Образовательная программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»








Образовательная программа внеурочной деятельности
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников
на основе народных традиций»

для обучающихся 2-4 классов
Срок реализации программы: 3 года




Автор программы: Киселёва Светлана Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3»







Югорск, 2012

Пояснительная записка.
Изменения, происходящие в современном обществе, связаны с переоценкой ценностей. Большинство людей ориентировано на материальные блага, а не на духовность и нравственность.
На современного ребёнка воздействуют огромные потоки информации, которые не приучают детей размышлять, не формируют духовные ценности. Избыток информации развлекательно – игрового характера не отвечает воспитанию у детей интереса к истории и традициям народов, которые жили и живут на земле предков.
Недостаточное знание национальных традиций нередко приводит к осложнениям в общении с представителями этнических общностей, поэтому важность знания традиций не только своего народа, но и других этнических групп, особенно актуально в современном мире.
В нашем городе живут представители различных национальных культур (русские, татары, башкиры, ханты, манси, азербайджанцы и др.). Школа – это поликультурный мир, где каждый ребенок независимо от национальности является представителем своего мира, традиций. Обучающиеся должны иметь представление о культуре, быте, жизни не только своего народа, но и тех людей, с которыми приходится быть в непосредственном контакте. Надо учить детей толерантно относиться друг к другу, уважать традиции и культуру других народов.
В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем в деятельности педагога является организация воспитательной работы с детьми, направленная на изучение истории и культуры родного края, народного творчества, этнокультурных традиций.
Принятие ребенком истинных духовно – нравственных ценностей происходит лучше всего через его собственную деятельность, сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками и другими значимыми для него субъектами.
Таким образом, программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций» отвечает потребностям сегодняшнего дня и создает условия для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, воспитания личности путем формирования национального самосознания, через понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Цель программы - формирование этнического самосознания школьников на основе традиций русского народа и коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа.
Задачи:
Познакомить детей с историей родного края, обычаями, традициями и духовной культурой угорского и русского народов.
Создать условия для приобретения школьниками опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.
Развивать творческие способности обучающихся в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе традиций русского народа и коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа.
Организовать участие детей в подготовке и проведении народных праздников, экскурсий в городской «Музей истории и этнографии».
Обеспечить реализацию коллективных и групповых проектов, связанных с национальными традициями.
Учебно-тематическое планирование


п/п
Тема занятия.
Содержание
Цели и задачи
Формы организации работы, игры. Формы контроля.

1
1 час
Введение в курс
«Мир глазами наших предков»
Знакомство с понятием народной культуры, с ее формами: духовной и материальной, с историей народной памяти.
Познакомить детей с задачами курса и основными понятиями народной культуры.
Беседа с элементами сюжетно-ролевой игры
Просмотр и обсуждение видеофильма.


2
4 часа
«Во всех ты, душечка, нарядах хороша»
«Традиционная одежда народов Севера»
О чём рассказывает нам народный костюм?
Познакомить детей с особенностями славянских и угорских костюмов.
Дать представление, что костюм отражал тесную связь человека с природой.
Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа.
Развивать творческие способности обучающихся.
Экскурсия в «Музей истории и этнографии»
Составление эскизов национальной одежды
Проектная деятельность «Создание мини альбома»
Проектная деятельность «Создание презентаций в программе РоwerPoint
«Одежда Славян»
«Одежда народов Севера»

3
2 часа
«Игрушка как элемент народного быта»
Игрушка как символ представления о мире. Игрушки, сохранившиеся со старины и сделанные руками учащихся.
Вовлечь детей в творческую деятельность.
«Музей истории и этнографии»
Мастер-класс по изготовлению славянских кукол, игрушек народов Севера

4
2 часа
«Игры народов Севера»
«У медведя во бору»
Познакомить детей с разнообразными играми славянских народов и народов Севера.
Формировать умение объяснять правила игры и организовывать игровую деятельность с младшими школьниками.
Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками на основе культурно-нравственных норм.
Разучивание старинных детских игр.
Игровая деятельность.

5
2 часа
«Сказки бабушки Аннэ»
Сказка-вымысел, который несёт определённую идейно-нравственную нагрузку. В ней ярко выражены нравственные нормы и принципы. Высмеивается безделье, желание легко получить блага, жадность и другие человеческие недостатки, воспевается удачливость, взаимопомощь и дружба. Сказка- незаменимым средством воспитания и обучения детей.
Познакомить с устным народным творчеством угорского народа. Учить анализировать содержание пословиц, загадок, сказок народов Севера, объяснять их скрытый смысл.
Формировать правильную монологическую и диалогическую речь обучающихся.
Кукольное представление по сказке А.М. Коньковой «Праздник Трясогузки»

6
2 часа
«Тетушка Арина рассказывает»
Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками.
Что расскажут они о жизни людей в прошлом?
Пополнить знания детей в области русского фольклора.
Пробудить интерес к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
Формировать знания о малых формах фольклора, отражающего духовный мир, жизненный опыт русского народа.
Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений.
Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого.
Развивать творческие способности детей.
Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками на основе культурно-нравственных норм.
Беседа: «Сказка – ложь, да в ней намёк.». Чтение народных сказок.
Театрализация пасхальной сказки «Теремок»

7
4 часа
«Пасха. Велик день. Светлый день»
Обрядовые действия праздника. Значение росписи яиц. Традиции Пасхальной недели.
Познакомить с пасхальными традициями русского народа.
Развивать творческие способности детей.
Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.
Экскурсия в ХРАМ
Мастер-класс по раскрашиванию яйчат
Выставка пасхальных яиц

8
4 часов
«Вурщих хатл» - «Праздник трясогузки»
Обряды и обычаи праздника.
Познакомить с обычаями и традициями праздника.
Инициировать деятельность обучающихся к проведению праздника.
Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.
Музей под открытым небом «Суеват-Пауль» Проект «Праздник прилёта весенних птиц»

9
1 час
«Путешествие по родному краю»
Расширить область знаний обучающихся о своём родном городе. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру.

«Музей истории и этнографии»
Викторина ко «Дню города»

10
1 час
«Югра художественная»
«Югра 80 лет тому назад»
«Северная резьба по кости»

Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к истории, народному творчеству.
Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за «золотые» руки мастеров.
«Музей истории и этнографии»
Экскурсия

11
2 часа
«Край, в котором я живу»
Культура родного края.
Развивать толерантное отношение к людям с иными традициями, обычаями.
Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.
«Музей истории и этнографии»
Городская ассоциация коренных жителей «Спасение Югры»
Праздник «Округу – 80 лет»
Театрализация

12
1 час
«Что такое масленица?»
Знакомство с традициями и обрядами праздника.
Познакомить с традициями и обрядами праздника.
Проект. Презентация в программе Роwer Point «Масленица»

13
2 часа
«Игрушка, как элемент народного быта» « Желанница»
Игрушка как символ представления о мире. Игрушки, сохранившиеся со старины и сделанные руками учащихся.
Вовлечь детей в творческую деятельность.
Мастер-класс по изготовлению славянской куклы «Желанница»

14
3часа

«Здравствуй, масленица годовая!»
Знакомство с названиями дней масленичной недели и традициями каждого дня. Проводы зимы. Обычаи, связанные с этим праздником.
Вовлечь детей в творческую деятельность.
Познакомить с истоками культурных традиций русского народа, с обрядами.
Беседа с элементами сюжетно-ролевой игры.
Экскурсия в Храм

15
2 часа
«Самовары приглашают»
История возникновения самоваров.
Познакомить детей с историей возникновения самоваров, чайными традициями русского народа.
Экскурсия

16
2 часа
«Масленичные игры»
Разучивание старинных детских игр
Познакомить детей со старинными славянскими играми
Игровая деятельность

17
2 часа
«Что я знаю о вороне?»


Вовлечь детей в творческую деятельность.
Беседа. Изготовление птицы в технике оригами.
Выставка поделок.

18
2 часа
«Традиционные праздники народов Севера»
История возникновения праздников
Познакомить детей с истоками культурных традиций угорского народа.
Беседа с элементами сюжетно-ролевой игры.

19
1 час
«Кукла, как элемент национальной культуры» «Акань»
Игрушка как символ представления о мире. Игрушки, сохранившиеся со старины и сделанные руками учащихся.
Познакомить детей с элементами национальной культуры.
Вовлечь детей в творческую деятельность.

Мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань»

20
2часа
Праздник народов Севера «Вороний день»
Обряды и обычаи праздника.
Познакомить с обычаями и традициями праздника.
Музей под открытым небом «Суеват-Пауль» Участие в проведении праздника «Вороний день»

21
1 час
Устное народное творчество
Пословицы и поговорки, отражающие быт, обычаи народа, климатические условия.
Загадки – жанр народного творчества. Ценность загадок – в их образности, художественности, поэтичности. Сравнение видов жанрового искусства.

Развивать у учащихся интерес к народным традициям.
Учить разгадывать загадки народов Севера.
Учить находить сходства и различия в разных видах жанрового искусства.

Викторина
Загадываем загадки.

22
6 часов
Театрализация сказки по легендам народов Югры.
Литературная композиция
Вовлечь детей в творческую деятельность.

Театрализация сказки «Невеста под небесным куполом»

23
2 часа
Проведение тестирования
Подвести итоги работы
Тестирование.
Контроль: оценка результативности освоения курса.






15