Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (по цитате) Конспект урока


Тема: Р/Р Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (по цитате)
(по тексту К.Г.Паустовского)
Цель: подготовка к ОГЭ
Ход урока
Оргмомент
1) О теме
-Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
- Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
- Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
- Выпускникам 9 кл. придется рассуждать о различных лингвистических понятиях: о знаках препинания, синонимах, омонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, приставках, частях речи и так далее.2) Особенности темы:
Некоторые особенности лингвистической темы:
- Тема требует формулирования тезиса, который нужно доказать, подсказывает его
- Тема требует владения лингвистическими понятиями, терминами из курса русского языка
- Тема требует приведения примеров на основе конкретного текста из задания ГИА
3) Работая над сочинением, следует помнить, что создается сочинение-рассуждение, а значит от выпускника 9 класса требуется:
- выдвинуть утверждение (тезис)
- привести несколько аргументов (не менее двух)
- сделать вывод

ЦелеполаганиеНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста В.В. Виноградова « Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».
- Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение:
(«Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»)
- Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ:
( «Признак предмета- это свойства, качества, принадлежность и т.д., характеризующие данный предмет.)
- О каких свойствах и качествах предмета идет речь в высказывании академика Виноградова?
(цвет, запах, форма, чувства и т.д.)
С помощью чего все это можно охарактеризовать?
( с помощью прилагательных)
- Какого разряда?
(качественных)
Знакомство с текстом + анализ прилагательных
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более прелестную и таинственную, чем Пра.
(2) На ее берегах сосновые сухие леса, наполненные смолистыми ароматами, перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…
(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета… (К. Паустовский)
4. Структура сочинения
Вступление
Люди живут среди предметов и явлений. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета.
Тезис
Выдающийся русский лингвист В.В. Виноградов отмечал следующую особенность слов этой части речи: « Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».
 Я согласна с высказыванием академика, так как прилагательное, на самом деле, является частью речи с наибольшими возможностями в русском языке. С их помощью мы действительно можем описать практически все. В своем сочинении-рассуждении я попробую это доказать.
Доказательства – 2 (примеры из текста)
Обратимся к 6-му предложению текста К.Г.Паустовского! Попробуем убрать в нем все прилагательные. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! А используемые автором прилагательные со значением цвета делают описание ярким, выразительным, насыщенным: «…множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных»
Перечитаем второе предложение. Прилагательное «смолистыми» погружает нас в атмосферу корабельного бора, где так нежно благоухают вековые сосны.
В 7-м предложении обращает на себя внимание прилагательные-эпитеты «живой шевелящийся мир листвы». С их помощью Паустовский выразил свои впечатления от увиденного и прочувствованного на берегу «прелестной и таинственной» реки Пра.Вывод
Итак, опираясь на предложенный текст, я доказала мысль, высказанную академиком В.В. Виноградовым. Действительно, именно прилагательные делают нашу речь столь красочной и разнообразной, а русский язык таким богатым на оттенки в описаниях и восприятиях.

5) Работа на черновик
Д/з написать сочинение