроках дети читают и обсуждают статьи, в которых ставились в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. После прочитанных рассказов дети подбирают к произведениям пословицы и поговорки, пишут сочинения, маленькие рассказы, продолжают незавершённые рассказы, беседуют, анализируют поступки.
На уроках русского языка используются отрывки из прочитанных произведений, изложения, диктанты и проводятся этические беседы о добром отношении к птицам, к животным, к природе, к товарищам; разбираются пословицы и поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учитель должен обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Другим важным источником формирования нравственного опыта является разнообразная внеклассная, внеурочная деятельность.
Именно внеурочная деятельность позволяет учителю, воспитателю с наибольшей полнотой выполнять свои воспитательные функции. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам.
Формы работы учителя, воспитателя во внеурочной деятельности разнообразны: это беседа, игра, психологический тренинг, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, инсценировки, викторины. Необходимо постоянно менять форму деятельности, даже если занятие проходит 20-30 минут. Причем следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями, необходимо максимально включить их в совместную работу, стимулировать их творческую активность, создать условия, для того чтобы каждый мог высказать мнение по обсуждаемому вопросу. Только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и наставлениями.
Как на уроках, так и во внеурочной работе педагоги широко применяют этическую беседу. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления. Этическая беседа – это средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Во внеурочной работе больше возможностей для проведения этических бесед, викторин, тренингов, сюжетных и ролевых игр. Игра способствует приучению воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработке и закреплению у них устойчивых привычек поведения.
Духовно-нравственное воспитание предполагает занятия, которые посвящены морально-этическим проблемам, проблемам науки и познания, эстетическим проблемам, вопросам государства и права, вопросам здорового образа жизни, психологическим проблемам, проблемам экологии.
В начальной школе особую значимость приобретают занятия, связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения. Воспитание личностной культуры включает занятия, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
Формирование культуры взаимоотношений на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность отношений между людьми. Уже в начальной школе необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодарный материал – литературные образы, поэтому на занятиях необходимо использовать произведения детской художественной литературы. Благодаря художественному образу ребенок начинает оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения с другими людьми. Анализируя поступки литературных героев, педагог помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.
Помимо воспитания личностной культуры и культуры взаимоотношений, необходимо проводить занятия о «правилах хорошего тона». На этих занятиях нужно осваивать нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношения ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязанности выполнения на основе внутреннего принятия.
Художественная литература для чтения и обсуждения с детьми во внеклассной работе:
Е. Пермяк «Самое страшное», «Пичугин мост», «Надежный человек».
В.Осеева «Синие листья», «Печенье», «Волшебное слово», «Плохо», «Три товарища».
В. Сутеев «Капризная кошка», «Мешок яблок»
А. Барто «Про Ванечку», «Сонечка», «Любочка», «Так на так», «Перчатки», «Почему телефон занят», «Перемена», «В театре».
С. Михалков «Два барана».
И. Пововарова «Вежливый ослик».
М. Зощенко «Бабушкин подарок».
С. Михалков «Про Фому», «Прогулка»
С. Аксаков «Маленькая сестра»
Э. Шим «Брат и младшая сестра»
В. Голявкин «Моя работа»
Духовно-нравственное развитие имеет целый ряд направлений:
·  Военно-патриотическое.
·  Художественно-эстетическое.
·  Туристско-краеведческое.
·  Спортивно-оздоровительное.
Принципы духовно-нравственного развития.
·  Воспитание на традициях.
·  Принцип сотрудничества.
·  Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
·  Системно-организованный подход.
·  Личностно-ориентированный подход.
·  Принцип сохранения исторической памяти.
Внеурочная и урочная деятельность по данному направлению осуществляется через следующие занятия:
1. «Умелые руки», где учащиеся выполняют творческие работы из цветной бумаги, картона. Работы выполняются на различную тематику: открытки мамам и бабушкам к 8 марта, ветеранам ко дню победы и т.п., что создает благоприятные условия для формирования патриотических чувств, уважения к старшим, ценностного отношения к семье.
2. «Лепка», где учащиеся работают с пластилином и глиной, что кроме эстетического развития способствует развитию мелкой моторики рук и оказывает оздоровительное воздействие.
3. «Бисероплетение», где учащиеся создают своими руками различные предметы из бисера: игрушки, украшения, цветы. Такие поделки дети охотно дарят своим близким и друзьям, поэтому данная работа способствует развитию доброжелательности, дружелюбия.
4. «Изостудия», где учащиеся учатся не только основам изобразительного искусства, но и получают эстетическое наслаждение, получают представление о красоте.
Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает мне в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности. Убедиться в этом нам помог проведённый в прошлом учебном году классный час на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики провели исследовательскую работу, результатом которой стал проект «Чему нас учат сказки». Творческие группы формировались в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению.  В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале прошлого учебного года у нас прошёл классный час «Правила поведения в школе и на уроках», в ходе его проведения, у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь во время перемены?» Мы решили исследовать эту проблему. Классный час, проведённый во втором классе, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Классные часы «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают внеурочные занятия из цикла «Уроки нравственности». На занятиях в игровой форме дети изучают правила поведения, учатся дружить, находить общий язык в спорах, обсуждать проблемы мирным путём.
            На праздниках «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки» и др. дети учатся уважительному отношению друг к другу. Это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания в жизнь, учатся общению, дружбе, уважению.
Большое внимание в работе уделяется экологическому воспитанию учащихся. Проблемы экологии начинаются с малого – это объясняю детям, а затем мы вместе решаем, какими же путями можно избежать той или иной проблемы либо успешно ее решить. На внеурочных занятиях «Защитники природы» ребята изучают начальные основы экологии, учатся беречь и охранять родную природу. Такие занятия как «Берегите воду!», «Воздух и жизнь», «Кислотные дожди», «Будем понимать и любить растения» заставляют детей уже сейчас задумываться о будущем нашей планеты.
В ходе этих занятий был проведён проект «Покормите птиц зимой». Дети узнали о зимующих птицах, научились правильно заготавливать для них корм. Ребята смастерили и повесили много кормушек около своих домов и на территории школы. Каждый день во время прогулки они не забывали навещать своих подопечных. Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Совместные праздники сближают детский и родительский коллектив, помогают организовать семейный досуг, повышают уважение детей к родителям.
Я считаю, что моя работа  способствует формированию и развитию личности, дает положительную динамику сформированности нравственных категорий и гражданственности учащихся, а это тот фундамент, на котором дальше будет воспитываться, взрослеть будущее поколение творческих, активных граждан нашей страны.
Чтобы там ни говорили, но чужих детей для учителя не бывает, поэтому нам надо быть вместе с семьей в общих делах и проектах. 
 Вот она, «золотая формула», ставящая в равновесие интересы каждого участника воспитательного процесса: ШКОЛА+СЕМЬЯ=УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК.  
Таким образом, все перечисленные направления внеурочной деятельности в школе, как я считаю, кроме развития эстетического вкуса учащихся, способствуют формированию нравственных ценностных ориентаций: развитию умения видеть и создавать прекрасное, формированию патриотических чувств, отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, ответственности, бережного отношения к окружающим предметам и т.д.
Портрет выпускника основной школы:
Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки, творчества.
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В выборе темы и формы занятия педагогу следует руководствоваться не только заранее составленным планом, но и конкретными ситуациями, складывающимися в классе. Организуя разговор на нравственно-этическую тему, педагог должен быть тактичным, деликатным. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»