Конспект урока на тему Русская живопись 18 века — искусство русского портрета

Кудряшова Анна Евгеньевна
Русская живопись 18 века искусство русского портрета


Цели и задачи урока:
Выявить характерные особенности портретной живописи XVIII-первой половины XIX в.
Учить анализировать живописные произведения.
Воспитывать у учащихся более утончённое восприятие произведений искусства.
Зрительный ряд:
И.Н. Никитин «Портрет Г.И. Головкина»;
Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской»;
Д.Г.Левицкий «Екатерина II-законодательница»;
В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», «Портрет А.Б. Куракина»;
О.А. Кипренский «Портрет Швальбе», «Девочка в маковом венке», «Автопортрет», «Портрет Давыдова», «Портрет А.С. Пушкина»;
Литературный ряд:
Н.А. Заболоцкий «Портрет»;
Г.Р. Державин «Видение мурзы»;
Я.П. Полонский « К портрету М.И. Лопухиной»;
А.С. Пушкин «Себя, как в зеркале, я вижу».
План урока:
Организационный момент
Беседа: «Особенности русской половины XVIII в. Её отличие от живописи Древней Руси».
Портрет и его типы.
Известные портреты XVIII в. Произведения И.Н. Никитина; Ф.С. Рокотова; Д.Г. Левицкого; В.Л. Боровиковского.
Подведение итогов урока.

Русская живопись 18 века искусство русского портрета
В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.
Истоки русского портрета
Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление. Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.
Дионисий. "Митрополит Петр с житием"
Парсуна "Иван Грозный"
Еще с XVII века были известны парсуны – портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера. Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану. С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку. Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом. Так появились новые жанры, идеи, образы.
Ф.Рокотов. "Портрет неизвестного в треуголке"
Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления
Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:
отечественная школа живописи (творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А. Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);
традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе (С. Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);
живопись иностранцев на территории Росии россика (Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).
Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество. Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).
В начале XVIIІ века, а для провинции и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб. И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.
Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века россика связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.
Луи Токке "Портрет императрицы Елизаветы Петровны", 1756
Виды портретов в русской школе 18 века
Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:
парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);
И.П.Аргунов. "Екатерина Алексеевна"
полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую на нейтральном фоне);
А.П.Антропов "Портрет М.А.Румянцевой"
интимный (игнорирование фона, основное внимание внутреннему миру человека).
В.Л.Боровиковский "Портрет М.И.Лопухиной" ,1797
Национальная специфика русской портретной живописи
С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками. Русские мастера портрета научились правильно
выстраивать картинную плоскость,
анатомически верно передавать человеческое тело,
овладели искусством перспективы,
основами масляной техники и законами колорита.
Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и
выработали свои композиционные схемы,
тональность и стилевые установки.
Русский портрет XVIII века стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:
На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
Отсутствие группового (семейного) портрета.
Прошло совсем немного времени, и русские мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.
Русские художники 18 века - мастера портрета
Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета можно смело назвать А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.
Алексей Петрович Антропов
Автопортрет А.П.Антропов
В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).
Среди наиболее известных работ портретиста Антропова портреты:
А.Антропов "Портрет княгини Т.А.Трубецкой", 1761
Измайлова;
А.И. и П.А. Колычевых;
Елизаветы Петровны;
Петра І;
Екатерины ІІ в профиль;
атамана Ф.Краснощекова;

Иван Петрович Аргунов
И.П.Аргунов "Автопортрет"
Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.
Самыми значимыми в творчестве Аргунова были портреты:
Екатерины Алексеевны;
П.Б. Шереметева в детстве;
четы Шереметевых;
Екатерины ІІ;
Екатерины Александровны Лобановой - Ростовской;
неизвестной в крестьянском костюме.
в 1754-м «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией.
Фёдор Степанович Рокотов
Ф.Рокотов "Портрет неизвестного в треуголке"
Новая фаза развития портретного искусства связана с именем русского мастера портрета Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.
Ф.С.Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Среди первых его работ портреты Петра III и Григория Орлова, семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е.Б. Юсуповой. Они нарядны, декоративны, красочны. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на портретах кисти великого мастера. Камерным портретам Рокотова свойственны: погрудное изображение, поворот к зрителю на 3/4, создание объема сложной светотеневой лепкой, гармоничное сочетание тонов. С помощью данных выразительных средств художник создает определенный тип портрета, на котором изображались честь, достоинство, душевное изящество человека (портрет «Неизвестного в треуголке»). Особенно замечательными получались у художника юношеские и женские образы, и даже сложился определенный рокотовский тип женщины (портреты А.П. Струйской, Е. Н. Зиновьевой и многих других). Помимо уже упомянутых, славу русскому мастеру портрета Ф.С.Рокотову принесли работы:
В.И. Майкова;
Неизвестной в розовом;
В.Е. Новосильцевой;
П.Н. Ланской;
Суровцевой;
А.И. и И.И. Воронцовых;
Екатерины ІІ.
Ф.С.Рокотов "Портрет А.П.Струйской"
Ты помнишь как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портретов Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук. Н. Заболоцкий
Дмитрий Григорьевич Левицкий
Д.Г.Левицкий Автопортрет
Говорили, будто портреты Д.Г.Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы ни изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть, а также и национальные особенности людей.
Самые выдающиеся его работы:
портрет А.Ф. Кокоринова,
цикл портретов «Смолянки»,
портреты Дьяковой и Маркеровского,
портрет Агаши.
Многие портреты Левицкого считаются промежуточными между парадными и камерными портретами. Д.Г. Левицкий соединил в своем творчестве точность и правдивость изображений Антропова и лирику Рокотова, вследствие чего и стал одним из наиболее выдающихся мастеров русского портрета XVIII века.
Самые известные его работы произведения:
Портрет А.Ф.Кокоринова;
Е. И. Нелидовой
М. А. Львовой
Н. И. Новикова
А. В. Храповицкого
четы Митрофановых
Бакуниной
В.Л. Боровиковский

Владимир Лукич Боровиковский
Портрет В.Л.Боровиковского, худ. Бугаевский-Благодатный
Личность русского мастера портретного жанра В.Л. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета. Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной). Женские портреты обладали определенной композицией: женщина изображалась на природном фоне, по пояс, она опиралась о что- то, держа в руках цветы или фрукты. Со временем образы художника становятся типичными для всей эпохи (портрет генерала Ф. А. Боровского), а поэтому художника еще называют историографом своего времени.
Перу художника принадлежат такие портреты:
"Портрет Павла I в костюме мальтийского ордена" ;
В.А. Жуковского;
«Лизанька и Дашенька»;
Г.Р. Державина;
Павла I;
А.Б. Куракина;
«Безбородко с дочерьми».
Для развития русской живописи XVIII век стал переломным моментом. Портрет становится ведущим жанром. Художники перенимают от своих европейских коллег технику живописи и основные приемы. Но в центре внимания оказывается человек со свойственными ему переживаниями и чувствами. Русские мастера портрета старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Если Антропов и Аргунов стремились, преодолев условности, правдиво изобразить человека, то уже Рокотов, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали мастера русского портретного жанра. Все они стремились к идеалу, в своих произведениях воспевали красоту, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности, свойственных русскому человеку.

15