Из опыта работы на темуДуховно-нравственное воспитание младших школьников на основе православных традиций


Управление образования администрации Чернянского района
Организационно-методический информационный центр
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православных традиций
Автор опыта:
Притулина Людмила Сергеевна,
классный руководитель 4 б класса
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа №2» п. Чернянка Белгородской области
2017
Содержание:
Информация об опыте……………………………………………3
Технология опыта…………………………………………………7
Результативность опыта……………………………………….…14
Библиографический список……………………………………....16
Приложение к опыту ………………………………………….…..17

I. Информация об опыте
1. Условия возникновения и становления опыта
Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис личности. Ф. И.Тютчев писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».
Сегодня в обществе духовно-нравственное воспитание молодежи является приоритетным, как важнейший фактор возрождения российской государственности и культуры, национального достоинства и нравственного здоровья народа. Необходимо способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения, основой которого, традиционно для России, является культура Православия.
Относясь уважительно ко всем религиям, мы не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство, сложилось только после её крещения святым князем Владимиром в 988 году, что письменность наша была создана святыми Кириллом и Мефодием. В основе традиционного русского воспитания всегда лежало православное вероучение, система образования была крепка православным укладом воспитания детей. Родители учились смотреть на детей, как на дар Божий. А дети с почтением относились к своим родителям. Традиционное воспитание делает человека патриотом, любящим свой народ и Отечество. Поэтому считаю, что истинная система воспитания должна опираться только на традиционные (православные) духовные ценности. Она не может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного воспитания.
«Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему»,- говорил святитель Феофан Затворник, автор многих трудов о воспитании.
Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в образе жизни, традициях, обычаях. Таким образом, построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании – восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» п. Чернянка сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации воспитательного процесса. Педагогический коллектив в своей воспитательной работе использует «Программу духовно-нравственного воспитания обучающихся», ставящую своими целями:
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью воспитательной работы нашей школы.
За годы работы классным руководителем в начальной школе к теме духовно-нравственного воспитания я обратилась не случайно. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть в не национальной культуре, в которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие.» Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.
Работая, я столкнулась с рядом проблем: 1.  Духовное оскудение человека привело к созданию системы ценностей общества потребления, основанного на эгоизме. 2.  Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе. 3.  Сопереживание другим людям сместилось на переживания лишь собственной удачи. 4.  Недостаточное проявление творческих способностей учащихся, как результат невысокой познавательной активности. 5.  Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от истории страны, исторического опыта поколений.
Именно поэтому возникла необходимость разработки воспитательной системы класса, в основе которой лежит создание педагогических условий, позволяющих эффективно организовать формирование нравственных качеств личности в урочной и внеурочной деятельности класса.
2. Актуальность опыта
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность . Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Проблема восстановления культурно–исторических ценностей является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими совместными действиями педагогов, священнослужителей и родителей.
Все это доказывает особую значимость и актуальность по внедрению и реализации в учебный процесс программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе православных традиций. Ведь сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуа-ции, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет. Но как мы видим времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родите-ли освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таин-ства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и по-требность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного воз-рождения 3. Ведущая педагогическая идея опыта Исходя из проблемы, была определена ведущая педагогическая идея опыта: создание оптимальных условий через организацию урочной и внеурочной деятельности для духовно-нравственного воспитания обучающихся, необходимого современному ребенку для дальнейшей адаптации к окружающему миру, то есть социализации.  4. Длительность работы над опытом Длительность работы над опытом – 4 года. Работа по теме опыта была разделена на несколько этапов. 1 этап – начальный, констатирующий - 2013-2014 учебный год (1 класс). На этом этапе проводится диагностика и выявление уровня сформированности нравственных качеств у обучающихся, изучение и анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по проблеме духовно-нравственного воспитания.
2 этап – основной, формирующий – 2014 - 2016 учебные годы (2-3 классы). На формирующем этапе проводится создание и апробирование на практике специальных учебно-воспитательных заданий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей и социально значимой деятельности на основе формирования теоретического мышления и сознания младших школьников.
3 этап - заключительный, контрольный – 2016-2017 учебный год (4 класс). На данном этапе осуществляется обобщение работы по теме опыта, определение проблем, возникших в ходе реализации целей и задач, пути их решения.
5. Диапазон опыта
Опыт работы апробировался в 2013-2017 учебных годах, в классах, где автор опыта является классным руководителем, в урочное и внеурочное время.
Так же хочется отметить, что, на наш взгляд, духовно-нравственное воспитание должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель».Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействует школа и семья.
6. Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д.Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И. и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мире других людей, приобщение к культуре родного края.
На мой взгляд главная идея - духовного возрождения России, через духовно-нравственное воспитание учащихся на основе православных традиций.
Как факт особого внимания к проблемам возрождения и освоения православных традиций края рассматриваем мы принятие главой администрации области Е. С. Савченко ряда постановлений:
- «О дополнительных мерах по улучшению и сохранению традиционной народной культуры области» .
- «О развитии и поддержке самодеятельного художественного творчества в области» .
- «О развитии народной обрядовой культуры Белгородчины» . Практическая реализация данных постановлений явится добротной основой для развития нашей региональной православной культуры.
В описании опыта работы используются ключевые понятия.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)
Социализация -  процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры (Б.М. Бим-Бад, А.В.Петровский)
Основные понятия  «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяется следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру(в русской философии обозначает Космос как истинный предвечный мир, содержащий в себе творческий замысел мира идеального, разумного, богосообразного, как богозаданного;нравственность – это твёрдая  постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).  Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, самоопределения человека и совершенствование его в добродетели. Традиция - (от лат . traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.
7. Новизна опыта
Новизна опыта состоит в использовании православных традиций, в выявлении условий развития духовно-нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников, что будет являться непременным условием их успешной социализации.
II.Технология опыта
1. Постановка целей и задач педагогической деятельности
Целью моего опыта является показ основных форм приобщения детей к культурному наследию на уроках чтения, окружающего мира, ОРКСЭ и во время внеклассных мероприятий.
Достижению этой цели служат следующие задачи:
Подобрать пакет диагностических методик для определения уровня развития духовно-нравственных качеств детей;
Отобрать эффективные приемы и методы духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций в урочной и внеурочной деятельности класса;
3. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся (Приложение1). 2. Организация воспитательного процесса Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является духовно-нравственное воспитание, автор опыта опирается на личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы .Это диктует реализацию в воспитательной деятельности ряда принципов: 1) Принцип построения уклада жизни образовательной организации на основе православных ценностей и традиций, способствующий решению вышеуказанных задач; ; 2)  Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. 3) Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края. 4) Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;
5) Принцип рефлексивной позиции предполагает создание условий для рефлексии воспитанниками, произошедших с ними изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе; 6) Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации
7)   Активизация познавательного интереса к изучению культуры родного края и его православных традиций.
Модель по духовно-нравственному воспитанию обучающихся реализуется на основных этапах, по которым воспитанники шаг за шагом поднимаются к пониманию уважения к правам, обычаям, взглядами традициям других людей. Каждый этап соответствует одному из трех уровней воспитательных результатов, определяемых «Программой духовно-нравственного воспитания и социализации», реализуемой в МБОУ СОШ №2.
1) Информационый этап (первый уровень, приобретение школьниками социального знания) - воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях, направленных на воспитание. На этом этапе важное значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2) Деятельностный этап (второй уровень, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) – воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков. Здесь особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3) Ситуационный этап (третий уровень, получение школьником опыта самостоятельного общественного действия) – происходит формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для данного этапа особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде. На этом этапе ребята сами проявляют инициативу проведения акций, помощи ветеранам и престарелым людям.
Таким образом, организуя воспитательную деятельность поэтапно, нами создаются условия для наиболее эффективного духовно-нравственного воспитания обучающихся.
3. Описание содержания воспитания
В основе моего опыта лежит теоретическая модель методической системы приобщения школьника к культурному наследию страны, культуре родного края. Воспитательное пространство, в котором разворачивается взаимодействие детей и учителя, наполненное определёнными устойчивыми социально-психологическими отношениями, влияющими на состояние души каждого присутствующего на уроке.
При отборе содержания материала, я руководствовалась работами Федь А., Белова В. И., Шумейко Н. И., Долгинцевой Н. М., Ерёминой Т. А.. Сущность моего опыта заключается в том, что, взяв в 2013 году первый класс, я поставила перед собой цель: сформировать духовно-нравственные качества личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе. И за 4 года работы с детьми в этом направлении я добилась заметных положительных результатов в достижении поставленной цели. В этом году, выпуская детей, я уверена, что ребята моего класса отличаются особыми качествами: добротой и отзывчивостью по отношению к людям, искренностью, умением тонко чувствовать, сопереживать и помогать друг другу в трудной ситуации, любящими свой край и свою родину. Я горжусь своими учениками. На пути к победе над злом, безразличием и невоспитанностью нам встречались конфликты, непонимание, обиды. Но вместе с детьми, не оставляя ни одну проблему без внимания, мы всё же стали духовно-нравственными людьми. Конечно, этот путь становления «настоящих людей» ещё не закончен. Но я верю, что каждый мой ученик никогда уже не свернёт с правильной дороги.
4. Описание средств достижения целей (методы и формы организации работы)
В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей и молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь... Я думаю, что каждый из нас помнит имя своего первого учителя, свою первую любовь, первые неудачи и победы...... Духовные ценности закладываются в детстве. Сегодня размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям, нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка. В этой жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. И сейчас мне хотелось бы задать вопрос залу…Я вижу, что добрая половина людей, сидящих в зале имеют деток. Скажите, пожалуйста, какие качества в своих детях вы хотели бы воспитать? Что нужно для этого делать? «Воспитать» -значит создать духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от духовности самих педагогов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Уже не один год в моём классе и на параллель я провожу мероприятия такие как: «Рождество Христово», «Крещенские вечера», «Пасха в русской семье». Участие в них это изучение  культурных традиций и мастерства предыдущих поколений.  Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Воспитание духовной личности возможно только с совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения и семьи.Опыт по духовно-нравственному воспитанию предусматривает работу по трём направлениям:
-Работа с детьми.
-Работа с родителями.
-Работа с учителями.
Формы работы с детьми
Коллективная и индивидуальная работа ( беседы, игры нравственного и духовного содержания, моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора).
Благотворительность (подарки для сирот, в дома престарелых).
Творческая художественная деятельность детей (рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества).
Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций, просмотр мультфильмов).
Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Экскурсии (по святым местам Белогорья).
Организация выставок.
Классные часы .
Участие в концертах.
Чаепития с использованием народных традиций.
Я хотела бы рассказать более подробно о некоторых формах работы
Коллективная и индивидуальная работа
Многие из вас наверное знают добрый православный телеканал «Союз», когда телевидение действительно на благо. На этом канале ведутся детские передачи «Доброе слово», «Вечер в Шишкином лесу» и «В гостях у Дуняши». Одна из таких передач сподвигла меня на прочтение и обсуждение с ребятами рассказа о том, как мальчик после своего обеда выбрасывал хлебные крошки, и как однажды во сне он превратился в маленького, взъерошенного воробья. Как же трудно ему было там, за окном, без воды, в холоде и без крошечки хлеба! Ребятам был задан вопрос: как же вы используете свои оставшиеся крошки хлеба? Ответы моих детей были разные. Кто-то выбрасывает их в мусорное ведро(к сожалению таких было большинство), кто-то кидает в окошко…Перед ребятами была поставлена жизненная ситуаций, требующая нравственного выбора. Много говорили, обсуждали. Был сделан вывод: что рядом с нами живут те, которым очень нужна наша помощь, забота, тепло и любовь, наше милое сердце, «Блаженны милостивые, да не оскудеет рука дающего». Возникло желание сделать кормушки и развесить их в нашем школьном дворе. Конечно же мы не обошлись без помощи наших мам и пап, бабушек и дедушек. К работе были привлечены все. И радости детей не было конца, когда тот взъерошенный воробей из рассказа первым прилетел к нашей кормушке. После такой работы я заметила, что поведение моих ребят в столовой, отношение к продуктам и хлебу несколько изменилось. Слышу высказывания ребят, что упавшее печенье отнесём муравьям. Для меня это ценно, ведь всё начинается с малого. Автором опыта организованы и проведены такие КТД: фотоконкурс и конкурс сочинений «Остановись мгновение»», создание «Книги памяти Великой Отечественной войны», куда вошли фотографии и рассказы о войне прадедушек, прабабушек обучающихся класса, рисунки про войну. Фольклорные праздники «Праздник Урожая», «Рождественская сказка», «Широкая Масленица», «День славянской письменности» способствовали знакомству с национальной русской культурой. Эти мероприятия тщательно готовились, создавали в классе периоды эмоционального напряжения положительной направленности, содержали в себе нравственные ориентиры, на которых строилась жизнь большинства детей.
Благотворительность
Вы знаете, что существуют различные акции милосердия. Наша школа, уже традиционно, участвует в некоторых - «Спешите делать добрые дела», «Поздравь ветерана», «Георгиевская ленточка». Все классы участвуют посильно, но ребята моего класса и я принимают участие в каждой акции. Мы Ребята щедро делятся поделками, сделанными своими руками. К таким акциям мы готовимся заранее и достаточно долго. Проектно-исследовательская деятельность учащихся
Дети и родители очень любят такую форму работы как экскурсия. Мы много посетили достопримечательных мест , святых мест Белгородской области. В с.Холки нам посчастливилось побывать в трапезной мужского монастыря, где нас угощали вкусным чаем , сушками и подсушенным чёрным хлебом. На ребят это произвело огромное впечатление. Позже ребятам было предложено провести проектно-исследовательскую деятельность. Дети разбились на группы (по близкому месту жительства), выбрали себе темы самостоятельно, распределили обязанности, определили, какие книги, материалы будут нужны и к кому можно обратиться заранее. Темы, которые выбрали ребята: «Рецепты приятного чаепития», «Древо моей семьи», «Православный журнал для детей», «Журнал моих впечатлений». Поляковым Станиславом проведена исследовательская работа «История судьбы в истории страны».С этой работой он участвовал в муниципальном этапе конкурса «Я – исследователь»
Формы работы с родителями:- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.- Информационные стенды для родителей. - Совместно организованные с родителями праздники. - Выставки семейных работ к праздникам; - Изготовление сюрпризов к праздникам.
Форма работы с учителями начальных классов.
- Круглые столы. - Поездки по святым местам. - Подготовка и проведение праздников на параллель.
Промежуточный результат:
После проведенных мероприятий , бесед, встреч, дети стали дружнее, добрее, бережливее, более отзывчивей к неудачам своих одноклассников.
Ребята стали больше интересоваться русскими традициями.
Предлагают новые темы для проведения следующих праздников.
Наблюдается воспитанность, повышение уровня культуры.
Подводя итог, нельзя не вспомнить о том, что все мы сегодня являемся свидетелями духовного возрождения России, возвращения людей к своим исконным традициям, патриотизму, любви к Родине, культуре и нравственным началам, милосердию и семейным ценностям.
В получении знаний о культуре родного края выделяю следующие приоритеты:
1.  Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка. Они воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2.  Необходимо на уроках и во внеклассной работе широко использовать все виды устного народного творчества. Это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3.  Большое место в приобщении детей к культурному наследию занимают православные праздники и традиции
4.  Очень важно знакомить детей с народно-прикладным искусством, с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным искусством.
5.  Особое место нужно отвести краеведческому музею, где дети познают быт, традиции, историю своего посёлка.
Данный опыт направлен на приобретение детьми культурного богатства русского народа. И может быть, детская душа наполнит добром, милосердием и сопереживанием не за себя, а за других людей.
Меня волнует то, станут ли мои сегодняшние ученики достойными гражданами своей страны, будут ли они носителями и хранителями национальной культуры. Поэтому я всегда в своей работе буду помогать ученику постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ними на новые ступеньки духовно-нравственного и интеллектуального развития, болеть за их судьбу – это и есть моя главная педагогическая задача. Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных задач, которые стоят перед педагогами. Эта работа может решить образовательные и воспитательные задачи, будет способствовать развитию практических умений и навыков по изучению культуры страны.
Основой формирования нравственной культуры обучающихся в опыте автора остаются классные часы
Автором опыта разработан цикл классных часов, являющимся логичным этапом в системе воспитания обучающихся. Тематика классных часов проходит единой нитью через 4 года обучения и воспитания. (Приложение2,6)
Находкой автора опыта стала такая форма организации деятельности учащихся, как «минутка духовности и нравственности».Такие минутки можно проводить на любых уроках: математики, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки (Приложение 3)

Работа невозможна без участия семьи. Мы стремимся к тесному сотрудничеству, чтобы достичь положительных результатов. Праздники «Широкая Масленица»,«Новый год», «День именинника» сопровождались совместными посиделками с родителями. Совместно с родителями были совершены экскурсии в Воскресную православную школу, мы посетили Успенский храм п.Чернянка. Была организована поездка по святым местам Белгородской области, в музей-диараму «Огненая дуга», в Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь. С родителями проведено анкетирование.(Приложение 4) Разработан цикл бесед родительского всеобуча и внеклассных мероприятий:«Роль семьи в формировании личности ребенка», «Я и моя семья», «Воспитываем добротой» , «Поощрение и наказание» «Традиции праздника» (Приложение 5 ).
Таким образом, считаем, что в классном коллективе создана благоприятная среда для формирования воспитания духовно-нравственной личности. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. Каждый участник организованной деятельности может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести вклад в общее дело.
Критериями эффективности воспитательной работы с классом являются следующие показатели:
уровень этики поведения обучающихся, отношение к жизненным ценностям, нравственная мотивация .
результативность участия класса в конкурсах и мероприятиях.
III. Результативность опыта.
Многие вопросы по духовно-нравственному воспитанию решать было трудно, потому что социальные условия жизни каждого ребёнка индивидуальны. Особое внимание я старалась уделять детям «группы риска», так как считаю, что добрые чувства есть в каждом человеке: доброта врождённа. Если другие качества как трудолюбие, прилежность надо воспитывать, то доброту достаточно пробудить.
В дальнейшем планирую продолжить работу по выбранной теме, хочу разработать программу по духовно-нравственному воспитанию школьников, используя «православный компонент»; пополнять предметно-развивающую среду в классе.Хорошим показателем можно считать то, что увеличилось количество обучающихся, участвующих в школьных и муниципальных конкурсах (Приложение 7 )
Результаты диагностики нравственной мотивации, отношения к жизненным ценностям, нравственной самооценки представлены в виде диаграммы, в которой на оси значений взяты единицы от 0 до 100, а на оси категорий – классы от 1 до 4

На диаграмме можно видеть, что общий уровень нравственной воспитанности с каждым годом повышался.
Нравственная мотивация, выделенная серым цветом, достигла самого высокого уровня – 100%. Хотелось бы отметить, что во втором классе желание быть добрыми, чуткими, воспитанными людьми значительно усилилось (это видно на диаграмме).
Уровень отношения к жизненным ценностям рос постепенно и достиг 65%, что соответствует уровню выше среднего. Всё-таки материальные ценности для детей очень важны (например, компьютер или деньги).
85% – выше среднего уровня – это результат развития нравственной самооценки.
Мой опыт показал, что православные праздники и традиции положительно влияют на детей школьного возраста. Дети сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. В результате анкетирования родителей все желают, чтобы их дети были знакомы с традициями нашего народа, религией и имели представления о морали и нравственности. В среднем 95% семей (мною опрошенных) называют себя православными людьми и положительно относятся к встрече их ребёнка с православным священником. Свои взаимоотношения дети строят не на агрессии и оскорблениях, а стараются внимательно слушать и слышать, разобраться; используют совет, предложение, согласие. Данная система работы по теме дает возможность педагогу проявлять творчество в работе и самореализовываться, а родителям активно участвовать в формировании духовно-нравственного воспитания своего ребенка.
Я считаю, что работа проведена большая и сложная. На протяжении 4 лет мои ученики упорно шли к достижению поставленной цели – стать духовно-нравственными людьми. В работе не было всё гладко. Встречались трудности. Самое большое противоречие возникло в вопросе об отношении к жизненным ценностям.
В заключении мне бы хотелось сравнить каждого своего воспитанника с цветком. Смотреть, как растёт маленький человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, - можно только мечтать и надеяться .
Патриотизм
отизм
тизм
Любовь к Родине
Сопереживание
Искренность
ность
Отзывчивость
Доброта
рота
Милосердие
сердие
Честность
Духовно-нравственная личность



Библиографический список
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения)
2. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.
3. Рогозина Л.Д. Воспитательные системы образовательных учреждений Белгородчины. Белгород, 2004.- 328с.
4. Степанов П.В., Григорьев Д.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.
5. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
6. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации//Педагогика.1996. №1. 7. Богачёва Е. А. «Формирование духовно-нравственного здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях Белгородской области
8. Батрак, А.Я.Развитие нравственных качеств младших школьников [Текст] / А.Я. Батрак. – Братск: ГИМНЦ, 2010. – 97с.


Приложение.
Приложение №1 – Диагностика этики поведения, отношения к жизненным позициям, нравственной мотивации.
Приложение №2 - Темы классных часов по духовно-нравственному воспитанию.
Приложение №3 - Приемы для развития духовности и нравственности.
Приложение №4 - Анкета для родителей.
Приложение №5. - Разработка внеклассного занятия«Традиции праздника».
Приложение №6 – Разработка классного часа «Твори добро!»
Приложение №7– Результаты участия воспитанников в конкурсах и олимпиадах различны уровней