Урок по обществознанию в 7 кл. «Право на защиту: война».


План – конспект урока по обществознанию в 7-м классе
Разработала:
Михайленко Ольга Александровна
учитель обществознания
ГБОУ ООШ с. Муханово муниципальный район Кинель – Черкасский
Самарской области
Тема: «Право на защиту: война»
Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний с использованием ИКТ.
Цель урока.
Показать значение борьбы за мир в современных условиях, роль в ней каждого человека.
Задачи:
познакомить учащихся с основополагающими документами, определяющими права ребёнка;
показать, какие страдания приносит людям война;
способствовать формированию у учащихся чувства уважения к истории своего народа.
Понятия: Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка; терроризм, концентрационный лагерь.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебный диск «Обществознание», «Мозаика граждановедения».
Аудиомагнитафон, аудиокассеты.
Обществознание 7 класс. А.Ф. Никитин. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: «Дрофа» 2008.
Граждановедение. Дидактические материалы 5 – 9 классы. Я.В. Соколов, А.Б. Драхлер. М: «Дрофа» 2001.
Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации. Т. В. Болотина. М: 2004.
Эпиграф: «Любит родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для неё действует».
(слайд 1)
Ход урока
I. Организационный момент.(слайд 2) Включается ссылка на песню о России.
Учитель: Ребята, прослушайте отрывок из песни и скажите, о чём в ней поётся?
Учащиеся: О России, о родной стороне, о Родине.
Эпиграф нашего урока: «Любит родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для неё действует».
(слайд 3) Включается ссылка на песню «Дети войны» и ссылка на фильм о начале Великой Отечественной войны.
Учащимся предлагается просмотр видеороликов о военных действиях (военные конфликты). После просмотра учитель делает вывод:
«Независимо от того, кто одерживает победу, в войнах по большому счёту проигрывают все. И прежде всего дети, которые лишаются родителей, дома, возможности нормально учиться. Страдают они и морально, и физически. Тысячи детей гибнут: во время бомбёжек, в концентрационных лагерях, вооружённых столкновениях, при проведении актах терроризма».
Учитель: Итак, ребята, тема нашего урока: «Право на защиту: война».
II. Изучение нового материала.
(слайд 4) Задание: История учений о всеобщем мире. Путём перетаскивания надо найти известных учёных на слайде и под каждой фотографией дать правильное имя известным людям, которые давали дельные советы о военных действиях.
Учитель: Ребята, дома вы собирали материал из истории учений о всеобщем мире. Мы знаем, что первым, кто осудил войну, был Эразм Роттердамский.
Ученик 1: Я узнал, что Эразм Роттердамский написал трактат «Жалоба мира» (1517 г). Он перечислял все бедствия, какие несёт война, и все возможности преимущества мира. Но этот трактат был всего лишь моральным призывом.
Учитель: А, что вы узнали о мудром советнике Франции Эмерике Крюсе?
Ученик 2: Он опубликовал книгу «Новый Киней». Он был мудрым советником монарха Пира, советовавшим избегать войн. Он не просто читал нравоучения, но набрасывал проект союза народов, призванного хранить и защищать всеобщий мир.
Ученик 3: А в XVII веке над грандиозным планом защиты мира работал видный чешский философ и педагог Ян Амос Коменский. Обоснованию идеи мира посвящён его трактат «Необходимо только одно» – духовное завещание выдающегося мыслителя.
Ученик 4: В XVIII веке аббат Сен – Пьера считал: война не только уносит человеческие жизни, но и пожирает огромные средства, которые с успехом могли бы быть употреблены для целей всеобщего благоденствия.
Вывод: Спасибо ребята за подготовленную информацию об истории борьбы за установление всеобщего мира.
(слайд 5) При помощи графического пера учащиеся самостоятельно пишут фразу по цепочке.
Задание «Говорящая цепочка».
Учащиеся по очереди пытаются продолжить фразу: «Для меня война – это…»
(Смерть невинных людей, разруха, голод, слёзы и т.д.).
Вывод:
Что такое война?
Война – это разруха.
Война – это когда плачут дети, женщины и старики.
Война – это очень страшно.
Война – короче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
                                            (А.Твардовский)
Объяснение нового материала:
Учитель: Но не только взрослые, но и дети  защищали свою Родину. Дети встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. Школьники зарабатывали деньги  в фонд обороны, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи. Тяжёлые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. И погибли они на переднем крае, участвуя в партизанских войнах, в концлагерях.
      Что чувствовали, что переживали дети войны?
Много мальчиков и девочек погибли в борьбе за мирное будущее.
(Презентация о детях войны с музыкой)
Учитель: Ребята, в настоящее время идёт необъявленная война.
(слайд 6) Ссылка на видеофильм о Чечне 1994 г
Дети погибли в первой чеченской войне декабрь 1994 г,
(слайд 7) Ссылка на видеофильм о теракте в Нью – Йорке 11 сентября 2001 г
11 сентября 2001 года произошёл теракт в Нью – Йорке, где погибло много наших сограждан.
(слайд 8) Показ фотографий с места происшествия.
Дети погибли при захвате террористами зрителей и актёров мюзикла «Норд – Ост» в Москве в октябре 2002 года,
(слайд 9) Ссылка на видеофильм о Беслане, сентябрь 2004 г.
Были захвачены и убиты дети – заложники в школе № 1 североосетинского города Беслан в сентябре 2004 года.
(слайд 10) Показ фотографий с места происшествия.
А 29 марта 2010 года произошёл теракт в московском метро, где погибло более 30 человек.
(слайд 11) Показ фотографий с места происшествия.
24 января 2011 года был совершён террористический акт в аэропорту Домодедово, в результате которого погибло 35 человек.
Вывод: Конвенция о правах ребёнка со всей серьёзностью подошла к проблеме «Дети и война». Защита детей и помощь им – первоочередная забота государства во время военных действий.
(слайд 12) Динамическая пауза. Ссылка на музыку.
Динамическая пауза
(слайд 13) Работа с документами. Прочитать вопрос и найти ответ в документах. Потом при помощи затенённого экрана можно проверить ответы учащихся.
Работа с документами:
Учитель: Сейчас работаем с главным документом о правах ребёнка.
Усманов: Именно так называется главный международный документ по защите прав детей.
Это Конвенция о правах ребёнка. Она была принята 20 ноября 1989 года. Но никто не может сказать, сколько лет пройдёт, пока все взрослые начнут её выполнять. В газетах как только её не называют. И «великая хартия вольностей для детей», и «мировая конституция прав ребёнка».
Учитель: Прочтите и найдите ответы на следующие вопросы:
Как Конвенция о правах ребёнка защищает детей от войны?
(Статья 38. Часть 2. Государства – участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях). С какого возраста по Конвенции о правах ребёнка дети могут принимать участие в боевых действиях?
(Статья 38. Часть 3. Государства – участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства – участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста). III. Закрепление изученного материала.
(слайд 14) При помощи линии учащиеся находят соответствие между понятием и его определением.
Игра «Заявка».
Установите соответствие между понятием и определением этого понятия.
1. Декларация – заявление от имени государства, партии, организации; провозглашение основных правил.
2. Конвенция – международный договор по какому – либо специальному вопросу, устанавливающий права и обязанности договаривающихся сторон.
3. Конституция – это основной закон государства.
4. Закон – это юридический акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо населением на референдуме и регулирующий наиболее важные отношения в обществе.
5. Терроризм – угроза физической расправы или сама такая расправа, захват заложников и угроза их физического уничтожения.
6. Концентрационный лагерь – в некоторых странах с диктаторскими режимами – место массового заключения и физического уничтожения политических противников.
(слайд 15) Расшифруй анаграммы. При помощи перестановки букв получи новое понятие. Учащиеся записывают ответы графической ручкой, а потом проверяется при помощи затенённого экрана.
Интеллектуальная игра: «Анаграммы».
Ребятам предлагаются слова с перепутанными буквами. Учащиеся должны составить правильно слова.
Оуцнститикя Конституция
Онвцияекн Конвенция
Зоакн Закон
Меррториз Терроризм
Баусьд Судьба
Маннгуосьт Гуманность
Лицяипо Полиция
Ступкопо Поступок
Езидптрен Президент
Дрообта Доброта
(слайд 16) При помощи перетаскивания букв получится известное высказывание, проверяется при помощи затенённого экрана.
Задание «Зашифрованное предложение»
На доске зашифровано предложение. Вам надо записать в тетрадь каждую вторую букву этого предложения. У вас должно получиться известное высказывание.
Псатламршичкуи жовбфъгядвблзярюст фвжохймнку, да фувмпицроахтсь фивдгуот вмдофлжопдчыбе. (Г. Гувер)
Старики объявляют войну, а умирать идут молодые. (Г. Гувер)
(слайд 17) Итог урока при помощи анимации объектов.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание:
Учитель: Подведём итог. Возможен ли вечный мир? Однако на самом деле в мире слишком много неблагополучия, чтобы надеяться на то, что войны перестанут быть средством достижения политических целей. Это не значит, что борьба за мир лишена смысла. Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский полагал, что истинный нравственный закон запрещает обижать ребёнка, даже если в результате будет осчастливлено всё человечество.
Спасибо за урок!

Приложения
Конвенция о правах ребёнка
Статья 38
1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение.
2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.
3. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста.
4. Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.
Статья 39
Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.