Доклад Духовно — нравственное воспитание подрастающего поколения

нравственное воспитание подрастающего поколения в рамках реализации доплнительной образовательной программы «Истоки» МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец».


На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью, будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому столь и актуальны проблемы воспитания подрастающего поколения.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[6,67].
Перед педагогами дополнительного образования ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с его интересами и интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности обучающихся, творческого мышления, способности творить прекрасное, знать свои истоки и корни.
Решение главных задач воспитания должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, 170]. Поэтому именно в детском возрасте нужно заложить фундамент нравственности и в последующем укреплять его духовными качествами. Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[1,65].
Вот почему в программе обучения декоративного лозоплетения и лепки из соленого теста «Истоки» духовно-нравственному воспитанию уделяется особое внимание. Именно народное творчество тесно и неразрывно связано с духовностью.
В программе обучения «Истоки» помимо образовательных задач ставятся задачи духовно - нравственного воспитания, которые направлены на развитие творческой духовно - развитой, нравственно-интеллектуальной личности.
На своих занятия, начиная с самых первых минут нашего общения, я знакомлю детей с народным творчеством и не только своего профиля, но и народным творчеством в целом. Сама наша деятельность подразумевает это. Потому как, только зная обычаи, традиции, особенности родного края мы сможем развить в ребенке ценные качества личности, трудовые навыки в овладении данным видом деятельности.
Лучший путь для этого – раннее знакомство детей на моих с народными декоративно-прикладными промыслами России и Белгородщины, мастерством народных умельцев, народными традициями. За годы работы у меня сложилась система форм и методов духовно-нравственного воспитания, обучающихся, где большое внимание уделяется практической деятельности, которая заключается не только в изготовлении изделий обучающимися, но и посещением различных выставок, с целью перенять опыт мастеров нашего края, участии в мероприятиях которые уже стали традиционными в коллективе – Рождественские посиделки, Масленица, Пасхальный перезвон. С детьми проводятся беседы о народных традициях, обрядах, это воспитывает у детей такие черты характера как гостеприимство, усидчивость, сопереживание, гордость за народные традиции.
Методы, применяемые на занятиях разнообразны: объяснительно-иллюстративные, рассказ, беседа, демонстрация фрагментов, диафильмов, применяю частично-поисковые методы примером тому может служить занятия по изготовлению Жаворонка, это традиционное изделие которые православные пекут на праздник Сороки, урок о русской матрешке, где дети знакомятся с историей возникновения этого русского сувенира и путем исследования родословной матрешки выясняют историю ее происхождения.
Но особое место в программе обучения занимают встречи с интересными людьми. Это мастера декоративно – прикладного творчества, которые делятся с детьми своими секретами мастерства, демонстрируют свои изделия, что способствует заинтересованности воспитанников в данном виде творчества. Такие встречи часто происходят и на выставках декоративно-прикладного творчества и как форма проведения занятия.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Решая вместе с другими образовательными учреждениями задачи воспитания, учреждения дополнительного образования функционируют как самостоятельная и эффективная система российского образования направленная на воспитание духовно-нравственных качеств воспитанников.
Длительное развитие системы дополнительного образования детей привело к становлению уникальной среды в способствующей формированию духовно-нравственной личности. Учреждения дополнительного образования детей можно рассматривать как учреждение духовности, красоты, нравственности. Помогающие овладеть специальными знаниями и практическими навыками в области музыки и декоративно-прикладного искусства, способствуют обогащению у детей и подростков нравственных качеств, приобщают к общечеловеческим ценностям и обеспечивают духовное возрождение образования.
“Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.”[3, c. 22]1
“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое.”[4, c. 23].
“Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”, открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.”[5, c. 25]
Таким образом, решение задач формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи видится в организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей с наибольшей эффективностью для решения ситуаций духовно-нравственного выбора всех субъектов образовательного процесса, решении вопросов повышения профессионализма педагогов по формированию духовно-нравственной личности, оказании помощи семье в воспитании духовно-нравственных ценностей, укреплении и разработке научно-методического обеспечения процесса формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи, усилении государственной политики, СМИ в решении вопросов формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА

1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

3. Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. - № 9. - с. 22 (статья).
4. Киселев А.Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 23 (статья).

5. Колесникова И.А. “Воспитание к духовности и нравственности в эпоху
6. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.






















15