Дидактическая игра как средство всестороннего развития дошкольников


Дидактическая игра как средство всестороннего развития дошкольников
Игра занимает особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые. В игре он может быть учителем, врачом, лётчиком, воспитателем - кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Особенно такие игры надо включать для дошкольников, так как познавательная деятельность помогает дошкольникам овладеть знаниями, умениями, развивать свои умственные способности. Именно поэтому использование дидактических в детском саду необходимо.
Хорошим итогом такой деятельности является высказывание своих мыслей и идей, дошкольники могут исследовать и открывать для себя все новое и новое.
Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия, дидактические или автодидактические игры.
В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к новому использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.С помощью игр – воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.Дидактическая игра используется при обучении детей математическим знаниям, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения дошкольников содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и воспитателем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если в учебной деятельности расширяются и углубляются знания, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. А также при проведение игр формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми дошкольного возраста основным содержанием дидактических игр является – воспитание нравственных чувств и отношений. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: яркость, правильно художественно оформленными. Такие задания привлекают внимание, вызывают интерес.Например: Помоги Винни –Пуху.Цель: закрепить знания детей о фруктах. Винни – Пух очень любит сладкое. Помоги ему распределить плоды по вкусу – на одно блюдце положить сладкие, а на другое несладкое. (Распредели при помощи карандаша)

Дошкольники должны осознать то, что человек — часть природы, которая дает ему все необходимое для жизни, человек не может жить без природы.
Список литературы
Михайловская Л.В. Методика обучения предмету "Человек и мир" детей с нарушенным слухом: Учеб. -метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2004. — 126 с.
Правоведение: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Е. С. Кувшинова, Н. И. Хлюпина. — М., 2002.
Мухина В, С. Возрастная психология. — М., 2000.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 2000.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. — Б. М. Бим-Бад. — М., 2002