Презентация по дисциплине Литература на тему Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Сергей Есенин


Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.Сергей Есенин Цели: обобщение сведений о творчестве Сергея Есенина;развитие навыков монологической речи;воспитание любви к родине;пробуждение желания глубже исследовать творчество С.А.Есенина. Первый сборник стиховОтношение к революцииПутешествиеОсновные мотивы лирики Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России,свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремилисьсоздать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край,родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с еётрадициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающимисвоеобразие деревенского говора с красочным миром природы. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народноетворчество, а главное – русская классическая литература оказали сильноевлияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался:«Чувство родины – основное в моём творчестве». Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья: «Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре берёза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, моё сердечко, Слушать песни гусляра!» (1911г.) Любовь к России - не просто чувство, но и жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое. «Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.» Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем: «Пускай ты выпита другим,Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.»Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных. Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” -- во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:«Край ты мой заброшенный.Край ты мой, пустырь,Сенокос нескошенный,Лес да монастырь.»Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:«Холодной скорби не измерить.Ты на туманном берегу,Но не любить тебя, не веритьЯ научиться не могу.» В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности. Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию: «Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными — кладбища и хаты.» Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом — "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина". Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,— вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917—1918 годах: «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица». Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует«революционная» вера: «Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера — в силе. Наша правда — в нас!» (1918) Сергей Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины:«Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.» Отговорила роща золотаяБерезовым веселым языком.И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком… ПАТРИОТИЗМ Это очень высокое, глубокое, благородное чувство, которое утверждалось в русском человеке веками. Воспитывать чувство историзма, знания и причастности к культурному наследию своего народа Это любовь к своему народу, к своей Отчизне..