Доклад на тему:Формирование системы общечеловеческих ценностей у учащихся во внеурочное время.


Введение
Культура (по педагогическому словарю Г.М.Коджаспирова) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженная в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе общества, способах деятельности и т.д.
Взаимодействия образования и культуры есть фактор социальной жизни, её норма, заданная самим определением культуры. Учителя признают наличие такой связи как необходимого общего фона и содержания образования, но первостепенной ценностью для них остаётся собственно педагогическое обеспечение процессов обучения и воспитания. Поэтому с другой стороны, обучение и воспитание не становятся в реальной массовой школе подлинными и значимыми для ребёнка культурными процессами, а превращаются в рутину, которая для многих и многих школьников лишена смысла и оказывает на них антикультурное воздействие. Ведь современная школа и учитель-предметник за редким исключением не обеспечивают в полной мере действие культурных механизмов, форм и содержания образовательных процессов, хотя родство культуры и образования самими учителями номинально признаётся, но с другой стороны, в попытках транслировать школьникам определённый объём культурной информации методами навязывания и понуждения учителя ориентируются сами и и ориентируют школьников на культурные ценности прошлого, отчуждая их (против их воли) от ценностей современной жизни и культуры, усложняя тем самым вхождение в сегодняшний социум. Развитие культурнологического подхода можно рассматривать как одно из условий становления нового направления гуманитарного знания – культурологии образования. Её появление обусловлено не только потребностью дать более сложные, полисистемные ответы на поставленные вопросы, но и тем, что в сфере образования проявляются негативные социокультурные факторы и противоречия, преодоление которых нужна культурообразная стратегия образования.
Сущность, структура и система воспитательного процесса.
Многие учёные и педагоги-практики прошлого и современности как у нас, так и за рубежом (Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, В.А.Краковский, Л.Кольберг, В.О.Кутьев, Н.Д. Никадров, В.А.Сухомлинский) пришли к выводу, что воспитание – особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без вопроса в сфере воспитания. В свою очередь определение воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательной работы.
Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определённую целостность, единство. Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношение», «целостность», «структура», «компоненты», «взаимосвязь», «результативность». К наиболее сложным видам воспитательных систем относятся целенаправленные системы, функционирование которых подчинено достижению определённой воспитательной цели, и самоорганизующая системы, способные в процессе функционирования изменять свою структуру и содержание. Следовательно ,воспитательная система – сложное социально психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение.
В основу создания воспитательной системы как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие цели, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.
Теоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырёх взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые влияют на её сущность и содержание.
Управление воспитательного процесса рассматривается, как искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.
Функции управления воспитательного процесса разнообразны – психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников, обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов), организация совместной, творческой, развивающей деятельности, сотрудничество школы, семьи и общественности, развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.
Содержание воспитательного процесса – это совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижение культуры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.
Организация воспитательного процесса предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.
Общение как компонент воспитательного процесса представляет единство трёх элементов – информационного, интерактивного, перцептивного. Эффективность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуация успеха). Для любой воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими её компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которыми система проявляет свою целостность.
Воспитательная система тесно связана с микро- и макро средой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населённый пункт), а в качестве второй – общество в целом.
Теория становления развития и управления воспитательной системы свидетельствуют о её целесообразности, т.е.
-при использовании системного подхода в воспитании происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, технологического, оценочно-результативного). Важно, что всестороннее и гармоничное развитие личности может обеспечить лишь целостный воспитательный процесс.
-создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную социальную и природную среду, позволяет расширить диапазоны возможностей воспитательного воздействия на личность.
-воспитательная система позволяет экономить время и силы субъектов деятельности. При построении системы следует уделять особое внимание формированию традиций, они придают устойчивость системе, повышают её жизнеспособность.
-при построении воспитательной системы специально моделируются условия для самореализации и самоутверждения личности, что способствует саморазвитию, творческому самовыражению, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.
Эффективная воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания в школе и социуме.
Формирование системы общечеловеческих ценностей у учащихся во внеурочное время.
Ядром системы ценностных отношений личности ребёнка является формирование нравственного сознания учащихся. Сформированность ценных нравственных качеств, нравственного поведения и нравственного сознания приобретает особую значимость в настоящее время.
Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения, т.к. убеждения основаны на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать тем или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек. На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм, системы ценностей, оценок действий и поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются и нравственные чувства ребёнка.
Нравственные знания способствуют также появлению стремлений у младшего школьника стать лучше. Возникновение потребности в нравственном самосовершенствовании усиливается под влиянием положительного примера. Таким образом, в процессе нравственного развития младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях современного общества приобретает всё важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с первого класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе, что даёт возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.Нравственное просвещение младших школьников осуществляется, прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества и формирования у них нравственных отношений и мотивов поведения.
Для того, чтобы младший школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упрёки взрослых о неправильном поступке ребёнок нередко оправдывается незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые же не всегда принимают подобные оправдания ребёнка и не верят в них. А ведь, действительно, жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор поступка. Ещё труднее приходится ребёнку.
Методика проведения этических бесед.
Конечно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка, систематическое моральное просвещение детей следует проводить на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время.
Проведение бесед – одно из часто используемых учителем средств нравственного воспитания школьников. При опросе учителей об основных средствах нравственного воспитания больше половины отвечающих указали на беседы, на первый взгляд создаётся впечатление об излишней увлечённости словесным воспитанием. Однако изучение опыта нравственного просвещения чаще всего свидетельствует о другой болезни воспитательного процесса, о которой говорил В.А.Сухомлинский: « Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порядок воспитательной работы во многих школах – словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».
Изучение педагогического опыта показывает, что этические беседы учитель чаще проводит в связи с нарушением детьми нравственных норм, а не в определённой системе. Далеко не всегда соблюдается принцип научной обоснованности, доступности вводимых в беседу нравственных понятий. В раскрытии норм нравственности учитель порою ограничивается общими фразами, переходящими в нравоучение. Не учитываются интересы самого ребёнка, который не остаётся безучастным к явлениям окружающей жизни и пытается разобраться в них.
Этическая беседа – беседа учителя с детским коллективом на тему нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходят постепенно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. Наблюдение за поведением школьников, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда и ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретным случаем.
Недостаточность и неполность знаний проявляются в том, что дети могут назвать минимальное количество признаков того или иного этического понятия, видеть только одно проявление нравственного отношения. Самостоятельно они не обобщают имеющийся у них опыт реальных отношений, личных впечатлений и переживаний, т.е. извлекают недостаточно знаний из собственных правильных и ошибочных поступков.
В процессе этических бесед происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющихся знаний, т.е. на основе первичного материала происходит формирование нравственных представлений и понятий. Этот процесс сложен и для учителя и для самого ребёнка. Надо отбросить частное, случайное, несущественное и выделить главное, существенное.
Очень важно, чтобы беседа проходила не только между учителем и «сильными» учениками, которые хорошо владеют речью, эмоциональны и умеют быстро сформулировать свою мысль или наблюдение, но и со всем коллективом класса. Наблюдение за проведением бесед с учащимися начальной школы показывает, что нередко интересные мысли, собственные суждения высказываются теми детьми, которые не так успешны в учебных делах. Это объясняется тем, что детей не тяготит страх сказать что-то неправильное, страх получения плохой оценки. Они говорят о том, что думают, что пережили.
Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребёнка являлись продолжением другого. Один сам пережил какое-то событие, другой узнал о переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким-то событиям. Таким образом, суждения, переживания одного являются как бы продолжением знаний, чувств другого. В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель – узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в современном мире, научиться всегда и везде следовать им. Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приёмов, направленных на пробуждение активности каждого ребёнка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному критерию.
Методика проведения этических бесед включает в себя – подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Опыт проведения этических бесед показывает, что лучше проводить одну беседу в месяц во внеурочное время. Подготовка к беседе занимает 7-10 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в 1 классе, 40-45 минут – во 2-3-4 классах. Подготовительный этап – самый длительный и трудоёмкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе –
Определение темы.
Подбор материалов и пособий.
Составление плана.
Подготовка учащихся.
Для того, чтобы определить на какую тему в настоящий момент целесообразно провести беседу, учитель должен быть внимателен к нравственной стороне детского коллектива. В процессе подготовки к беседе дети получают различные задания. Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе беседы. Необходимо задавать вопросы, учитывая их последовательность, сложность и логику, приводить яркие примеры, направлять и уточнять высказывания детей. Очень важно, чтобы объектом рассуждения были положительные поступки, не следует направлять детей на размышления отрицательных поступков.