Проект.Духовно-нравственное воспитание младших школьников


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет дошкольного, начального и специального образования
Кафедра педагогики и психологии детства
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
ПРОЕКТ
по дисциплине « Психолого – педагогические теории и технологии начального образования»
Выполнила: студентка 4 курса очного отделения,
410 группы факультет
начального, дошкольного
и специального образования
Семёнова Ольга Владимировна
Проверила: кандидат педагогических наук,
доцент
Чердынцева Евгения Валерьевна

Омск – 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Концепция проекта……………………………………………………………….7
Теоретическое обоснование……………………………………………………10
Технологическое описание способа решения проблемы……………………13
Тематический план организации воспитательных занятий…………………21
Планируемые результаты……………………………………………………….22
Классный час……………………………………………………………………..29
Резюме……………………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы и источников……………………………40
Приложение…………………………………………………………………….42
Введение
Актуальность проекта:
Во все времена люди глубоко ценили духовно- нравственное воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями.
   Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
      Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
           Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог К.Д. Ушинский писал: « Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;
- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Обоснование и формулировка темы проекта.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность , по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание младших школьников.
Эта задача обозначена одной из главнейших для каждого педагога. Все решают её по-разному, ведь очень важно каким человеком станет сегодняшний ученик. Будет ли он способен на чувства сострадания, сопереживания, на помощь ближнему, сумеет ли отличить «черное от белого»? Ни для кого не секрет, что в современном мире компьютерных технологий очень много соблазнов для маленького человека, дать отпор которым ребёнок не может. Семья и школа должны быть единой основой, на которой растет личность. К сожалению, в силу своей занятости, родители часто, полностью или частично, перекладывают эту роль на школьного учителя.
Предмет обследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Объект исследования: развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Концепция проекта
Основная, педагогическая цель программы
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Общие задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяна ступени начального общего образования
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку
своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Теоретическое обоснование
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.   
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.
Технологическое описание способа решения проблемы:
Пояснительная записка
Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования составлена на основе закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция), которая представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание программы определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, хранимыми в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемыми от поколения к поколению и обеспечивающими успешное развитие страны в современных условиях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество). Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, то есть уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, каждая из которых, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу.
Содержание программы
В основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, то есть уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся лежат базовые национальные ценности. В основе организации внеурочной деятельности младших школьников лежит воспитательная система «Солнышко».
Одним из условий для реализации ФГОС-2 является включение обучающихся в процесс понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия.
Социально – экономические изменения, происходящие в современном российском обществе в последние годы, предъявляют высокие требования к уровню социализации личности. Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость взаимодействия и преобразования личности. Именно в период взросления ребёнка происходит его адаптация к социальному миру сверстников и взрослых, приобретение свойств и качеств зрелого человека. Наша школа стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным, ресурсным центром микрорайона. Поэтому одной из задач, стоящих перед школой, является проблема социализации младших школьников. Решению данной задачи способствует разработанная воспитательная система начальной школы «Солнышко», направленная на организацию процесса социализации младших школьников.
В ходе её реализации я предполагаем, подготовить младшего школьника к жизни и включить его в жизнь, где значительное место отводится воспитанию и социализации.
Цель воспитательной системы:
Формирование социально-активной личности.
Задачи воспитательной системы:
Создать условия для развития детской инициативы.
Организовать деятельность, направленную на формирование навыков общения, сотрудничества, сотворчества.
Формировать культуру рефлексии.
Пути решения:
беседы;
акции, эстафета добрых дел;
ролевые игры;
тематические праздники;
часы общения;
сотрудничество с другими ОУ и учреждениями культуры, организованные выезды;
экскурсии;
сотрудничество с семьёй.
Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню , где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому необходимо в своей работе педагогу использовать разные методы и приёмы воспитания:
-методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений(методы формирования сознания личности);
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
-методы стимулирования поведения и деятельности;
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.
Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого он активно применяет различные приёмы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединённых» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком – то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё назначение, замедляет движение.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.  В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание. 
Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.
 Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.
Примерный план воспитательной работы в начальной школе
на учебный год

Мероприятия
1 Организация самоуправления в классе
2 Праздник «Золотая осень»,
Выставка поделок из природного материала «Дары природы»
3 Конкурс поделок «Мы Вас любим, наши бабушки и дедушки»
4 Праздник, посвящённый Дню пожилого человека
5 День Учителя
6 Классный час «Мир моих увлечений»
7 Визит воспитанников детского сада к первоклассникам
8 Праздник «Школьниками мы стали»
9 Классный час «Здоровый образ жизни»
10 День Матери
11 Мастерская Деда Мороза
12 Новогодний утренник
13 Викторина по ПДД «Знатоки дорожного движения»
14 Классные часы по культуре поведения
15 «Весёлые старты»
16 Классный час «День Защитника Отечества»
17 Классный час «Культура отношений»
18 Концерт для будущих первоклассников
19 Экскурсия воспитанников детского сада по школе
20 День Здоровья
21 Классный час к Всемирному Дню Здоровья
22 Весенняя неделя добра
23 Весенний субботник
24 Линейка ко Дню Победы
25 Ученическо - родительский фестиваль
Программа классных часов
по гражданско-патриотическому воспитанию
1 класс
История моего имени и фамилии.
Герб, флаг, гимн России.
Я – россиянин.
Вот она какая, моя Родина большая.
Русские сказки и сказания.
Жизнь замечательных людей.
Любимые игры нашей семьи.
Тематический план организации воспитательных занятий
Nп/пНаправления воспитательной работы Формы воспитательной работы, их тематика Планируемые результаты
1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам и обязанностям человека. Классный час тема: Символика России. Познакомить детей с символикой России, привить чувства гражданственности и патриотизма.
2 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам и обязанностям человека. Проекты: «Праздники в России», «Имена», «День моей фамилии», «Наш дом». Познакомить с праздниками страны, узнать историю своего имени фамилии, рода.
3 Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Классный час тема: Знакомство с этикетом. Объяснить   смысл этикета общения, подчеркнув связь манеры общения с   внутренним состоянием человека. Раскрыть понимание силы слова, значение умения пользоваться словом.
           
4 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учёбе, труду и жизни. Библиотечные уроки, уроки технологии Привить любовь к труду.
5 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учёбе, труду и жизни Мастерская «Умелые руки». -ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
6 Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. Экскурсии в природу 7 Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. Проекты: «Птицы зимой», «Комнатные растения», «Краски осени», «Ёлочки» Воспитание любви к природе.
8 Воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Организация поездок в театры и музеи Привить любовь к культуре.
9 Воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Экскурсии в различные учреждения с целью ознакомления с различными профессиями. Познакомить с различными профессиями, рассказать о их значимости.
10 Работа с родителями Родительские собрания, классные мероприятия с родителями. Привлечение родителей во внеурочную деятельность .План работы с родителями.
Мероприятия Цель Сроки
Организационные родительские собрания (а также тематические 1 раз в четверть)
Планирование работы сентябрь
Родительское собрание
Лекция сотрудника ГИБДД с демонстрацией видеороликов. Просвещение родителей в вопросах профилактики ДТП при участии детей. 3 четверть
День открытых дверей. Знакомство родителей с внеурочной деятельностью учащихся. Знакомство родителей будущих первоклассников со школой. Апрель
Школа будущего первоклассника Подготовка будущих первоклассников к школе В течение года
Индивидуальные консультации для родителей:
-социального педагога,
-заместителей директора по УВР В течение года
Работа Попечительского Совета школы Осуществление эффективного взаимодействия педагогического коллектива школы с родительской общественностью. В течение года
Планируемые результаты
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
• воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
• имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;
• являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.
Классный час во 2-м классе "Государственная символика Российской Федерации".
Цель: повторение, закрепление и углубление знаний о государственной символике Российской Федерации.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с государственной символикой РФ, к изучению истории своей малой Родины через знакомство с символикой Мурманской области; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну; бережного, трепетного отношения к историческому наследию России.
Образовательные:
повторение, закрепление и углубление знаний о государственной символике Российской Федерации; расширение кругозора детей;
ознакомление со значением цветов российского флага, с гербом Российской Федерации, с государственным гимном.
Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; следовать заданному алгоритму действия; формирование коммуникативных способностей и умения вести диалог; совершенствовать мыслительные операции: анализа, аналогии, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать чувство уверенности в своих возможностях; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
Оборудование:
ТСО: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация.
Для учителя: музыкальная композиция гимна, плакат со словами гимна, физическая карта Европы, 3 макета с флагами России, Белоруссии, Украины и флаг любой страны (флаги любых стран на усмотрение классного руководителя), герб России; лента времени.
Для детей: макет герба, макет щита, различные части флагов стран; клей, подкладной лист, кисть для клея; три толковых словаря; слова гимна для каждого учащегося.
Оформление доски
Гимн современной России принят в 2000 г.
Композитор - А.В. Александров
Поэт - С.В. Михалков". Число Слова гимна
Карточки с флагами России, Белоруссии, Украины
"Государственная символика Российской Федерации" Физическая карта Европы
Лента времени ХОД И СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
– Сегодня на занятии мы с вами повторим и узнаем новое о государственной символике Российской Федерации.
II. Основная часть.
1. Работа с физической картой Европы.
– Тема нашего урока “Государственная символика Российской Федерации” (открыть слайд № 2)
– Посмотрите, пожалуйста, внимательно на карту.
– Кто знает, где располагается Белоруссия? Давайте отметим флагом.
– Кто знает, где располагается Украина? Давайте отметим флагом (можно выбрать любые страны на усмотрение классного руководителя).
– Кто может показать территорию Российской Федерации?
2. Государственный флаг Российской Федерации.
– Какого цвета флаг нашей страны? (В описании флага могут активно участвовать дети.)
– Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос (открыть слайд № 2): верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета.
3. Практическая работа.
– Мы сейчас с вами соберем флаг Российской Федерации.
-У вас на партах лежат различные части флагов. Найдите те части, которые соответствуют цветам флага Российского государства.
Техника безопасности.
– Какие правила безопасности должны соблюдать?
– Громко не разговаривать;
– руками не размахивать;
– не брать руки и кисть в рот;
– не трогать лицо и глаза руками (убрать слайд № 2)
– Соберите флаг (во время самостоятельной работы экран должен быть чистым)
– Покажите, что у вас получилось?
– А теперь давайте отметим флагом РФ территорию нашей страны.
– Каждое государство имеет свой флаг. Цвета на флагах разных государств имеют свое значение.
– Кто из вас знает, что обозначает каждый цвет нашего флага?
– Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага? (Открыть слайд № 4). На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду.
Синий – небо, верность, веру (щелчок). Красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
– Государственные флаги развеваются над теми зданиями (щелчок), где работают главы государств и городов. У нас в городе Коле флаг Российской Федерации развевается на здании, где располагается Совет депутатов Муниципального образования Кольский район Мурманской области и Администрация Муниципального образования, а также Администрация Совета депутатов (открыть слайд № 5). Флаг РФ на администрации Колы.
– Какой флаг развивается рядом?
– Это флаг Мурманской области (открыть слайд № 6). Иллюстрация флага Мурманской области.
– В праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел (убрать слайд № 6, экран чистый).
– Флаг Российской Федерации поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, на олимпиадах и в других случаях.
– А какие еще государственные символы России вы знаете? Если дети затрудняются ответить, то учитель напоминает про герб, гимн.
4. История герба России.
– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться в XV век, откуда берет начало история герба России.
Работа с “лентой времени” (на доске – увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия).
– Покажите "день сегодняшний".
– Покажите отрезок "будущего" времени.
– Мы хотим отправиться в "прошлое". Куда будем двигаться?
– Обозначим X век.
– Год 1497 обозначим на "ленте времени".
– В XIV веке, в годы правления Великого князя Ивана Даниловича, внука Александра Невского (слайд № 8), расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени стали московские князья главными среди других князей Руси. Так возникло новое Московское государство.
– Его первый правитель Иван III Васильевич (слайд № 9) стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились указы Великого государя, скрепленные печатью. Посмотрите внимательно: на одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея (слайд № 10).
– А теперь рассмотрите герб современной России, России сегодняшнего дня (слайд № 11). Какие его элементы напоминают герб Московского государства?" (Достаточно, если дети выделят "орла" и "всадника".)
– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой.
5. Практическая работа.
– У вас на партах лежит макет с изображением герба России без щита и отдельно щит с изображением Георгия Победоносца.
– Где должен находиться щит?
Техника безопасности.
– Какие правила безопасности должны соблюдать?
– Громко не разговаривать;
– руками не размахивать;
– не брать руки и кисть в рот;
– не трогать лицо и глаза руками (убрать слайд № 11, во время самостоятельной работы экран должен быть чистым).
– С помощью клея соберите полный макет герба России.
– Покажите, что у вас получилось. Молодцы.
– Прикрепим герб нашего государства на территорию России на карте.
– У Мурманской области есть свой герб, и выглядит он вот таким образом (слайд № 13).
– Есть свой герб и города Колы (слайд № 14).
– 25 января 1780 года было образовано Вологодское наместничество.
– 2 октября 1780 года Екатерина II утвердила доклад сената "О гербах городам Вологодского наместничества".
– Среди прочих получил герб и центр Кольского уезда – город Кола. В верхней части щита в красном поле видна выходящая из серебряного облака рука, держащая золотую державу и серебряный меч (герб Вологодского наместничества). В нижней части изображен кит на голубом поле – в знак того, что жители Колы "в ловле его упражнялись" (убрать слайд № 14).
6. Гимн современной России.
– Другим высшим символом государства является гимн.
– Найдите в толковом словаре определение слова гимн.
– Что обозначает слово “гимн” (слайд № 16, гимн – торжественное музыкальное произведение). Прикрепляю слово гимн на карту, (щелчок, чтение со слайда; щелчок, чтение со слайда)
– Кто из вас знает, кто написал слова гимна? Кто написал музыку к словам гимна?
– Гимн современной России принят в 2000 г. музыку написал А.В. Александров, а слова – поэт С.В. Михалков (щелчок, чтение фамилий).
– Где может звучать гимн? Олимпиады, спортивные соревнования, государственные праздники.
– При исполнении гимна люди всегда встают, так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит. И мы с вами сейчас встанем при исполнении гимна нашей Родины (щелчок по значку со звуком).
Работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).
– У каждого на парте лежит текст со словами гимна, возьмите его.
– Прочитайте “про себя”.
– Послушайте, как я прочитаю. (Чтение вслух детьми, хором с учителем, самостоятельно и т.п. на усмотрение классного руководителя).
– Мы прослушали гимн, а теперь мы с вами исполним его (все встают и обязательно под аудиозапись исполняют гимн).
III. Итог.
В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.
– Какие же высшие государственные символы России вы теперь можете назвать?
(слайд № 17)
– Что запомнили о флаге? О гербе? О флаге?
– В каждой стране гордятся своими государственными символами.
С урока дети уносят текст гимна.
Если на уроке останется время.
Можно рассказать о том, что известные музыкальные группы исполняют гимн только в инструментальной обработке.
Прослушивание гимна в исполнении группы Любе (слайд № 17, щелчок по значку со звуком).
Резюме
Благодаря реализации проекта возможно формирование духовно- нравственного воспитания в учебной и в не урочной работе в полной мере.
Возможно, в полной мере отслеживать работу детей на собой, взаимодействие их с родителями и педагогами в творческом союзе, где вся работа направлена на достижение конкретно поставленных задач.
При реализации проекта можно выделить одну основную проблему это не достаток времени для проведения всех запланированных мероприятий.
При реализации проекта возникли новые задачи::Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возраст, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню , где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Целью духовно-нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в её гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1.выработку понимания жизненной важности морали;
2.установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3.выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4.выработку моральной стойкости, желание и умение сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. милосердие и любовь к людям;
Средствами духовно-нравственного воспитания являются:
-моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность;
-моральное принуждение как форма морального осуждения;
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы:
-социальная среда; - различные виды деятельности; -ведущие типы общения; -полоролевые различия детей (при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности); *социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Список использованной литературы и источников:
1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников\ Н.Г.Аверина\\ Нач.школа.-2005- №11- с.68-71
2.Артюхова И.С. Ценности и воспитание \ И.С.Артюхова\\Педагогика,1999, №4, с.78-80
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций.- М.: Просвещение,1995-354с.
4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании \ А.В.Бабаян \\ Педагогика-2005-№2- с.67-68
5.Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов \ С.В.Власова- Самара:изд.СГПУ, -2009-с.3-42
6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. \ Т.Г. Жарковская \\ Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 -№3 –с.9-12
7. Зазнобина Л.С. Как же выжить в мире СМИ. \ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе -1999-№3-с.23-26
8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека \ В.С. Леднев \\ Стандарты и мониторинг в образовании- 2002 - №6 –с.3-6
9. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах.Кн.1.: Общие основы психологии. \Р.С.Немов – М.: Владос, -2000- с.436
10. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. \ А. Мудрик \\ Новые ценности образования: забота- поддержка- консультирование. М.: Новатор, 1966. Вып.6. –с.56-70
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка ,-М.: Просвещение, 1995.-с.478
12. Педагогика школы \ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1995-с.387
13. Педагогика \ Под ред. Ю.К.Бабанского- М.: Просвещение 1983-с.384
14.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения \В.А. Сухомлинский –М.: Просвещение, 1990-с.258
15. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя.\ М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1995.-с.371
16. tulaschool.ru›teachers/57/1228/ Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС.
17. http://festival.1september.ru/articles/212640/ "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
18. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00010248_0.html Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Приложение
Диагностика эмоционального компонента нравственного
развития
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов)
4187190190500( по Р.Р.Калининой)
\s\s
3758565245745
701040-3175
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
Если я знаю, что поступил неправильно, то …
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
Когда в моем присутствии обижают человека, я …
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37)
Методика оценки уровня морально-нравственного развития
Основываясь на работах Ж.Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития, Л. Кольберг предположил возможность существования стадий развития нравственного сознания.
Кольберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.
Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание).Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует.
Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность.
Стадии развития моральных суждений по Л. КольбергуУровень Возраст Основания морального выбора Отношение к идее самоценности человеческого существования
Преконвен-циональный4-7 Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «Ты – мне, я – тебе» Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет этот человек
Конвенцио-
Нальный7-10
10-12 Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть хорошим.
Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку.
Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная категория моральных норм и обязанностей.
Занятие для учащихся 1–2-х классов "Весенняя экскурсия в природу"
Место проведения: ближайшие окрестности школы.
Цель: познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.
Оборудование:
термометр,
лупа,
блокнот и карандаш для каждого учащегося,
карточки с заданиями для наблюдения.
Ход урока
I. Организация учащихся в начале урока.
Перемена пролетела,Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в классИ урок начнем сейчас.
II. Вводная беседа в классе.
- Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Ранняя весна». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).
- Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.
Основные задачи:
Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.
Очистка территории (части пришкольного участка) от мусора.
Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.
Наблюдение за поведением птиц.
- На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа, блокнот и карандаш.
- Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?
- Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.
(Учитель делит детей на микрогруппы по 5-6 учащихся)
III. Работа на местности
1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.
- Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Я раскрываю почки,В зеленые листочки. Деревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня… (весна).
- А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? (Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).
К нам весна шагаетБыстрыми шагами. И сугробы таютПод ее ногами.Черные проталиныНа полях видны.Видно очень теплыеНоги у весны. (И.Токмакова)
Ласточка примчалась Из-за бела моря, Села и запела:Как февраль не злися,Как ты, март, не хмурься,Будь хоть снег, хоть дождик –Все весною пахнет!(А.Майков)
- Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.
- Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.
Зима весну пугает, да сама тает.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Красна весна, да голодна.
Весною день упустишь – годом не вернешь.
- Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.
- А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах.
- Определим цвет неба, облачность. Сделайте соответствующие записи в блокноте.
- С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот.
- Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?
- Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).
- Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины).
2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.
- А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?
- Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу, и зарисуем ее внешний вид.
- А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.Карточка №1
К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники)
Есть ли на этом растении листья?
Какого цвета и формы листья?
Много ли их на вашем растении?
К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
Есть ли на растении плоды и семена?
Какого цвета кора вашего растения?
Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.
- Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается.)3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).
- Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в блокноте.
- Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?
4. Экологическая стоянка.
- А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.
IV. Подведение итогов в классе.
- Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.
Карточка №2
Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы.
Начался листопад.
На деревьях появляются почки. 
Температура воздуха ниже нуля. 
Птицы прилетают с юга. 
Появляются проталины. 
Растаял снег. 
Солнце светит чаще. 
Земля покрылась снегом. 
Появляется трава. 
Становится теплее. 
Птицы улетели на юг. 
Созревают яблони. 
Цвет коры деревьев более яркий.
Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.
V. Домашнее задание.
Возьмите ветку с почками любого дерева, опустите в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.
Классный час на тему «Школьный этикет».
Тема: Школьный этикет
Цели: воспитывать культуру поведения, формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.
Ход классного часа
1. Беседа.
- Ребята, какие существуют особые правила поведения в школе, отличные от других общественных мест?
- С чего начинается школьный этикет?
- Как нужно приходить и входить в школу?
- С каким настроением надо приходить в школу?
- встречают по одёжке, а провожают по уму. Обратите внимание на свою речь. Какие волшебные слова вы знаете?
- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?
- Как нужно говорить?
- Как использовать мимику и жесты?
Итак, как вести себя в школе? Ответ простой – достойно и прилично! Что можно? Все, что не запрешено и является приличным и общепринятым.
2. Слушание и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Перемена».
-Какие правила нарушил ученик?
3. Обобщение. (Работа с карточками)
- Прочитайте и объясните правила школьного этикета.
4. Итог.
- Какие отношения являются между одноклассниками?
(Доверие, взаимопонимание, дружба, поддержка, уважение, …)- Дополните правила дружбы.