Общешкольное мероприятие посвященный Дню памяти жертв депортации 18 мая Горькая память


Общешкольное мероприятие посвященный Дню памяти жертв депортации 18 мая
Горькая память
Цель: обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, сформировать у учащихся представление о депортации, воспитывать чувство сострадания, милосердия, гуманизма.
Задачи:
1. сформировать у детей представление о России и Крыме как о многонациональном и поликультурном государстве,
2. формирование первоначальных представлений о единстве многонационального народа России;
3. формирование позитивного отношения к разнообразию культур,
4. формирование морально-эстетического отношения к языку, истории и культурным ценностям, традициям своего народа и народов, проживающих в Крыму,
5.развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
6.воспитывать у детей уважение и понимание самобытной культуры своего народа и культуры народов, проживающих в Крыму, воспитывать любовь и гордость к своей Родине.
Наглядность: Плакаты: «Память», «Архив», портреты Героев Советского Союза, выставка книг.
Оборудование: Мультимедийная презентация. Фонограммы.
Слово учителя:
- Сегодня мы с вами будем говорить о серьезных вещах!
- Скажите, кто из Вас слышал слово депортация?
- А кто знает, что оно означает? (ответы учащихся)
- На протяжении всего классного часа мы с вами об этом будем говорить подробнее.
- Депортация народов — одна из форм политических репрессий в СССР. Основными особенностями депортаций как репрессий были их внесудебный характер, то есть без суда большие массы людей перемещали в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания, в другой регион страны Депортациям в СССР подверглось множество советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, ассирийцы, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, хемшины, армяне-«дашнаки», турки, таджики, корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы- Очень много человеческих судеб было покалечено, многие не дожили до наших дней!!! (слайд 1:Что такое депортация?)Эльвина18 мая - День памяти жертв депортации. Это одна из самых черных страниц в многовековой истории крымских татар, армян, немцев, болгар, греков, тех, кто был насильно лишен своей Родины. В этот день в 1944 году в Среднюю Азию из Крыма был отправлен первый эшелон крымских татар, греков, болгар, немцев, армян, и других народов, населяющих Крым. День памяти был установлен решением Верховного Совета Крыма в 1994 году. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальность . ( слайд 2:картинки с депортированными народами)
«За что? « – спрашивал каждый крымский татарин
«За что?» – спрашивали безвинные дети и седобородые старики.
«За что?» – меняясь в лице, кричали воины – фронтовики.
Но никто не мог дать им вразумительного ответа. На этот страшный вопрос вряд ли могли ответить и сами организаторы депортации .
Нравственный шок, пережитый народом поистине был громадным. Представьте человека, оторванного от привычных условий жизни, брошенного из степи в тайгу, о которой он раньше слышал только в сказках да читал в книгах, лишенного средств к существованию, ибо из дома его выгнали лишь с узелком самого необходимого, а зачастую и без того, и вдобавок ко всему этому испытывающего жесточайший психологический прессинг: ты враг, враг народа!Сердце сжимается от боли, когда читаешь, как гибли дети, старики, женщины. У каждого из нас свой запас духовной прочности. Иногда говорят, время было такое – суровое. Время жестоким делают люди. Правда и добро, в конечном счете, всегда одерживают верх. Но, к сожалению, нередко для этого не хватает отдельной человеческой жизни.
Ведущий: «Не измерить трагедию словом
Не измерить печали в годах
Видно, даже во времени новом
Не изгладится прошлого страх.
В это крымское раннее утро.
Когда солнце взметнулось лучом
Будто горе плеснуло – так жутко
Утро стало вдруг пасмурным днем.
День оделся в печальные краски,
В горе, слезы, обиду, тоску –
Автомат ППША для острастки
Был приставлен народу к виску
До отказа грузили составы,
Подгоняя: скорее – скорей,
Позабыв про обычные нравы,
Подавляя сознание людей.
Разлучали с землею навеки,
Разрывая, где душу, где плоть,
Убивая в душе человека
Всю надежду судьбу побороть
Но случилось, что должно случиться,
И вернулся народ в те края –
Он от Крыма не мог отлучиться,
Потому что здесь предков земля!(видео)
Ведущий: В Санкт-Петербургском музее бережно хранится дневник ребенка, который пережил блокаду Ленинграда. Всего одна неполная ученическая тетрадка. Теперь об этом дневнике знают во всем мире, потому что детской рукой записано все, что видел, ощущал и чувствовал ребенок блокадного Ленинграда. (слайд3: дневник ребенка)
У нас нет подобного дневника, который был бы написан в депортации рукою крымскотатарского ребенка, но есть воспоминания наших дедушек и бабушек, волею тирана оказавшихся в детском возрасте за тысячи километров от родного очага, лишившихся самых близких людей и выживших, и за каждым из них – трагедия отдельной семьи.
Ведущий:Вторая мировая война обошлась крымскотатарскому народу дорогой ценой. В этой войне участвовало около 60 тысяч крымских татар, 36,3 % из их числа погибли на поле боя, 17 тысяч крымскотатарских парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье.
Ведущий:(слайд 4 крымские татары- герои Советского Союза)
Среди них были
1. 7 героев Советского Союза
2. 3 полных кавалера орденов Славы
3. 4 генерала
4. 45 полковников, 102 подполковника
5. Комиссары полков и партизанских соединений
6. Непризнанные герои
Ведущий:
В то время, как отцы и братья воевали на фронтах Отечественной войны, женщины, дети и старики по ложному обвинению «За измену Родине…», были высланы из Крыма.
Ведущий:
112078 семей, а это 423100 человек, из которых 89,5% женщины и дети, были загнаны в товарные вагоны. Уровень смертности в первый год ссылки составил более 30 процентов. В течение первых полутора лет ссылки в Узбекистане от голода, болезней и других причин погибло 46,3 процентов высланных крымских татар.
Ведущий:
В результате депортации у крымских татар было полностью изъято все
имущество.
Были отняты и впоследствии уничтожены предметы, относящиеся к духовным ценностям. Ликвидированный книжный фонд на крымскотатарском языке составляет около 25 млн. экземпляров. По сути дела была ликвидирована вся система высшего, среднего и начального образования на крымскотатарском языке, вся система культуры.
Ведущий:
Трагедию крымскотатарского народа описал в своем стихотворении поэт Борис Чичибабин.(видио с Крымом)
Ведущий:
Я видел Крым без покрывала,
он был как высохший родник.
Хоть солнце горы нагревало,
но горем веяло от них.

Росли цветы на камне твердом
и над волной клубился пар,
но в девятьсот сорок четвертом
из Крыма выслали татар.
Сады упали на колени,
земля забыла имена, —
была в неслыханной измене
вся нация обвинена.
И корни радости иссякли
и возродиться не смогли,
когда с землей сравняли сакли
и книги вещие сожгли…
Чтобы нам в глаза смотрели дети
без огорченья и стыда,
да будет всем на белом свете
близка татарская беда…
Ведущий:В 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР, своим Указом формально реабилитировал крымскотатарский народ. Однако подлинной реабилитации не произошло, ссылка не была отменена, крымским татарам запрещалось возвращаться в Крым.
Ведущий:
Лиля Буджурова «Некупленый билет»(презентация)
В том году всё лето было жарким,
Но не это в памяти моей...
Умирала крымская татарка
Вдалеке от родины своей.
Задыхаясь, об одном просила
Иль в бреду своём, иль в полусне
"Дети, я прошу, кусочек Крыма,
Покажите перед смертью мне".
С черноморскою водой бутылку,
Подносили медленно к глазам -
Головой качала, только жилка
Билась, закрывая путь слезам.
Дочь ей ломтик груши приносила
"Мама, видишь, крымская "бера"?"
"Нет же, дочка, мне кусочек Крыма,
Я же говорила вам вчера".
Позовите сына поскорее.
Он меня, наверное, поймёт.
"Сын, тебя под сердцем грела,
Посади меня на самолёт!
Я ещё сумею встать с постели
И дойти ногами до такси.
Чтоб увидеть Крым, да неужели,
Бог не даст для этого мне сил?!"
Выходил, глаза от близких пряча.
(Как бы поуверенней шагать?)
А потом сидел за домом, плача,
Силы собирая, чтоб солгать.
Возвращался: "Мама, нет билета
(Смотрит мать с отчаяньем немым),
Знаешь ведь, родная, что на лето
Невозможно взять билета в Крым".
"Я не верю. Попроси соседа,
Друга, тот с влиятельной роднёй.
Я там Бога попрошу, чтоб беды,
Обошли их семьи стороной".
Уходил и возвращался снова,
С каждым разом повторяя "нет".
Мать уж больше не корила словом,
Только взглядом жгла: "Где мой билет?"
А потом: "Молчи, сынок, я знаю,
Что добра ты матери желал.
Только брат твой, что погиб в том мае,
Он бы мне билет домой достал!
Торопитесь, я уже не в силах,
Смерть упрашивать о каждом дне.
Дети, я прошу, кусочек Крыма,
Покажите перед смертью мне!"
"Сколько можно болью резать душу!
Хватит, мать, молчи, не говори..."
Умерла с открытым взглядом ждущим
И с рукой протянутой к двери.
Знаю я: у всех трудна дорога,
Хватит многим матерям и бед, и лет,
Но прошу вас, люди, ради Бога,
Дайте нашим матерям билет!
Ведущий(слайд5 :21апреля)
И только 14 ноября 1989 г. «Декларацией о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав» было положено начало массовому возвращению крымских татар в Крым.
Ведущий: В судьбе каждого народа есть дни, которые неизгладимы из памяти. Никто никакими километрами не измерит путь изгнания, который проделали крымские татары, вернувшись на Родину. Никто не определит цену перенесенных страданий и каждый год 18 мая – в проливной дождь и в палящую жару крымскотатарский народ собирается на площадях крымских городов и поселков, чтобы почтить память жертв депортации.
Давайте почтим память погибших в депортации минутой молчания.
(Звучит МЕТРОНОМ)
Ведущий:
Многочисленным народам, ныне населяющим полуостров, необходимо жить в единении и согласии. Простые люди не должны отвечать за ошибки своего правительства. Но нельзя и забывать тех страшных событий, чтобы извлекать из них уроки и не совершать их впредь.
Заключительное слово учителя
21 апреля, все реабилитированные народы Крыма впервые отпразднуют День возрождения реабилитированных народов Крыма - годовщину Указа Президента РФ В.В. Путина "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития".
День возрождения реабилитированных народов Крыма 21 апреля станет символическим началом новой жизни крымских татар, греков, армян, немцев, болгар в новых условиях, свободных от давящего чувства несправедливости в отношении депортированных народов. В местах изгнания деды мечтали о том, что они будут жить счастливо и равноправно на своей Родине, получив политическую реабилитацию. Поэтому для всех депортированных народов это долгожданный праздник, и память о тех, кто не дожил до этого светлого дня.