Формирование коммуникативных компетентностей в фольклорном ансамбле «Млада» и детских вокальных коллективах МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»
города Евпатории Республики Крым»

Педагогический совет «Модель профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

15.02.2017года

Формирование коммуникативных компетентностей в фольклорном ансамбле «Млада» и детских вокальных коллективах МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
(Маркелова И.Н., методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»)

Искусство танца, искусство вокала без музыки существовать не могут. Музыка, танец и вокал в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Поэтому на занятиях ансамблей «Млада» и «Чаровница» с детьми работают по два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер), вокалист и музыкант.
Задача педагогов, работающих с этими коллективами – сформировать у обучающихся компетентности не только по предмету-специальности, но также и компетентности, которые были бы направлены на социализацию обучающихся в современном обществе. Одной из таких компетентностей является коммуникативная компетентность.
Вспомним, что же такое коммуникативная компетентность?
Коммуникативная компетентность - это способность и желание общаться с окружающими тебя людьми, это интерес к людям через взаимодействие и партнерство, в конечном счете, приводящим к взаимопониманию и достижению общих целей и результатов.
Коммуникативная компетентность у Иофик В.Т., Банаевой Г.М., Кендзерского В.Г., Булякова Г.Г., Минаева Г.С. сформирована в процессе их совместной работы, общения и сотрудничества с коллегами, обучающимися, родителями.
Педагоги и концертмейстеры успешно взаимодействуют и общаются с родителями и детьми. Родители - незаменимые помощники педагогов в вопросах пошива костюмов, они помогают педагогам решать вопросы организации и дисциплины в поездках, во время участия в конкурсах, концертах, поведения детей на занятиях и т.д.
Важную роль в образовательном процессе играет взаимодействие педагога и концертмейстера.
Успех работы с детьми во многом зависит не только от того как педагог-специалист построит занятие и подаст учебный материал, но и от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполнит музыку, донесет ее содержание до детей. Т.е. для педагога - концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник, друг и партнер.
Общение с коллегами позволяет педагогам постоянно совершенствовать свое педагогическое и исполнительское мастерство, заниматься самообразованием, и обмениваться своим опытом, творческими идеями и находками.
Так, с целью обмена опытом в этом году Кендзерский В.Г. для своих коллег провел мастер-класс «Особенности вокальных приемов при исполнении песенного репертуара народного, классического, эстрадного характера в вокальном коллективе». А Буляков Г.Г. на своем мастер-классе познакомил коллег со своим песенным творчеством.
Одна из современных и перспективных форм творческого общения и обмена опытом и информацией с коллегами – это использование компьютерных технологий.
Педагоги и концертмейстеры используют сеть Интернет и компьютерные технологии для нарезки музыкального материала, записи фонограмм, видео, создания презентаций.
Работу по обмену опытом с коллегами, используя ИКТ, в творческих коллективах начал Буляков Г.Г.
У него уже открыта страничка на педагогическом сайте «Инфоурок», он получил сертификат, подтверждающий открытие странички, на которой размещены его творческие работы, за которые также получены сертификаты.
Страничка имеет успех у педагогов-коллег из различных регионов России, за короткий период времени на страничке познакомились с его творческими работами более 1000 пользователей.
Современный профстандарт педагога, а также веление времени показывает необходимость общаться с коллегами в сети Интернет, делиться своим опытом, творчеством, педагогическими находками и идеями на различных педагогических сайтах. И для формирования и дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий педагогам необходимо еще работать.
Хорошо владея коммуникативной компетенцией, педагоги ансамблей «Чаровница» и «Млада», формируют коммуникативные компетенции обучающихся.
Начиная активную жизнь в социуме (а творческий коллектив это тоже социум), ребенок учится жить и комфортно чувствовать себя среди людей, сверстников, он развивается, совершенствуется, становится индивидуальной личностью.
Поэтому, формирование коммуникативных компетенций у обучающихся в творческих коллективах для наших педагогов - одно из важных направлений педагогической работы.
А формируется эта компетенция в ансамблях «Млада» и «Чаровница» для того, чтобы общаясь со сверстниками в творческом коллективе и с окружающими людьми, открывая и познавая себя, обучающиеся могли вместе ТВОРИТЬ, а значит исполнять в ансамбле замечательные вокальные произведения и фольклорные сюжеты и танцы, тем самым знакомить слушателей с песенным народным творчеством, современной эстрадной музыкой, хореографией, фольклором, вызывать у людей положительные эмоции, улучшать настроение, развивать не только себя, но своим творчеством развивать и воспитывать других людей.
Какие же компетентностные подходы используются в коллективах «Млада» и «Чаровница» для формирования коммуникативных компетентностей обучающихся и их социализации?
В первую очередь, это:
Вовлечение детей в игровую деятельность (на своих занятиях по хореографии и вокалу с учащимися Иофик В.Т. и Банаева Г.М. используют различные театральные и ролевые игры, направленные на внимание к партнеру, на сплочение и обучение совместному чувствованию, взаимодействию, для создания атмосферы радости на занятии). Например, «Каравай», «Воротца», «Как у дяди Трифона» и другие. Дети узнают в них и себя, и друг друга. Именно в играх дети учатся общаться, наблюдать, слышать друг друга, а самое главное - уважать. Эти игры обучающиеся проводят у себя в семье, в классе, во дворе со своими друзьями; в паузах между номерами на концертах.
Следующий компетентностный подход, который используется и в ансамбле «Млада» и в вокальном ансамбле «Чаровница» – это вовлечение обучающихся в творческий процесс и концертную деятельность с первых дней пребывания в коллективе.
Выступление друг перед другом, концерты для родителей играют важную роль. В таких небольших выступлениях дети получают первый опыт, учатся оценивать свои возможности, понимать друг друга, взаимодействовать, делать общее дело и достигать результата.
Еще один способ формирования коммуникативной компетентности – это организация и проведение совместных детско-взрослых мероприятий различного характера. Участие в сводных репетициях, поездки на природу, посещения музыкального театра, музеев и культовых сооружений, памятников культуры и исторических мест - в этих совместных мероприятиях у детей есть прекрасная возможность общаться и быть в команде с ровесниками и со взрослыми людьми. В таком общении ребенок усваивает социальный опыт и обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе.
Одним из способов формирования коммуникативных компетентностей является, конечно, вовлечение детей и их родителей в концертную деятельность через участие в концертах, конкурсах, фестивалях, где творческие коллективы не только показывают свой хороший творческий результат, но и вместе проводят свой культурный досуг.
Выступления для пожилых людей, ветеранов, для детей с ограниченными возможностями здоровья, концерты ко Дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности, рождественские и пасхальные концерты способствуют развитию чувства уважения к старшим, формированию духовных ценностей.
Праздничные выступления ко Дню Победы, Дню народного единства, Дню России, участие в фестивале «Крым в сердце моем», участие в международном фестивале «Великое русское слово», участие в традиционных городских праздниках «Вечера на Караимской», День славянской письменности и культуры, День открытия курортного сезона, в которых дети с большим удовольствием принимают участие, воспитывают у них любовь к родине, родному городу, Крыму, способствуют формированию гордости за свою страну.
Работа в ансамбле, коллективе воспитывает у обучающихся огромное чувство ответственности (ведь в коллективе нельзя подвести товарища, иначе сорвется концертный номер). Поэтому, в подборе фольклорных сюжетов и вокального репертуара, наши коллективы ориентированы именно на ансамблевое исполнение.
Главное в коллективе - ансамбль, и только потом – исполнение сольного песенного репертуара. Поэтому фольклорные номера и вокальный репертуар педагоги подбирают объединяющие. Для «Млады» и «Чаровницы» слова «МЫ», «АНСАМБЛЬ» - главные.
Таким образом, рациональный и в тоже время творчески организованный образовательный процесс в детских объединениях «Млада», «Чаровница», игры, объединяющие и сплачивающие, и все, что перечислено выше, помогает каждому из детей вылезти из скорлупы своего «Я» и приблизиться к ощущению «Мы». Так формируются ключевые, а особенно коммуникативные компетенции, происходит социализация обучающихся.
Работа педагогов по формированию коммуникативных компетентностей в творческих коллективах «Млада» и «Чаровница» приносит свои результаты.
Занятия любимым делом перерастает у выпускников ансамблей в культурное хобби или профессию. Так, например, общаются в клубах караоке с любителями пения Нижник Виктория, Щербина Екатерина, Козуб Ирина, в городском ансамбле «Евпатория» - Кендзерская Наталья, Бушинская Анна, Любавская Ольга, Плетнева Лана, Матросова Анна, Кайзер Татьяна.
Шелегова Вика - студентка института международных отношений, изучает китайский язык, который построен на модуляциях-переходах в другую тональность и занятия вокалом оказались неоценимой помощью в изучении китайского языка. Кузьмина Юля - студентка, выбрала хореографию, но планирует заниматься фольклором, (а это не только народный танец, но и вокал).
Сформированные коммуникативные компетентности помогают обучающимся:
- встречаться и общаться с интересными необыкновенными увлеченными и влюбленными в свое дело людьми, и самим быть в этом процессе;
- помогают при посещении культурных мероприятий и получении новой интересной информации, которая расширяет кругозор, пополняет познавательный и творческий «багаж», воспитывая при этом художественный вкус;
- помогают обучающимся вместе стать участниками важных культурных событий: концерты, конкурсы, фестивали, и сохранять народное творчество, популяризировать фольклор и культурные традиции народов Крыма, передавать слушателям любовь к фольклору, отчизне, родному краю.

Ради того, чтобы радовать, вызывать положительные эмоции, улучшать настроение, нести добро, сохранять народные традиции, песни и танцы, и работают наши педагоги с детьми.
На пути формирования ключевых компетенций, в то числе и коммуникативных есть еще один компетентностный подход – Улыбка. Улыбка – это первый шаг к общению.
Уважаемые коллеги, улыбайтесь! Улыбайтесь детям, улыбайтесь родителям, улыбайтесь коллегам.
Улыбайтесь, ведь именно с улыбки начинается общение, взаимодействие, партнерство, сотворчество.

Маркелова И.Н.,
методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
15.02.2017г.