Духовно – нравственное и патриотическое воспитание школьников на занятиях вокально-хоровым пением в объединении дополнительного образования















Методический доклад

Тема: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание школьников на занятиях вокально-хоровым пением в объединении дополнительного образования. Использование тем основ православной культуры в занятиях. Из опыта работы.






















Преподаватель дополнительного образования
высшей категории
Тертичная Наталья Аркадьевна
МОУ Лицей «МОК №2» (Советский район)

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы, т.е. в объединениях дополнительного образования. Я занимаюсь с ребятами вокально-хоровым и эстрадным пением. Работаю с ансамблями разного возраста и с солистами. Эта форма работы помогает развить творческие способности и воображение, постичь глубины вокального мастерства. Познакомить детей с различными жанрами, с творчеством композиторов разных стран, привить хороший музыкальный вкус, опираясь на лучшие музыкальные образцы мирового искусства. Но цели и задачи, которые я ставлю перед собой, это не только научить ребят правильному, красивому пению, не только овладеть конкретными вокальными приемами, а и к гармоничному их развитию. Это не возможно без духовно-нравственного воспитания. Поэтому, лейтмотивом моей музыкально – педагогической деятельности в работе с коллективом является освящение духовности и нравственности во всех их проявлениях. Это понятия доброты, красоты, культуры, милосердия, патриотизма, любви ко всему живому миру, что окружает нас. Переоценить значение этих категорий не возможно. Нам взрослым людям это особенно понятно. Особое место в школе отводится воспитанию чувства патриотизма в детях. Через песенный репертуар, беседы, прививанию любви к Отечеству, Родине большой и малой. Воспитываю в ребятах чувство гордости за свою Родину через беседы о ее истории, героях различных войн и трудовых будней. Говорим о защите и о служении Родине. Это особенно важно для мальчиков, ведь им в свое время придется нести службу по защите Отечества. Прививаю чувство красоты природы нашей необъятной страны, к бережному, заботливому отношению к ней, к тем корням, где живешь. Конечно же, говорим и поем о Великой отечественной войне. О ветеранах. Прививаю чувства глубокого уважения, благодарности им за тот подвиг, который они совершили всей своей жизнью, а часто и отдавая ее за право России быть свободной. Одна из форм работы по патриотическому воспитанию – это участие в вокальных конкурсах. Это фестиваль солдатской и патриотической песни, конкурс «Защитники Отечества», которые проводятся ежегодно управлением образования и культуры нашего города. Творческая жизнь коллектива очень разнообразна. Это большое количество концертов и в школе и за ее пределами. Например, дети участвуют в проекте «Спешите делать добро» с посещением геронтологического центра, где живут одинокие, больные, брошенные детьми пожилые люди. Я предваряю такие поездки беседой о милосердии, добре, помощи пожилым людям. Дети собирают для них подарки и угощения и конечно же делаем концерт. С большой радостью и благодарностью пожилые люди отвечают на наше, пусть небольшое участие в их жизни. Дети видят, как радостно заботиться о людях и делать добрые дела, дела милосердия. К этому же направлению относится и поездки нашего коллектива с подарками и концертами в интернат для детей сирот. Предварительно также провожу с ребятами беседу нравственного характера о милосердии, добре, помощи тому, у кого нет здоровья, нет родителей, о сострадании к ближним. Через определенный репертуар и беседы учу ребят общаться с окружающим миром, учу дружить, помогать и уважительно относится к товарищам, уметь уступать, находить компромиссы в общении. Воспитываю в них умение слушать и слышать других. Выявляем то, что называется эгоизмом, завистью. Воспитываю и развиваю в детях чувство доброжелательности, умения радоваться не только своим успехам, но и успехам других участников коллектива. Это помогает им понять, что тщеславие и желание быть всегда первым не приносит радости и не способствует дружескому общению с ребятами в коллективе. Что и к своим успехам или нет нужно относится спокойно, уметь уступать и признавать успех другого. Конечно же прививаю любовь к близким, к маме, папе, бабушке, дедушке и т. д. Уважительно относится к взрослым, учителям, школе. Дети ходят в мои коллективы помногу лет. У меня очень тесная связь с родителями. Я часто беседую с родителями о жизни в семье, о взаимоотношении друг с другом. Очень многое идет именно из семьи. Поэтому, беседуя с родителями выясняем, что и взрослым надо думать о своем духовно-нравственном здоровье.
Так же для воспитания духовно- нравственных ценностей использую темы по основам православной культуры. Проводила открытый урок «Рождество Христово! ». Надо отметить с каким интересом, вниманием дети узнают о религиозных корнях России, о тех заповедях, которые принес нам Иисус Христос, о том, как расцветает душа человека, когда он живет не только для себя, а делает много добра для других. Учится любить не только себя . Приходить к пониманию того, что только материальные ценности, которые сейчас многие взрослые ставят во главу своей жизни не помогут в воспитании в ребенке духовно нравственной основы. А ведь именно любовь, доброта, милосердие, красота, помощь тому, кто в этом нуждается, чувство сопереживания другим делает человека человеком. В нашем мире это особенно актуально. Материальные ценности проходят, но духовно – нравственные никогда. Чтобы привить детям, закрепить и воспитать в них эти категории и понятия духовно-нравственных ценностей во всем их многообразии, я использую разные формы и методы работы. Это и соответствующий концертный репертуар, выступления в школе и за ее пределами, беседы, темы по основам православной культуры, помощь родителям в освящении проблем воспитания детей, о так необходимых духовно-нравственных ценностях.













15