Урок по литературе на тему Период Леля в творчестве Сергея Есенина


Урок литературы 11 класс.
Тема: Период Леля в творчестве Сергея Есенина.
Тип урока: «Открытия» новых знаний.
Цель: раскрыть особенности мировоззрения Есенина через произведения раннего творчество.
Задачи: проанализировать стихи Есенина с точки зрения языческих, библейских и фольклорных мотивов; развить навыки анализа поэтического текста, навыки интерпретации лирического произведения; воспитывать внимательное отношение к родному слову, чувство духовности и любви к родной стране на примере поэтического творчества Есенина.
Технология развивающего обучения.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы: наглядный (иллюстрации), эвристическая беседа, частично-поисковый, исследовательский, творческая работа
Эпиграф к уроку.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Ход урока.
1-й шаг. Организационный момент. Мотивирование. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Первый сборник стихов Есенина назывался « Радуница» - в религиозном толковании это день поминовения усопших, также цикл весенних народных песен. Теким образом, в названии сборника прослеживаются библейские и фольклорные мотивы.
– Почему ранний период творчества назван периодом Леля? ( Лель – языческий бог, связан связан со славянским язычеством; покровитель любви.
– Есть ли что-то общее в образе Леля и С.Есенина?
В 1914 году произошла встреча Есенина с Блоком. Есенин произвёл очень большое впечатление на Блока: перед ним стоял деревенский пастушок в русской рубахе навыпуск, с волосами «цвета ржи», вместо свирели в руках была тетрадь со стихами.
2–й шаг. Конструирование проблемной ситуации
- Какова цель нашего урока? К Какую проблему мы должны решить на уроке?
По тексту произведений С. Есенина мы должны проследить библейские, фольклорные, языческие мотивы, чтобы понять какое мировосприятие было у С.Есенина в раннем периоде его творчества и как оно менялось впоследствии.
3-й шаг. Планирование действий. Актуализация знаний.
-Что мы должны сделать на уроке, чтобы решить проблему?
Чтение наизусть стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!»
-Проследите по тексту за лексикой стихотворения. Какие мотивы прослеживаются в этом стихотворении? ( Богомолу, по церквам, Кроткий Спас, рать святая, рай)
- Обратимся к эпиграфу. Как поэт воспринимает родину? (как захожий богомолец – человек глубоко верующий)
- С чем ассоциируется Родина у Есенина? (с полями, лесами, родными просторами, а ещё с храмом и церковью)
Поэтому одновременно открывались и песни, и природа. Музыка души сливалась с музыкой земли, шорохом трав, шелестом листьев, тишиной вечерних полей и лугов.
4-й шаг. Планирование решений. Планирование заданий для применения нового знания. Работа в группах.
группа. Чтение наизусть стихотворения « Матушка в купальницу по лесу ходила»
-Проследите по тексту за лексикой стихотворения. Какие мотивы прослеживаются в этом стихотворении? (языческие)
(Купальница –последняя ночь накануне праздника Ивана Капала,
Травы ворожбецкие –целебные, сутемень колдовская – сумерки, рядом с песнями – травное одеяло, весенние зори.
группа. Чтение наизусть стихотворения « Зашумели над затоном тростники» Чем необычно стихотворение? Каково восприятие родины в нём?
( Фольклорные мотивы: девушка – царевна.Языческие мотивы: приметы, лесной, домовой.
Библейские: запах ладана, панихидная, саван.
Семик – седьмой четверг после Пасхи незадолго до троицы, девушка гадала – это недобрая примета. Саван- знак смерти. Цветопись: красный, белый, чёрный.
3 группа . Чтение наизусть стихотворения«Троицыно утро»
Православие светлые праздники: Пасха, Благовещение, Троица. О таком празднике, о светлых чувствах пишет Есенине в стихотворении «Троицыно утро»?
- Какое мировосприятие лирического героя в этом стихотворении? (христианское) Докажите.( Троица на утро, канон- церковное песнопение во хвалу святого) Благовест- благая весть. Цветопись4 группа Как народная песня начинается стихотворение «За горами, за жёлтыми долами»
- Какой прослеживается мотив в начале стихотворения? (фольклорный)
-Какие образы?
-В каком значении используется слово «крест»? (символ судьбы, сострадания, очищения)
- Цветопись.
-Каким чувством проникнуто стихотворение?
1916 год. Россия ассоциируется с любовью и состраданием. Идёт первая мировая война. В годы испытаний очень важны человеческие чувство: любовь, милосердие, сострадание. Способны ли на это люди?
5 группа Чтение наизусть стихотворения «Шел Господь пытать людей любовью…»
- Проследите по тексту за лексикой стихотворения. Какие мотивы прослеживаются в этом стихотворении? (христианские)
- Что символизирует Иисус Христос в искусстве? ( символ святости, вечности, любви и добра)
- В каком значении употребляется слово «пытать»? Иисус Христос появился, чтобы испытать людей, насколько они добры.
-Почему появился в образе нищего старика?( думал, что люди чёрствые, бессердечные, но ошибся)
Лирический герой Есенина воспринимает людей как добрых и отзывчивых, готовых поделиться политься последним.
группа Чтение наизусть стихотворения « Не ветры осыпают пущи…»
-Какие образы возникают при чтении стихотворения.
- Какие образы, ассоциации, мотивы проследили вы в стихотворениях? (выступление групп)
-Каких мотивов больше? Почему?
- В чём особенность мировосприятия С. Есенина в его раннем творчестве? Как он воспринимает мир? (домой, не разумом)
- Какая душа у поэта? (Чистая, безгрешная, как душа ребёнка, детское наивное восприятие жизни)
-Какие цвета использует поэт? (цвета связаны с иконописью: белый, синий, жёлтый, красный, зелёный)
5-й шаг. Обобщение и подведение итогов урока.

На следующих уроках мы проследим, как меняется мировоззрение Есенина.
6-ой шаг. Рефлексия. Заполнение рефлексивной карты
-Сегодня на уроке я:
-Что получилось и что не получилось?
-Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
- Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
- Какие новые вопросы возникли в конце урока?
7 -ой шаг. Домашнее задание. Причитать не менее 10 стихотворений о природе.
Написать миниатюру «Мировосприятие Есенина в раннем творчестве».