Конспект внеурочного занятия по русскому языку на тему Звуки [п], [п’]. Буква П п. Чтение слов с буквой п.


Учитель: Ицкова Елена Викторовна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
Тема занятия: Звуки [п], [п’]. Буква П п. Чтение слов с буквой п.
Класс: 1
Цель занятия:
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты
Предметные умения:
Различать гласные и согласные звуки;
Различать звуки и буквы;
Уметь характеризовать заданные звуки, писать букву, которой они обозначаются, читать слоги и слова с ней.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить сравнение по заданным критериям .Устанавливать аналогии .Коммуникативные:
Формирование умения отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в паре, группе.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Контролировать свои действия и действия партнера.
Средства обучения: тетрадь в клетку, кукла-Петрушка, карточки-полоски с фразами, карточки с заданиями, кружки для обозначения звуков, картинки, материалы и инструменты для групповой работы (пластилин, стеки, подкладные доски, тряпочки для вытирания рук, листы картона и бумаги, ножницы, клей, кисточки, конструктор.) № п/пХод урока Формируемые УУД
Название этапа занятия Задачи этапа занятия Деятельность учителя и обучающихся коммуникативные познавательные регулятивные личностные
1 Мотивация к учебной деятельности Мотивировать обучающихся к учебной деятельности -Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнем сейчас
(Дети говорят вместе с учителем)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Волевая саморегуляция2 Актуализация знаний Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся-Доскажите слово:
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его …
(-Петрушка)
-Ребята, сегодня к нам на занятие должен был прийти Петрушка. Только где же он?
(Оглядывается по сторонам)
-Ой, ребята, на столе какая-то записка.
(Разворачивает, читает)
-Разгадайте ребус, и узнайте где я.
(Показывает)
Ребус: рисунок палки. Рядом – буква А зачёркнута, а вверху написана буква О
Дети отгадывают слово «полка».
- Какое слово получили?
(- Полка)
-Давайте поищем на полке
(Подходит к полке и из-за книг достаёт куклу-Петрушку)
-Здравствуй, Петрушка. Ты у нас большой озорник.
(Ребята здороваются с Петрушкой)
Учитель надевает куклу на руку. Говорит от имени Петрушки:
-Здравствуйте, ребята! А вот и я! Повторите хором, как меня зовут.
(Дети повторяют)
-С какого звука начинается моё имя?
( [П’] )
- Назовите предмет, где я прятался.
(-Полка)-Произнесите первый звук в слове.(п)
-Назовите первые звуки в словах.
(-[п’], [п].) Логические
Самостоятельное выделение и формулирование познаватетельной цели 3 Изучение нового материала Совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. (Осмысление учащимися того, что они уже знают и того, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или  поиска выхода из проблемной ситуации (прогнозирование).Учитель:
-Какова же тема нашего урока?
(Звуки [п‘] и [п] и буква, которая их обозначает)
-Сформулируйте цель урока
(Вывешивает на доске фразы)

Познакомиться с …
Учиться отличать…
Учиться читать…
Дети определяют цель:
- Познакомиться со звуками [п] и [п‘] и буквой, которая их обозначает.
- Учиться отличать звуки и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв.
- Учиться читать слоги и слова с новой буквой
Учитель:
-Ребята, когда Петрушка собирался к нам в школу, он взял с собой школьные принадлежности, но не все. А что еще ему необходимо? Найдите картинки с изображением этих предметов. Раскрасьте их фон желтым карандашом .

-Фон с какими предметами раскрасили? Подтвердите правильность ответов.
(-Раскрасили фон с папкой и пеналом, т.к. это школьные принадлежности, тарелка и кружка – это посуда, а кукла и машинка - игрушки)
-Выделим первый звук из слова папка. Какой он? Почему?
(-при произнесении звука [п] воздух во рту встречает препятствия. Значит, звук согласный. При его произнесении слышится только шум. Значит, он глухой. Звук произносится твердо. Значит, он твердый.)-Каким значком мы его обозначим?
Дети показывают синие кружки, а 1 выходит и прикрепляет кружок на доску.
(Аналогичная работа по выделению и характеристике звука [п’] из слова пенал)
Характеристика звука детьми:
- Звук [п‘] согласный , глухой, мягкий.
Учитель:
-Каким значком обозначим?
Дети показывают, а один прикрепляет на доску зелёный кружок.
Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Сотрудничество с учителем и детьми
Умение сроить логические высказывания, доказывать их Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Логические Целеполагание как постановка учебной задачи.
Контроль, коррекция 4 Первичное закрепление Установить, усвоили или нет учащиеся связь между содержанием новых понятий, устранить обнаруженные пробелы. Физминутка
-Петрушка предлагает вам отдохнуть и узнать, во что он любит одеваться. Он будет называть слова. Если в них есть звуки [п] [п‘] , то вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете:
рубашка с узорами, пояс с кистями, штаны, сапоги, колпак с бубенчиком.
Учитель:
- У Петрушки есть домашние животные
-Какие?
(Работа по карточкам)
*
* *

*
- Есть ли в словах – названиях звуки [п] [п‘] ?
-Где они стоят?
- Соедини рисунок и их схему.
(выполнение работы детьми. Проверка)Логические (умение осуществлять анализ объектов с выделением заданных признаков)
Логические (анализ, синтез) Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
5 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
Проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание. -Петрушка занимается спортом. (Вывешиваются картинки)

-Что делает Петрушка?
(-Петрушка выполняет упражнения на турнике.-Петрушка играет в футбол.) -Где вы увидели изображение буквы, которой на письме обозначаются звуки [п] и [п‘] ?
На что похожа буква?
(- Буква похожа на турник, на футбольные ворота)
-Как эта буква называется?
(-Буква пэ)
2. –А сейчас разбейтесь на группы. Вы будете мастерить букву Пп. Скажите, почему одна будет большая, а другая маленькая?
(-Одна заглавная, другая строчная)
Первая группа делает буквы из - пластилина
Вторая группа - из картона
Третья группа - из деталей конструктора, а чтобы ваши пальчики лучше работали, выполните для них гимнастику.
-Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из них такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?
(Делают несколько раз)
После разминки дети выполняют работу в группах.
-Сравните ваши буковки с той, что показывает Петрушка.
(Вывешивается образец)
П п3.- Пропишите в тетради Пп сначала по точкам, а потом - самостоятельно.
Умение работать в группе Логические Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция Организованность, осознание значимости групповой работы
самостоятельность
6 Включение в систему знаний и повторение Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке 1.-Прочитаем слоги с буквой П. Когда будем произносить звук [п], а когда[п‘] ?
(-Если после буквы стоят гласные а, о, ы, у, то произносим звук [п], а если гласная и, то произносим [п‘] )
ПО ПУ ПА ПЫ ПИ
Чтение слогов.
2.-Петрушка написал слова, но из них исчезла буква П. Дополните слова буквой. Впишите ее в окошки.
(Работа в парах с перфокартами)
с
лолам
ли


орт
олкаатаила
а
еналыума
иреремена Взаимопроверка
3.Чтение слов вслух. Умение строить речевые высказывания
Умение работать в парах Логические
Выделение и обозначение обучающимисятого, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
7 Рефлексия Осознание обучающимися своей учебной деятельности. Самооценка. -Какую цель ставили?
-Дополните фразы:
Я узнал …
В ходе работы удалось научиться …
Я порадовался тому, что …
-Ребята, мы с Петрушкой тоже рады, что вы многому научились. Вы молодцы! Занятие окончено. Умение выражать свои мысли Умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Волевая саморегуляция, оценка выделение и осознание того, что уже усвоено. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

Список литературы
Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте 1-4 классы » - М.: «ВЛАДОС», 2003г.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М.: «Просвещение», 1994г.
Климанова Л.Ф., Борейко Л.Н. Тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай. Азбука первоклассника» - М.: «Просвещение», 1996г.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» - М.: АСТ: «Астрель», 2005 г.