Дети имеют право на особую защиту и помощь.


Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь»
Цели урока:
Обучающие:
- знакомство с основными документами, где закреплены права детей;
- понимать суть основных прав ребенка.
Развивающие:
- уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;
- уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
Оборудование: документы (Конвенция о правах ребенка, Конституция ПМР, Семейный кодекс, Закон об образовании), раздаточный материал.
Тип урока: интегрированный (окружающий мир, история, обществознание)
Ход урока.
Эпиграф: (на доске)
«Тот, кто отстаивает права ребёнка, иначе говоря, отстаивает будущее»
Виктор Гюго.
«Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет»
«Декларация прав ребенка».
Проблемный вопрос. Почему соблюдение прав ребёнка зависит от взрослых?
Работа со словарём.
-конституция
-декларация
-конвенция
-право
-права человека
-законы
Учитель начальных классов. У нас сегодня необычный урок - интегрированный урок Окружающего мира и обществознания. Этот урок будет проведён мной и учителем истории и обществознания.
Учитель истории и обществознания. Добрый день! Сегодня мы сделаем шаг, в новый для вас курс, который вы будете изучать со следующего года – «История» и «Обществознание»
Учитель начальных классов. Тема нашего урока «Дети имеют право на особую заботу и помощь» и начнём его со стихотворения, которое нам прочтёт___________ ( Необходимо раздать слова стихотворения ученику в классе)
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права.
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Учитель начальных классов. Как вы уже поняли сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Давайте поговорим о том, для чего нужны права.
Скажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у Вас со словом «права»?
2119630-2540
Ассоциации-
1.Закон
2.Истина
3. Правда
4. Правильно поступаю
5. Правота
6. Правовое мнение
7. Суд
8. Правосудие
9.Власть
10. Правила
11. Нормы
Учитель начальных классов. Сегодня мы много узнаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
Учитель начальных классов. Вашим домашним заданием был рисунок, который надо было нарисовать на листке с проведённой прямой линией. Эта линия должна была использоваться как неотъемлемая часть рисунка. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Внимательно посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки ваших друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, интересов, рисунков и в каждой личности заложены свои качества
Все мы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.
Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.
Каждая страна живет по своим законам. В нашей стране, как и в других странах, основным законом является Конституция. Конституция Приднестровской Молдавской Республики была принята 24 декабря 1995 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В Конституции содержатся основные права и обязанности граждан.
Учитель начальных классов. Для каждого из вас на парте приготовлены листочки с новыми словами касающиеся нашей новой темы, дома эти листочки вклейте в свою тетрадь, а термины необходимо выучить. На листочках следующие термины –
-конституция
-декларация
-конвенция
-право
-права человека
-законы
Учитель начальных классов. Какие же права есть у человека? Чтобы ответить на этот вопрос, вам будет необходимо поработать с одним из разделов Конституции самостоятельно. У каждого на парте лежит документ, который называется « Права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина». Ваша задача прочитать статьи и ответить на интересующий нас вопрос: « Какие же права есть у человека?»
Как вы считаете, какое право самое важное? Почему?
ВЫВОДЫ-Все статьи нужны, все права важны.
Мы маленькие дети,
Имеем мы права.
Ходить учиться в школу,
Лечиться – к докторам.
Свободные, счастливые
Должны мы быть всегда.
Чтоб мы не знали горя,
А нами гордилась страна.
- Теперь давайте поговорим о ваших правах - о правах ребёнка, каково было положение детей в разные исторические эпохи.
Учитель истории и обществознания. Еще 200—300 лет назад, когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья, детей ценили как рабочие руки. Дети — это будущие кормильцы состарившихся родителей, о которых надо заботиться. Детства, как особой стадии развития человека, в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в XVI—XVII веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.
Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Кроме того, детей надо было кормить, а если случался голод — явление частое в древнем и средневековом обществах, — еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые.
Вот почему в ребенке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.
Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.
Средневековье пестрит сообщениями о побоях и родительском деспотизме.
Учитель начальных классов. Давайте сделаем вывод какие изменения произошли в положении ребенка в современном мире (ответы детей).
Учитель истории и обществознания. Ежегодно 1 июня почти все страны отмечают день защиты детей. Первый Международный день защиты детей был проведён в 1950 году. Дети являются самой беззащитной группой в обществе, у них нет экономической независимости, и соблюдение их прав зависит от взрослых. Дети не всегда умеют и способны за себя постоять. Этот праздник напоминание взрослым о том, что дети нуждаются в их постоянной заботе и защите и что взрослые несут ответственность за них.
20 ноября 1959 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка.
20 ноября 1989 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка.
С 15 сентября 1990 года участницей Конвенции ООН о правах ребёнка является РФ.
Учитель начальных классов. В ПМР права детей, кроме Конвенции о правах ребёнка, защищены Конституцией ПМР и Законом ПМР «О правах ребёнка».
Познакомтесь, пожалуйста, со статьями о правах детей.
Итак, скажите, согласно статье первой, кто является ребёнком? (Ребёнком является каждый человек по достижению 18-летнего возраста.)
-Различаются ли чем-то права белого человека от чёрного? Христианина от католика? (Все дети имеют равные права, независимо от расы, национальности, этнического происхождения, пола, языка, религии, имущественного положения и социального происхождения.) Показать мульт-выпуск 1
Какие ещё права есть у ребёнка?
Давайте закрепим наш пройденный материал в игровой форме. Первое наше задание это 1.Работа с карточками «Права в сказках» 
Вам даны 2 столбика. В первом столбике изображение из сказки и её название, а во втором столбике различные права. Ваша задача показать в какой сказке, какое право нарушено. Например: сказка Буратино. Папа Карло подарил ему азбуку, чтоб он учился. Но в первый же день по пути в школу мальчик видит кукольный театр и продаёт азбуку, чтобы купить билет. Из этого можно сделать вывод, что в данной сказке нарушено право на образование.
2. Игра «Разрешается - запрещается». Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему карточку. Разрешается - зелёная карточка. Запрещается - красная карточка
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить - Это…( разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это…(разрешается.)
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(Запрещается)
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это…( разрешается.)
3. Кроссворд
1. Согласно ст. 29 конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…
2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и …
3..Кто несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?
4. Право ребенка, на что закреплено в ст. 28 Конвенции?
5.Неотъемлемое право ребенка, на что закреплено в ст. 6 Конвенции?
1. Талантов. 2. Досуг. 3. Родители. 4. Образование. 5. Жизнь.
4.«Ребусы»Разгадать ребусы на тему "Твои права".
Каждый ребенок имеет право на …
Ответы: жизнь, имя.

5.Закрепление Учитель истории и обществознания. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы вам говорили.
Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, запомнили разные права человека, поговорили о хороших и плохих поступках. Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
- умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
- умейте признавать, что были не правы;
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только правду;
- радуйтесь успеху товарища;
- дал слово - держи его, дал обещание - выполни!
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:
• Худо тому, кто добра не делает никому.
4. Домашнее задание стр. 22 учебника .Анкета
1.Как вы думаете, актуальна ли в наше время проблема прав детей?Почему? Объясните свою точку зрения.
2.Знаете ли вы теперь свои права?
3.Перечислите основные права ребенка.
4.Назовите документы, в которых фиксируются права детей?
5.Назовите главный документ по правам ребенка.
6.Для чего необходимо знать свои права и обязанности?
В конце урока ученик рассказывает стихотворениеЭтот мир многогранен и тесен,
И ребенку не просто в нем жить...
Так, чтоб обществу был он полезен
Мог дружить и, конечно, любить
И какой бы он не был натуры,
В шутке, юморе меру чтоб знал,
Категории «долг», «честь», культура»
Без условий всегда понимал.
А поможет ему разобраться
И поверить в себя самого
Справедливый закон государства
Для защиты прав и свобод!
Новые слова, которые необходимо запомнить.
Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан».
Декларация – название нормативно-правового акта, имеющее целью придать ему торжественный характер, подчеркнуть его особо важное значение для судеб соответствующего государства.
Конвенция-разновидность международного договора; это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
Право - система общеобязательных, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношенияПрава человека - это охраняемая законом мера возможного поведения человека, направленная на реализацию его интересов.
Закон - свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения.