Урок по руссскому языку (развитие речи_ 5 класс на тему Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа.


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС . 20.11.15.
Учитель Яковчук Г.И.
Урок развития речи.
Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа. Создание текста в соответствии с коммуникативной задачей.
Цель деятельности учителя Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста
Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию
Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.
Тип урока Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию
Оборудование Учебник,
УМК Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
Просвещение, 2011.
Наглядно-демонстративный материал Памятки, раздаточный материал.
Основные требования к ЗУН обучающихся Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема
Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность обучающихся Промежуточный контроль
Организационный этап.
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться.
Правила общения на уроке
При разговоре не перебивай собеседника.
Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.
Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.
Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и неторопливо. Приветствует обучающихся.
Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.
1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Наблюдение

2) Актуализация знаний.
Чтение письма «Трое из Простоквашино» - Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами писатели, которые пишут для детей вашего возраста.. Представили?
- Ребята, а какое качество является самым важным качеством для детского писателя? (умение мыслить, анализировать, думать)
- Вы обладаете такими качествами?
И, конечно же, не забываем и соблюдаем правила общения.
Сегодня у нас урок развития речи.
Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке должен уметь выражать свои мысли грамотно.
Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора.
- Почему родители не поняли послания сына? Отвечают на вопросы
Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам
Вывод: текст не получился Устные ответы
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. А какими же признаками обладает текст?
Какие типы текста вы помните?
Стр.12 учебник.
-Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока.
На какие вопросы нам
необходимо сегодня ответить?
(Что такое текст? Каковы признаки текста?
Как определить тему текста?)
- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям? Запись темы, даты
Отвечают на вопросы
Вывод об актуальности знаний
Научиться самим создавать тексты. Устные ответы
4) Первичное усвоение новых знаний.
Задание : Является данный отрывок текстом?
Работа с учебником упр.185.
Подготовить выразительное чтение .
-Прочитайте выразительно.
Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.
Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.
- Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)
- Какой заголовок подходит нашему тексту?
В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.
Наши шедевры.
Невероятное приключение.
Устные ответы
5) Первичная проверка понимания
Придумайте продолжение рассказа. Что могло произойти с учениками, какая невероятная история могла произойти с ними?
Подберите к слову невероятная синонимы
( неестественный
неимоверный
противоестественный
сверхъестественный
неправдоподобный
немыслимый
фантастичный)
Выполняют задания.
Работа в парах.
Устная работа.
6) Динамичес
кая пауза Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и отвечать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. 7) Первичное закрепление.
Предложите свои истории.
Запишите их на черновик. ( 10-12 предложений)
СМАЙЛИК стр.85. Как вы понимаете слово шедевры? Подберите синонимы.
( достижение
творение
образец)
лучший
произведение
работа
создание
творение
Запись
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Работают по тексту упражнения.
Устные ответы
8) Информация о домашнем задании Закончить рассказ о невероятном приключении, переписать в тетрадь. Поясняет задание Записывают задание 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста
- Назовите признаки текста
- Какой вопрос поможет определить тему текста?
- Где пригодятся полученные знания?
- Все ли получилось на уроке? Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке Оценки за урок
10)Дом.задание Записать рассказ в тетрадь.