Доклад из опыта работы Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?» [3]
Я считаю, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе. Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище. [3]
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.
Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.
Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.
Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных качеств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Мой опыт воспитателя показал, что по каждому направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям
Я считаю, что в настоящее время надо уделять большое внимание и формированию политической культуры учащихся, их образованию. Для того чтобы они не выросли безразличными к тому, что происходит вокруг, а готовыми узнавать и сохранять то, что было до них. В этом мне помогают информационно-познавательные часы. Они направлены на формирование привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным. Хорошо организованный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в своём селе, стране и мире. Например, такой информационный час мы провели на материале «Мои земляки, участники Олимпиад», явивших собой примером гражданственности и патриотизма.
При воспитании нравственных чувств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому я провожу внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи , например, конкурсы и различные КВН по русскому языку, литературному чтению. и т. д Это помогает. детям овладевать этикетными средствами речи, формирует умение правильно формулировать свои мысли, учит работать в группе.
Считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает мне в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.
Убедиться в этом нам помог проведённый в прошлом учебном году классный час на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики провели исследовательскую работу, результатом которой стали выступления детей: «Чему нас учат сказки».
В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале учебного года у нас прошёл классный час «Правила поведения в школе и на уроках». , классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме, воспитывает милосердие. Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронула душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Классные часы «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин у меня, как у воспитателя возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу педагогические консультации, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих консультаций является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник [1]. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Это и есть важнейшее условие успешного развития России.
Литература
А.И.Баркан, «Его Величество Ребёнок»./ М.:1996г., с.4
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.
А Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Чуракова Р.Г. Очно – заочная форма повышения квалификации учителя начальных классов сельской школы.// Методист.- 2004. - № 2
Чуракова Р.Г. Презентация учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» // Методист. – 2004. - № 1

Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа – интернат
основного общего образования № 4 ОАО «РЖД».
Доклад на МО
«Духовно - нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях ФГОС».
Подготовила
воспитатель группы №4
Зайцева В. В.
г. Елец . 2014