«Волшебные кони»Обогащать представление детей о народном декоративном прикладном искусстве. -Обогащать, совершенствовать речь детей, с помощью пословиц, поговорок, загадок.


Димитриева Мария Сергеевна
Детский сад №46 «Сказка» - филиал АН ДОО «Алмазик»
Подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, чтение художественной литературы, развитие речи, художественно-эстетическое развитие.
Тема: Волшебные кони.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Дидактическое обеспечение педагогического мероприятия (наглядность)
Демонстрационный материал: иллюстрации по предметам быта расписанная народными мастерами, бутафорское яблоко, сундучок, теневой театр, дидактический материал к заданиям.
Структура занятия: вводная, основная, заключительная.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением народного прикладного искусства;
- Разукрашивание силуэтов коней;
- Отгадывание загадок, дидактические игры, пословицы, поговорки;
- Чтение русской народной сказки «Волшебные кони»;
-Написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Используемая литература:
-Т.Я. Шпикалова «Волшебный мир народного творчества. Учебное пособие для подготовки детей к школе». Москва-Просвещение-2001.
-Г.С. Швайко Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» 2001г.
-Т.Н. Доронова Методические рекомендации по программе «Радуга», «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Москва «Просвещение» 2003г.
-Т.Н. Доронова Методическое пособие «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». Москва «Просвещение» 2008г.
-Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина Методическое пособие «Комплексные занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста». Ростов-На-Дону «Феникс», 2003г.
Цель:
-Обогащать представление детей о народном декоративном прикладном искусстве.
-Обогащать, совершенствовать речь детей, с помощью пословиц, поговорок, загадок.
-Развивать эстетическое восприятие детей.
-Формировать умение различать виды народных промыслов.
-Воспитывать интерес к русскому народному искусству.
- Воспитывать дружественные отношения, поддерживать эмоционально благоприятный климат в группе.
-Расширять кругозор детей, любознательность.
Содержание непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть.
Организационный момент: приветствие.
Воспитатель: Дружба начинается с улыбки, поэтому давайте сейчас возьмемся за руки, и посмотрим своему соседу в глаза, и подарим ему самую добрую улыбку. Итак улыбнемся друг другу.
(раздается звон бубенцов).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? Откуда раздается этот звук?
Дети: Из за двери, из другой комнаты.Воспитатель: А давайте, еще повнимательнее послушаем, откуда же все таки раздается звук (дети слушают звон бубенцов).
Дети: Этот звук издается из сундучка.
Воспитатель: Да, действительно звук исходит из сундучка, прислушайтесь, интересно, что в нем?
Дети: Колокольчик
Воспитатель: Давайте откроем, и посмотрим.
Сундучок, сундучок
Позолоченный бочок
Распиная крышка,
Медная задвижка.
Кто сундучок открывает,
Тот в сказку попадает.
(Открываем сундучок) ( Гаснет свет), под крышкой сундучка светит яркий свет.
Воспитатель: Ой, что то случилось, мы наверное куда то попали?
Воспитатель: Как вы думаете, где мы с вами оказались? Дети: Остались в детском саду, попали в сказку. Воспитатель: Совершено верно, и как в любой сказке нас встречает волшебство. Что это такое? Дети: Это волшебство, которые бывают в сказках. Воспитатель: (достаю из сундучка волшебное блюдечко с яблочком),из какой сказки эти предметы? Дети: Из сказки «Василиса Премудрая». Воспитатель: Интересно, что оно нам расскажет? Куда может нас повести?
Дети: Расскажет нам волшебную сказку, и мы окажемся в сказке.
Воспитатель: Прислушайтесь, слышите? (раздается звук)
(звучит фонограмма: « Я волшебное яблочко приглашаю вас в театр на сказку «Волшебные кони» (теневой театр). Воспитатель: Хотите посмотреть сказку?
Дети: Да
Воспитатель: Показ сказки (теневой театр).
Жил-был царь. Было у него два сына. Они были статные, пригожие, добрые, да смелые. Как исполнилось им восемнадцать лет, позвал царь старого звездочета из страны заморской, чтобы тот предсказал будущее сыновей по звездам. Но позавидовал звездочет молодости царевичей и задумал зло: подарил им заколдованные уздечки. Взяли царевичи в руки уздечки, вмиг земля задрожала, ударила молния, и сыновья царские превратились в сказочных коней. Разбежались они по разным сторонам. Плачет царь.
Воспитатель: Ребята, что будем делать? Как мы можем помочь?
Дети: Отправимся искать звездочета, чтобы он расколдовал царевичей, и вернем их отцу, чтобы царь не плакал.
Воспитатель: А волшебное яблочко поможет нам в дороге. Ну что, в путь!
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы правильно выбрать направление, нужно отгадать загадку:
От дома начинается, и у дома кончается.
(Дорога)
Воспитатель: Смотрите, а что это на дороге лежит?
Дети: Письмо.
Воспитатель: Интересно, для кого оно? Дети: Для царя.
Воспитатель: Прочитаем?
Воспитатель: Ребята, это письмо от звездочета, он пишет, что расколдует царевичей, если мы выполним его задания. Первое задание такое: надо пройти по дороге, но она какая-то некрасивая, невеселая.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы веселее по ней идти?
Дети: Украсить.
Воспитатель: Чем будем украшать?
Дети: Цветами, зеленой травой.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках геометрические фигуры, назовите какие?
Дети: Прямоугольник, треугольник, ромб, пятиугольник.
Воспитатель: Молодцы, а на этих фигурах изображены фрагменты цветочной поляны, нам нужно собрать нашу красивую поляну из этих фигур.
Д/и «Собери узор».
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А перед нами новое препятствие-река. Как же нам ее преодолеть?
Дети: Перейти ее, сделать лодку и переплыть, а еще можно построить мост. Воспитатель: А яблочко нам в этом поможет, если мы выполним следующее задание.
«Доскажи пословицу».
Воспитатель: Труд человека кормит
Дети: А лень портит.
Воспитатель: Сделал дело
Дети: - Гуляй смело.
Воспитатель: Без труда не выловишь Дети: Рыбку из пруда.
Воспитатель: Делу время Дети: Потехе час.
Воспитатель: Терпение и труд Дети:-Все перетрут.
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы знаете русские пословицы, наш мост с вами построен и мы можем перейти реку.
Ребята, посмотрите на нашем пути снова преграда, стоит камень, что же делать?
Дети: Надо его сдвинуть.
Д/и «Назови узор»
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руках загадочный кубик, каждая сторона кубика, украшена разными узорами мы его будем катить, и какой стороной окажется кубик ,нам нужно отгадать узор.
«Загадочный кубик» (назвать вид росписи, которой украшена каждая сторона кубика).
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и вспомните сказку про Ивана-Царевича и Серого волка, представьте, как иногда страшно было Ивану мчаться на волке в невиданные страны, но он доверял волку и обрел с его помощью счастье.
Детей делим на пары, одни волки, другие Иван-Царевичи-им завязываем глаза, они встают сзади «волка» и берут его за локти. По команде, волки начинают бегать и возить своих Иванов, при этом нельзя сталкиваться с другими парами.
(Звучит разноплановая музыка с меняющимся темпом).
Д/и «Найди предмет».
После игры дети подходят к ширме. Воспитатель: Ребята, перед нами новое препятствие, посмотрите на нашей ширме находится панно, внимательно рассмотрите его и найдите других участников солнечного рисунка. Кроме петуха каких животных вы видите на панно?
Дети: В правом, и левом углу рисунка находятся птицы, в середине нарисованы бабочки.
Воспитатель: Молодцы, а где еще изображены бабочки, посмотрите внимательно?
Дети: В нижнем левом углу.
Воспитатель: Молодцы, а скажите, ребята, каким видом росписи расписано наше панно?
Дети: Хохлома.
Воспитатель: Совершено верно, вот мы с вами прошли еще одно препятствие. (Открывается ширма, из-за ширмы выходят девочки матрешки,одежда украшена нарядными узорами), кланяются:
Матрешка-Дашенька: Здравствуйте, гости дорогие! Я матрешка-Дашенька!
Матрешка-Глашенька: Добро пожаловать к нам в гости! Я матрешка-Глашенька!
Матрешки читают стихи и исполняют песни «Незабудковая Гжель», «Наша Хохлома».
Воспитатель: Ах, какие красивые матрешки!
-Ребята, вы уже догадались, где живут матрешки?
Дети: В Гжели, в Хохломе.
(Убирается ширма)
Воспитатель: Красота-то, какая. Ох и расстарались Дашенька и Глашенька, украшая свою избу.Здесь и игрушки, и подносы, и посуда расписанная народными мастерами.
Матрешка-Дашенька: «Мы нашли коней, вернем их вам, но сначала на вопросы отвечайте».
- В каком городе делают посуду, о которой говорят «Бело-синее чудо?».
Дети: Гжель
Матрешка-Глашенька:
-Расписная деревянная кукла с сюрпризом. Что это?
Дети: Матрешка
Матрешка-Дашенька: Что такое роспись?
Дети: Украшение предметов узорами
Матрешка-Глашенька: Кто расписывает посуду, игрушки?
Дети: Художники
Матрешка-Дашенька: «Молодцы, ребята вы очень хорошо справились с нашим заданием, вот теперь мы отдадим вам ваших коней».
Воспитатель: Молодцы ребята, наконец мы и нашли наших коней, но они еще не превратились в царевичей. Что нужно сделать, чтобы расколдовать коней?(на столах разложены шаблоны в виде коней).
Дети: Разукрасить их
Воспитатель: Предлагаю пройти к рабочим столам и разукрасить силуэты коней, подумайте, каким бы видом росписи хотели их разукрасить, будет ли это гжель, или хохлома (Самостоятельная художественная деятельность детей). Мы расколдовали царевичей, и они вернулись к отцу.
Воспитатель: Ребята, давайте друг другу поаплодируем, порадуемся друг за друга, что у нас получились такие красочные, красивые, веселые, кони.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам царь, прислал подарок, красивого, волшебного коня, за то, что мы помогли ему, найти его сыновей.Воспитатель: Ребята, вам понравился подарок царя?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю повесить наших, красиво расписанных коней повесить на выставку в музей «Русская изба», чтобы все ими любовались.