Доклад на тему Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках информатики


Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках информатики и при изучении специальных дисциплин. Воспитать человека интеллектуально,не воспитав его нравственно, - значитвырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В государственном образовательном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в формировании личности обучающегося. В соответствии с государственными образовательными стандартами важной педагогической задачей является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Считаю, что любой учебный предмет должен способствовать воспитанию человека, и информатика в том числе. Поэтому на каждом уроке необходимо уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Причем, можно делать это ненавязчиво, порой незаметно для самих обучающихся.
Программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естественно-научного цикла. Однако информатика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира и неотъемлемой частью жизнедеятельности современного человека.
Для формирования духовно- нравственных ценностей на уроках использую следующие приемы:
воспитание моральных качеств обучающихся на основе личностных отношений;
введение в контекст урока исторических фактов из жизни ученых - информатиков;
использование высказываний выдающихся людей: педагогов, писателей, философов и других;
использование интересных фактов, решение задач с практическим содержанием.
Например, интересные факты из жизни Михаила Ломоносова (история его образования), Готфрида Вильгельма Лейбница (в 14 лет он стал студентом университета), Леонарда Эйлера (в 16 лет получил ученую степень) показывают обучающимся необходимость много работать над своим образованием, чтобы добиться результатов.
Часто на уроках использую разнообразные высказывания выдающихся людей – своеобразный девиз на урок. Вот некоторые из них:
«Науки надо изучать не для того, чтобы спорить, не для выгоды, славы, власти или из каких-нибудь других низких побуждений, а на пользу жизни» Фрэнсис Бэкон
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»
Бернард Шоу
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
Ян Амос Коменский
«Большая часть того, что есть мы, - это результат научения»
Вера Каппони«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому»
Джордж Пойа
«Машина должна работать - человек – думать»
Б. Гейтс.
Считаю, что любовь к своему родному краю необходимо прививать в процессе изучения всех учебных дисциплин, в том числе и специальных предметов. Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению, способствуют познанию окружающего мира, воспитанию коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У студентов формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Например,
Ежегодно в Акмолинской области незаконно вырубают древесину. В 2013 году вырублено 228 м3 древесины, что на 42% меньше чем в 2012 году. Сколько древесины вырублено в 2012 году? Если ежегодно браконьеры будут вырубать лес как в 2012 году, то сколько гектар леса останется через 10 лет? (Общая площадь государственного лесного фонда Акмолинской области составляет 405,3 тыс. га. Угодья, покрытые лесом, занимают 220,6 тыс. га. Лесистость территории области  составляет 2,6 %. ). Ответ оформите в виде столбчатой диаграммы.
По предварительной оценке на 1 января 2015 года численность населения Акмолинской области составила 736 605 человек. По данным пресс-службы акима района 28% граждан регулярно занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни? Сколько людей в Акмолинской области не занимается спортом и не бережет свое здоровье? В какую категорию входите вы?
Используя поисковую систему Яндекс, определите по карте расстояние, которое будет пройдено автомобилем от города Кокшетау до Щучинска. Рассчитайте количество и стоимость бензина, необходимого на поездку, если известно, что на 100 км требуется 8 литров.
Используя редактор формул MS Excel, вычислите сумму денег, затраченную семьей из трех человек (мама, папа, ребенок) на поездку туда и обратно, если стоимость 1 взрослого билета 5000 тенге, а детский билет продается со скидкой 30%.
Использование экологических материалов при решении задач при изучении предметов специальных курсов способствует привитию интереса к урокам, активизирует мыслительную деятельность, развивает логическое мышление, прививает экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Не только аудиторная работа способствуют формированию духовных качеств учащихся, но и внеаудиторная деятельность. Организация внеаудиторных занятий (презентации, рефераты, видеофильмы и т.п.) воспитывает у обучающихся трудолюбие, умение работать самостоятельно и в команде, доброжелательность друг к другу и т.д. В эту работу включаются все больше студентов совместно с преподавателями других учебных дисциплин. Совместная работа студентов и преподавателей организована через проектную деятельность. Например, студенты группы УА-22 при изучении темы «Автоматизация процессов обработки информации» выполняли проект «Братья наши меньшие», в котором нужно было не просто рассказать о животных Акмолинской области, занесенных в Красную книгу, но и представить это в оригинальной форме. Защита проектов проходила интересно, бурно обсуждались разные варианты.
Студенты при изучении темы «Электронные таблицы» разрабатывали проект по выбору банка, в котором можно взять кредит на нужды семьи. Важно было принять совместно с родителями решение о покупке (машина, дача, туристические путевки и т.д.), обучающиеся рассчитывали проценты по кредитам, выбирали лучшие условия кредитования. Отчеты представляли в виде презентации и защищали свои проекты.
Завершить свое выступление хочу притчей:
После шторма шел старик по берегу моря и увидел, как мальчик спасает морские звезды, выброшенные штормом на берег. Старик сказал: «Твоя работа не имеет смысла. Ты не сможешь спасти всех». На что мальчик ответил: «Моя работа имеет смысл вот для этой звезды». И бросил очередную морскую звезду в море.
Считаю, что моя работа имеет смысл, если хотя бы один мой студент сделает доброе дело, приютит и накормит бездомное животное, поможет прохожему на улице, скажет доброе слово.