Кейс — технологии. Методические разработки по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (часть С ОГЭ по русскому языку)

Приложение 2
Методические разработки по подготовке к написанию
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
(часть С ОГЭ по русскому языку)

КЕЙС № 1
(занятие 1-2)

1. Найдите средства выразительности, определите их роль:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
С.Есенин [1924]

2. Лексические средства языка

Лексика
Лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слова
Синонимы, антонимы, омонимы,паронимы
Общеупотребительная лексика, диалектизмы, жаргонизмы
Архаизмы, историзмы, неологизмы
Исконно-русские и заимствованные слова
Стилистически окрашенная лексика
Разговорная лексика
Книжная лексика
Просторечные слова
Термины
Эмоционально-окрашенная лексика
Фразеологизмы


3. Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Языковые средства
Назначение в тексте

Антонимы
Как выразительное средство создания контраста

Диалектизмы
В качестве средства выразительности
Для создания местного колорита
Для передачи особенностей речи жителей определённой местности

Метафора
Для создания образности и компактности в плане языковых средств
Особая выразительность и эмоциональность речи
Сделать речь точной, яркой, художественной
Чтобы избежать повторений
Как отражение высокого художественного мастерства

Неологизмы
Для создания оттенка необычности, новизны

Олицетворение
Для создания образности, выразительности

Повтор лексический
Для обозначения большого числа предметов, явлений
Для усиления признака, степени качества или действия
Для указания на длительность действия

Профессионализм
В качестве показателя образованности в определённой сфере

Разговорная лексика
Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности

Ряды синонимов
С целью указания смысловых оттенков
Для характеристики экспрессии или эмоций

Сравнение
Для создания художественной выразительности
Автор указывает на сходные признаки, действия разных предметов

Термины
Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова, указывают на образованность говорящего, принадлежность к какой-либо профессии, научной деятельности

Фразеологизмы
Для придания высказыванию выразительности
Для создания образности

Эпитеты
С целью художественной выразительности, помогают увидеть предмет с новой стороны


4. Прочтите цитаты, заполните таблицу, пользуясь текстом Ю. Трифонова
Темы, объединяющие цитаты – лексика и фразеология
Лексика – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.
Лексика (от греч. словесный, словарный) словарный состав, совокупность слов языка.
Выразительные средства языка – тропы и фигуры, которые позволяют сделать более яркой и выразительной.
Фразеология совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.


Цитата
Объяснение цитаты с использованием терминов
2 аргумента (языковых явления) из текста, их роль
Вывод

1.
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий




2.
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
И. И. Постникова




3.
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». А. И. Горшков




4.
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Г. Я. Солганик









5.
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». И. Н. Горелов




6.
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка





5. Прочитайте текст, подберите аргументы к цитатам 1-4 (по группам) и внесите их в графу №3.
(1)Началась эта му
·ка в далёкие годы, в классе, что ли, пятом или шестом. (2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за
·стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что. (6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух. (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно
·: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну, не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе. (16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться сним. (20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
Ю. Трифонов
* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981 гг.) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

6. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания № 5/6 опираясь на текст Трифонова (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ).


КЕЙС № 2
(занятие 3)

1. Прочитайте текст.
(1)Началась эта му
·ка в далёкие годы, в классе, что ли, пятом или шестом. (2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за
·стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что. (6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух. (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно
·: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну, не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе. (16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним. (20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та страшная тяжесть на дне души (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
Ю. Трифонов
* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981 гг.) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

2. Функциональная характеристика морфем
Темы, объединяющие цитаты – морфемика.
Морфемика раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Например: зима, зимы, зимой , зимами .
Окончание может быть нулевым. Например: пол , дом , лес , мышь , съел , летел .
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: бить – забить, отбить, разбить.
Корень - обязательная часть слова. Корень слова - это общая морфема (часть) родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).

Языковые средства
Роль в тексте

Приставка
Образует новые однокоренные слова. Вносит дополнительное лексическое значение в слово

Окончание
Средство связи слов в словосочетании, выражает грамматические признаки слова как части речи

Корень
1. С его помощью образуются новые слова в языке.
2. Корень является носителем лексического значения слова и всех однокоренных слов.


3. Прочтите цитаты, заполните таблицу, пользуясь текстом Ю. Трифонова


Цитата
Объяснение цитаты с использованием терминов
2 аргумента (языковых явления) из текста, их роль
Вывод

1.
«Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек».
М.А.Рыбникова.




2.
Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
М. В. Панов





4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания № 1/2 опираясь на текст Паустовского (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ).
(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты, Лёня, рассказал бы чего-нибудь повеселей.
–(4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. –(5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пэстыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честная, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
К.Г. Паустовский
* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968 гг.) - русский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
















КЕЙС №3
(занятия № 4-5)
Найдите местоимения, определите их роль в данном тексте.
Найдите глаголы в разных наклонениях, определите их роль в данном тексте.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
С.Есенин [1924]


Наклонения глаголов

Изъяснительное
Повелительное
Условное (сослагательное)

Наст.время
Прош.время
Буд.время

























3. Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Местоимение это самостоятельная часть речи, которая используется вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывает на них, их отношение к иным предметам, явлениям и пр.
Категория наклонения - это грамматическая глагола, обозначающая отношение действия к действительности. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.

Языковые средства
Роль в тексте

Разряды местоимений в таблице: Личные:
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное:
себя


Притяжательные:
мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Вопросительные:
кто, что, какой, чей, который, сколько, каковой, каков
Относительные:
кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков
Указательные:
тот, этот, столько, такой, таков, сей,

Определительные:
всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь
Отрицательные:
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем
Неопределенные:
некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.


Личные местоимения указывают на лица, которые участвуют в речи: это местоимения-существительные
Возвратное местоимение обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо: это местоимение-существительное
Притяжательные местоимения указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные
Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях

Относительные местоимения употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях
Указательные местоимения указывают на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого)
Определительные местоимения служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь
Отрицательные местоименияуказывают на отсутствие предметов, признаков, количества

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

1. Изъявительное наклонение глагола





2. Сослагательное наклонение глагола



3. Повелительное наклонение глагола




выражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, прошедшем и будущем). От других наклонений изъявительное наклонение отличается тем, что имеет формы времени.

выражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какого-то условия. Это наклонение образуется посредством сочетания формы прошедшего времени глагола с частицей бы.
выражает волю говорящего - просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом, и характеризуется особой повелительной интонацией. Основное значение повелительного наклонения - побуждение к совершению действия - обычно относится к собеседнику, поэтому основной формой этого наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа.

4. Прочтите цитаты № 1-2, заполните таблицу, пользуясь текстом.

Цитата
Объяснение цитаты с использованием терминов
2 аргумента (языковых явления) из текста, их роль
Вывод

1.
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский




2.
«Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой




3.
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим
только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня





5. Напишите сочинение, раскрывая смысл цитаты № 3, пользуясь текстом
В. Астафьева.
(1)Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. (2)Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. (3)Читая, он приближал бумагу к лицу и, как бы сам с собою разговаривая, поднимал указательный палец: (4)«Чудо! (5)Дивно! (6)Только русской поэзии этакое дано!» (7)«Ну, такого-то мы быстро слопаем!» – решил мой разбойный пятый «Б» класс.
(8)Однако не тут-то было! (9)На уроке литературы учитель садился напротив нас и заставлял читать вслух по две минуты из «Дубровского» и «Бородина». (10)Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: (11)«Недоросль! (12)Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
(13)Однажды на уроке русского языка учитель рассказывал о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумлённо поглядел на часы, потом махнул рукой: (14)«Диктант напишем завтра».
(15)Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. (16)Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.
(17)Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. (18)Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять – пятнадцать, и мы всё чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.
(19)Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим. (20)Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно вошёл в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провёл летние каникулы. (21)Класс заскрипел ручками.
(22)Около месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом, однако, опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив и даже не простудился. (23)Я и назвал своё школьное сочинение «Жив».
(24)Никогда ещё я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. (25)С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. (26)Наконец работы были проверены, и Игнатий Дмитриевич принёс их в класс. (27)Многие из них учитель ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. (28)Кипа исписанных тетрадей на классном столе становилась всё меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка.
(29)«Моя!» (30)Учитель взял её, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. (31)Прочитав вслух моё сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и, наконец, тихо молвил редкую и оттого, конечно, особенно дорогую похвалу: (32)«Молодец!»
(33)Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважение к слову, пробудил жажду творчества.
В. Астафьев
Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.


КЕЙС № 4
(занятие № 6)

1. Прочтите цитату, объясните ее смысл, при необходимости воспользуйтесь справочным материалом.

Цитата
Объяснение цитаты с использованием терминов
2 аргумента (языковых явления) из текста, их роль
Вывод

1.
«Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».
И.Г.Милославский

















Справочный материал
Морфология раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Союз – служебная часть речи, которая служит для оформления связи между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения. Союзы в нашей речи незаменимы, потому что соединяют синтаксические единицы и выражают смысловые связи между словами и частями предложений. У союзов есть свое грамматическое значение – они указывают на синтаксическую связь, которая существует между единицами языка. В зависимости от этого, они называются сочинительными и подчинительными. И те, и другие в русском языке объединяют слова или части предложения в целое, а также выражают различные характеры связи между ними.

Языковые средства
Роль в тексте

Сочинительные союзы: и, а, но, да, или, либо и др.
Связывают однородные члены.
Связывают равноправные простые предложения в составе сложного.

Подчинительные союзы: что, чтобы, как, когда, где, который, если, потому что и др.
Связывают простые предложения в составе сложного, при этом одно из них подчинено другому (от одной части к другой можно поставить вопрос)


2. Выпишите из текста в таблицу союзы (укажите № предложения), распределив в таблице по разрядам, запишите смысловые отношения, на которые указывают эти союзы.

Сочинительные
Подчинительные

Союзы
Смысловые отношения, роль
Союзы
Смысловые отношения, роль





















Текст
(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.
(З)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, пала сказал в трубку:
(4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает... (б)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.
(8)Утром мама спросила:
(9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?
(Ю)Дальняя родственница.
(11)Но кем она всё же тебе приходится?
(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил. (13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.
(16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться, сказал приезжий. (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо.
(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.
(21)Вечером вы узнаете о результатах, сказал нам папа.
(22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, сказала мама. (23)Если я вдруг выйду, передай: всё хорошо.
(24)Или всё плохо, бодро сказал Игнатий.
(25)Это исключается! тихо сказала мама. (26)Я уверена...
(27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, попросил я.
(28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)... (32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (ЗЗ)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34}Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
(35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (Зб)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» повторила бабушка.
(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:
(43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили!.. (47)Клянусь своим здоровьем!
(48)В школе мы часто пишем сочинения на тему: «Кем быть?». (49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.
(51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но как это было бы здорово, думал я, выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)"Он будет жив... и здоров. (54) Не волнуйтесь..."».
А. Алексин
Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) писатель, драматург, общественный деятель. По произведениям А. Алексина сняты кинофильмы, пьесы автора ставятся во многих театрах страны и за рубежом.

Заимствованные слова
Термины
Однокоренные слова
Исконно русские слова
Слова в переносном значении




















КЕЙС № 5
(занятие № 7)

Повторение и углубление знаний.
Языковые средства
Роль в тексте

БСП
Части разделяются запятой
Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций.
Части разделяются двоеточием
1) Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО).
2) Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.).
3) Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).
Части разделяются точкой с запятой
1) Части не имеют тесной смысловой связи.
2) Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию.
Части разделяются тире
1) Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.).
2) Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат.
3) Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК).
4) Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречие ПОЭТОМУ).
5) Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО)
6) Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.).


2.Работа с текстом.
Задание: Выпишите номера предложений, назовите случаи использования знаков препинания и их роль в тексте (4 примера).

№ предложения
Знак препинания
Синтаксическая конструкция
Роль употребления знака






















Текст
(1)Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. (2)Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке.
(4)Особенно ликовала мама. (5)Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. (6)Я её такой за всю войну не видел.
(7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет. (8)Это была сказка «Щелкунчик». (9)Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. (10)А сам театр! (11)Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный. (12)Этого не забудешь вовек. (13)И всё-таки главное – артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.
– (14)Как, – удивлялся я, – прямо в воздухе?
– (15)Конечно! – радостно смеялась мама.
– (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.
– (21)У них специальные тапочки, – успокоилась мама, – белые или розовые, представляешь?
(22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.
– (24)Что теперь с театром-то? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят?
– (27)Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка.
(28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды. (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.
А. Лиханов
3. Прочтите цитаты, заполните таблицу, пользуясь текстом.

Цитата
Объяснение цитаты с использованием терминов
2 аргумента (языковых явления) из текста, их роль
Вывод

1.
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
С. И. Львова




2.
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
Л.Т. Григорян





4. Напишите сочинение, раскрывая смысл цитаты № 1/2, пользуясь текстом А. Лиханова.


КЕЙС № 6
(занятие № 8)

1. Работа с текстом.
Задание: Выпишите номера предложений, назовите случаи использования знаков препинания и их роль в тексте (4 примера).

№ предложения
Знак препинания
Роль употребления знака





















ТЕКСТ
(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех.(3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:
– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.(10)Он хлопнул меня по плечу:
–(11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!
(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:
– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
– (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей.
– (19)Дух противоречия, – убеждённо сказал другой.
– (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
– (22)О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!
– (25)Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.
(27)Семён Петрович решил переменить тему:
– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
– (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.
(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...
– (32)Значит, «Соловья»? – спросила Катя.
(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:
–(35)Соловей мой, соловей,
Чтоб ты сдохнул, Бармалей!..
– (36)Что? – растерянно пробормотала мама.
(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости – тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..
(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.
К. Шахназаров
Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.

2. Прочтите цитату, заполните таблицу, пользуясь текстом и справочным материалом.

Цитата
Объяснение цитаты с использованием терминов
2 аргумента (языковых явления) из текста, их роль
Вывод

1.
«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное значение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
И.В.Артюшкова




2.
«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
Н.М. Шанский





СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Языковые средства
Роль в тексте

Вопроситель-ные
предложения
1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе?
2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению:
В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.

СПП
СПП с обстоят.придаточным со значением причины, условия, времени, места и т.д.
СПП с определительным придаточным (определяет предмет, о котором говорит автор предложения).
СПП с изъяснительным придаточным (помогают передать с помощью косвенной речи чужие слова).





















































Использованные источники

1. ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224с.
2. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 464с.
3. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. http://new.fipi.ru/ и др.материалы сети Интернет










13PAGE \* MERGEFORMAT14115


13PAGE \* MERGEFORMAT141915




4. http://www.gramota.ru4. http://www.gramota.ru15