Урок по физкультуре для 3 кл. на тему Опорный прыжок

Урок физической культуры
по разделу учебной программы: «Гимнастика с элементами акробатики»
УМК: «Школа России» Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 1-4 классы. 2011г.
Учебник В. И. Лях Физическая культура: Учебник: 1-4 классы, 2012
Класс: 3а (22 человека)
Тема урока: опорный прыжок через гимнастического козла, лазание по наклонной скамейке и шведской стенке
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель для учителя: создать всем учащимся класса оптимальные условия для качественного и успешного овладения двигательными действиями
Цель для учащихся: сознательно выполнять двигательные действия, улучшая технику их исполнения
Образовательные задачи:
закрепить технику вскока на гимнастического козла в упор на коленях;
отработать технику лазания по наклонной скамейке в упоре на коленях и технику лазания по шведской стенке одноимённым способом.
Воспитательные задачи:
формировать потребность в занятиях гимнастикой;
воспитывать смелость, дружелюбие, дисциплинированность, взаимопомощь, честность, сознательность, чувство толерантности друг к другу, умение преодолевать трудности; воспитывать бережное отношение к инвентарю;
приучать детей работать коллективно и самостоятельно.
Развивающие задачи:
формировать эстетическое восприятие двигательных действий;
развивать физические качества: координацию движений, силу, гибкость.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
личностные (смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическая ориентация);
регулятивные (целеполагание, контроль и коррекция, саморегуляция, оценка);
коммуникативные (умение интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение управлять поведением партнёра);
познавательные-общеучебные (рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка процесса деятельности).
Методы обучения и приёмы:
а) словесного воздействия: рассказ, объяснение, указание, команда, подсчёт, разбор;
б) наглядного воздействия: показ и иллюстрация (наглядные пособия-картинки);
в) упражнения: изучение действия в целом, изучение действия по частям, игровой метод;
г) звуковая сигнализация: свисток, подсчёт, музыкальная стимуляция.
Методы организации: фронтальный, групповой, поточный, посменный.
Место и время проведения: спортивный зал, 45 минут
Ресурсы урока (инвентарь и оборудование): гимнастический козёл, гимнастический мостик, «шведская стенка», 3 гимнастические скамейки, 3 навесные перекладины, 3 поролоновых мата, 3 фишки, 3 пластмассовых обруча, 3 ведёрка с мелкими предметами, центр с записями детских песен, волейбольный мяч, 10 деревянных кубиков размером 20(15 см.
Используемые технологии: 1) здоровьесберегающие (упражнения для формирования правильной осанки, для укрепления опорно-двигательного аппарата, мышечной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; доступные и разнообразные физические нагрузки на различные мышечные группы в чередовании с отдыхом); 2) игровые (лично-командные игры, эстафеты); 3) технология развивающего обучения; 4) технология работы в группах; 5) технология уровневой дифференциации (разделение класса на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности).
Использование наглядных картинок с изображением гимнастических упражнений на стенах спортивного зала способствует повышению мотивации у учащихся к «эталонному» исполнению учебных заданий и к повышению внимательности.
Инвентарь расставляется учителем до начала урока с соблюдением требований техники безопасности.
Полный конспект урока
Частные задачи
Содержание. Дозировка, длительность, изображение.


Вводно-подготовительная часть

Облегчить процесс врабатывания в учебную деятельность, возбуждая двигательную активность на фоне положительных эмоций.
Создать благоприятный настрой на дальнейшую работу.
Построение в колонну по одному перед входом в спортзал за 1/ минуту до звонка, просмотр экипировки (1 мин.)



Организованный вход в спортзал после звонка, преодолевая небольшое препятствие – деревянные кубики, выложенные на полу змейкой вдоль лицевой и боковой линий. «Ребята, чтобы оказаться на том берегу, нужно пройти по кочкам болота и не упасть в него!» Метод. указ.: не толкаться, не спешить! (2 мин.)
Применяется поточный метод


Построение в одну шеренгу вдоль боковой линии.
Метод. указ.: и.п.- о.с., интервал равен полшага


Приветствие: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот мы снова в нашем спортивном зале. Проверю, все ли приготовились? А как себя чувствуете? Напомнить о том, что в спортивной экипировке заниматься удобнее и безопаснее. Сегодня, ребята, мы продолжим заниматься гимнастикой. Гимнастика – это один из самых прекрасных и сложных видов спорта. Гимнастика помогает развивать гибкость и силу мышц, укрепляет наше здоровье, учит выполнять упражнения чётко и красиво. А какие гимнастические упражнения мы изучали на прошлом уроке? (дети перечисляют). Молодцы, помните. Следовательно, сегодня Вы будете (дети сами формулируют цель) повторять разученные упражнения, но делать это гораздо лучше и красивее. А я Вам буду помогать. Что ж, приступим». (2 мин.)

Продолжить освоение
строевых
команд на месте
«Класс, равняйсь! Смирно!» «На–пра-во (ле-во)!»
«На первый-второй-третий рассчитайсь!» Перестроение в три шеренги, выполняя шаги вперёд. Размыкание на вытянутые руки в стороны. Метод. указ.: внимательно слушайте команды, следите за осанкой (1 мин.)


Способствовать укреплению мышц, а также развитию точности, ритма, пластичности движений; учить детей подсознательно «укладывать» определённые структурные элементы упражнений в строгие рамки времени, ограниченных музыкальным мотивом.
Выполнение комплекса ритмических упражнений на месте под песни «Neverending story» и «Весёлый гном». Показывает педагог, а дети за ним повторяют.
Применяется фронтальный метод.


( ходьба на месте, перекаты с движением рук, сведение и разведение рук, согнутых к плечам, круговые вращения руками в плечевых суставах с движением ног Ритм средний. (3,30 мин.)


( несложная сюжетно-ролевая связка упражнений, имитирующих построение домика. Ритм выше среднего. Метод. указ.: голову и спину держать прямо, грудь вперёд. Выполнять упражнения чётко и красиво, непрерывно. Дыхание ровное, без задержек. (3,15 мин.)


( упражнение на восстановление дыхания


( «Команды, на-пра-во!» - перестроение в три колонны на одной стороне зала. Метод. указ.: интервал между командами не менее 2х метров (1 мин.)


( «Теперь, вспомним кувырки вперёд! А для этого подготовим мышцы шеи». Наклоны и повороты головы для разогрева мышц и связок, стоя на месте в медленном темпе. Метод указ.: аккуратно надавливаем руками на голову 5-6 раз. Применяется фронтальный метод


Основная часть

Закрепить навык плотной группировки при выполнении кувырка вперёд
( «Налево! Упор присев принять!– 2-3 раза. Для чего мы это сделали?»'° Дети отвечают, что упор присев – исходное положение для выполнения кувырков. Метод. указ.: выполнять точно на подсчёт (1 мин.)



( «На-пра-во!» Показ упражнения вызванным учеником, который справляется лучше остальных. Поочерёдное выполнение кувырка в спокойном темпе. Выполнивший упражнение ученик, становится позади своей колонны. Гимнастический мат лежит перед каждой командой у линии старта. Метод. указ.: соблюдать плотную группировку и не спешить. Исправление ошибок. Индивидуальный подход. (2 мин.) Каждый ученик по 3р.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Применяется поточный метод

Способствовать развитию гибкости, подвижности суставов.




Учитель уравнивает команды по способностям, напоминая, что в равных командах соревноваться интереснее и эффективнее.
( Эстафета «Кувыркнись и пробеги» до фишки и обратно. Условие: когда первый игрок начинает возвращаться, второму игроку разрешается принять упор присев (это безопасно). Метод. указ.: финиш по левой стороне от своей команды. Соревноваться честно и дружно. Итоги игры совместно с детьми. (2 мин.) 1 раз


Закрепить навык игры в эстафеты.
( Игра-эстафета «Россыпь – собери!»: первый игрок добегает до лежащего на средней линии зала обруча, высыпает в него из ведёрка предметы, добегает до второго игрока, тот с пустым ведёрком добегает до обруча и собирает в него предметы Главное условие: рассыпать предметы точно в обруч и др. Игра проводится как «Встречная эстафета» 2 раза.
Итоги игры совместно с детьми. (3 мин.)


( «Ну, а теперь, ребята, настало время выполнить главные задания урока!» Для этого учитель перестраивает класс в два отделения (в первое отделение входят хорошо подготовленные дети, во второе отделение входят дети со средней и низкой физической подготовленностью). Учитель делит класс вызовом детей по именам, чтобы никого не обидеть, чтобы они не догадались о причине разделения. (1 мин.) ( (
Первое задание – упражнения в лазании по скамейкам и шведской стенке, висы на прямых руках, перекаты в сторону. Показ для всего класса в исполнении выбранного ученика с акцентом на возможные ошибки и технику безопасности:
1) по двум матам выполнить перекат влево-вправо «брёвнышком», перейти к скамейке,
2) проползти по ней лёжа на животе, подтягиваясь обеими руками одновременно;
3) перейти к наклонной скамейке, проползти по ней в упоре на коленях;
4) перейти на «шведскую стенку», проползти по ней вверх-вниз одноимённым способом;
5) спуститься на пол, выполнить вис на низкой перекладине на двух прямых руках в течение 10 секунд. (У более подготовленных ребят добавляется самостоятельное выполнение подъёма переворотом на низкой перекладине). Учитель наблюдает за самостоятельной работой учащихся со стороны.
Метод. указ.: «выполняйте задания, не спеша, правильно. Смотрите на картинки-подсказки. Помогайте друг другу делом и словом. Если чувствуете слабость или усталость мышц, то нужно спускаться, можно передохнуть».
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Второе задание – опорный прыжок под непосредственным контролем и страховкой учителя. Высота снаряда равна 90см.
Подводящие упражнения (для менее подготовленной группы):
стоя на мостике прыжки с опорой рук на козле, отталкиваясь двумя ногами и подтягивая их к груди по 3-4 раза.
стоя на мостике прыжки с опорой рук на козле, отталкиваясь двумя ногами и подтягивая их к груди по 3-4 раза;
3) после небольшого прямолинейного разбега набегание на мостик с одновременной постановкой рук на козла. Толкаясь двумя ногами, подпрыгнуть, подтягивая согнутые ноги к груди, и приземлиться на мостик, отойти в сторону.
4) выполнить разбег по прямой в 5-6 метров, набежать на мостик ногами, опереться руками, оттолкнуться ногами вверх и вскочить на козла в упор на коленях, встать на козла и спрыгнуть с него из полуприседа. (Более подготовленные ребята выполняют вскок в упор присев, а ещё более сильные дети – перепрыгивают через козла). Метод. указ.: опора руками обязательна. Ноги ставятся между руками. Спрыгивать аккуратно, на мат. Соскок строго из полуприседа. Приземление мягкое на согнутые ноги. После прыжка сразу отходить в сторону, разбегаться при свободной зоне приземления. Инд. подход. Смена заданий в отделениях. Для выполнения заданий применяются групповой и посменный методы (по 6 мин. на два прохождения)


Способствовать укреплению мышц плечевого пояса, развитию силы, формированию правильной осанки, воспитанию самостоятельности.
Настраивать детей на сознательное выполнение сложных упражнений, акцентируя внимания на технику исполнения.
Способствовать развитию равновесия: умению управлять своим телом.
Формировать навыки самостраховки.


Способствовать укреплению мышц брюшного пресса и ног, Развивать силу, смелость, уверенность в себе.
Улучшать функции вестибулярного аппарата.
Формировать навык правильного соскока с высоты.


Развивать ловкость, быстроту, воспитывать командный дух.
( Подвижная игра «Перестрелка» (каждая команда находится на половине волейбольной площадки между командой-соперником и её капитаном, стоящим за лицевой линией). Задача команды – как можно быстрее выжечь мячом соперников. Уборка инвентаря осуществляется учителем в процессе игровых действий. Опасные места прикрываются матами. (5 мин.)


Заключительная часть

Снять физическое напряжение,
подвести итоги проделанной работы
Общий сбор по кругу в центре зала.
( Игра на сообразительность и дружеское взаимоотношение «Пара, тройка, четвёрка» проводится под песню «Встанем в хоровод». «Пока играет мелодия – вы прыгаете, как только мелодия прекратится, то встаёте в указанные фигуры. Кто быстрее».
Итоги урока. Выставление оценок за правильное выполнение основных заданий с учётом активности, старательности, прилежания. «Сегодня Вы намного увереннее и лучше выполняли учебные задания, допускали гораздо меньше ошибок. Вы довольны своей работой? Что было труднее всего выполнять? Домашнее задание – повторять кувырок вперёд». (3 мин.)


( Организованный выход из зала под любую весёлую песенку после звонка с урока


Приёмы формирования УУД, использованные на уроке
РУУД через работу по предложенному плану, использование необходимых пособий и инвентаря; путём отличия верно выполненного задания от неверного;
ЛУУД через подведение итогов игр; через зрительное, моторное и наглядное восприятие заданий; через самооценку событий и происшествий в ходе занятия;
КУУД через организацию игровых заданий и групповой работы, где назначаются ведущие, капитаны;
ПУУД (общеучебные) через умение ориентироваться на месте работы при расстановке инвентаря; ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках; выводы в результате совместной работы класса, группы.





Построение в колонну по одномуРазмыкание в шеренгеКувырок вперёдСоскок сбоку на матСоскок сбоку на мат15