Выступление на педсовет Формирование у обучающихся патриотизма и гражданственности на основе общечеловеческих ценностей в условиях новых Государственных стандартов образования

В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.
В.А.Сухомлинский.

Воспитание обучающихся в современной школе осуществляется в контексте гражданской и общечеловеческой культуры, охватывает весь учебно-воспитательный процесс, основывается на свободе выбора цели жизнедеятельности и объединяет интересы личности, общества и государства.
Анализ состояния воспитательной работы в лицее за 2015-2016 учебный год, уровень воспитанности детей побуждает неоднократно обращаться к основам нравственного воспитания, разобраться в его методологических принципах, для того чтобы найти пробелы в педагогической деятельности по этому направлению. Средний балл ценностных приоритетов обучающихся по школе в апреле 2016 говорит о недостаточной сформированости ЦП «Я и моральные ценности» и «Я и Республика». Таким образом это проблема всего учебного заведения. В связи с этим были сформулированы воспитательные задачи на 2016-2017 учебный год. Одной из которых является «Формирование у обучающихся патриотизма и гражданственности на основе общечеловеческих ценностей в условиях новых Государственных стандартов образования». Всеми классными руководителями определены задачи классного коллектива в соответствии с задачами лицея, с учетом интересов, способностей обучающихся и разработана система мероприятий по решению этих задач.
На решение поставленной задачи в лицее в этом году направлены проекты: «Социально-психологическое сопровождение участников УВП», «Охрана жизнедеятельности и здоровья участников УВП», «Наследники великой Победы», «Одаренный ребенок», «Социальная защита детей льготных категорий», «Самоуправление», «Художественно-эстетическое воспитание», «Превентивное воспитание», «Военно-патриотическая работа», «Гражданское воспитание», «Формирование здорового образа жизни», «Экологическое воспитание».Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина Донецкой Народной Республики – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем.
Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - один из важнейших приоритетов государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования.Государственная идеология и стратегические ориентиры гражданско-патриотического воспитания в Республике отображены в ряде нормативно-правовых актов:
Международная Конвенция о правах ребенка;
Декларация прав ребёнка;
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015 г. № 55-IНС (ст.3. «Основные принципы государственной политики в сфере образования» - п.4, ст.45 «Обязанности и ответственность педагогических работников» – п. 4.,);
Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 02.10.2015 г. № 79-IНС;
Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 30.04.2015 г№ 6-IНС.;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике.
Государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Методические рекомендации по реализации Концепции патриотического воспитания (Приложение к Письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 № 5734).
Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.08.2015 г. №3517.
Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования городов (районов) Донецкой Народной Республики.
В содержании вышеназванных документов определены назначение, цели и основополагающие ценности патриотического воспитания школьников в данный период развития общества.
В статьях 3 и 45 Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.
В Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике сформулированы теоретические основы гражданского образованияи патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.
Система воспитания должна базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих Донецкую Народную Республику. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания и гражданского образования.
Гражданское образование предполагает:
формирование гражданского мировоззрения;
формирование гражданской позиции;
воспитание патриотизма: любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;
формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;
формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу, гимну;
формирование уважения к основным правам и обязанностям гражданина Донецкой Народной Республики;
формирование системы ценностных ориентаций.
Особое внимание следует обратить на систему ценностей, поскольку именно она во многом определяет содержание гражданского образования.
В новых Государственных образовательных стандартах среднего общего образования определены базовые ценности гражданско-патриотического образования: Родина и ее история, патриотизм, гражданский долг, национальная и мировая культура, гражданский гуманизм, гражданская ответственность, общественная активность. Ключевой среди них является ценность Родины.
Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная мотивированная патриотическая деятельность, сформированная гражданская компетентность.
Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Планирование и организация гражданско-патриотического воспитания в лицее должны осуществляться таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий носили опережающий характер, способствовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей обучающихся, реализации основных функций гражданского образования.
Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – это не единичная акция, а сложнейшая задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств обучающихся.
На реализацию этой цели направлен воспитательный потенциал разработанного ДонРИДПО образовательно-воспитательного курса«Уроки гражданственности Донбасса» .
Актуальность разработки курса «Уроки гражданственности Донбасса» обусловлена:
необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи с целью формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом;
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики как человека, достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Важнейшим воспитательным направлением содержания курса является формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Содержание программы реализуется на занятиях образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», а также:
на уроках в:
1-4 классах: литературное чтение, окружающий мир, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;
5-м классе: литература, природоведение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;
6-11 классах: литература, биология, история, география, физическая культура, экономика, начальная военная и медико-санитарная подготовка;
во внеклассной работе:
деловая игра;
практикум;
устный журнал;
конкурс рисунков и газет;
викторина;
круглый стол;
конкурс сочинений;
защита проектов;
родительские собрания, посещение семей обучающихся;
анкетирование;
тематические классные часы;
семейные праздники;
спортивные состязания;
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
КВНы семейных команд,
брейн-ринги,
интеллектуальные марафоны родителей и детей;
во внешкольной работе:
экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др.
Главными критериями выбора или конструирования методов в каждой части программы выступают педагогические и дидактические цели, предметное содержание, учебно-познавательные возможности каждого школьника, уровень его учебно-познавательной готовности. Кроме того, учитываются материальные условия, время, отведенное для обучения, субъективные возможности учителя.
Необходимо помнить, что курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе, ведь воспитание любви к родному краю и Родине предполагает не только сферу познания, но и сферу активной практической деятельности. Имеются в виду учебные экскурсии, беседы, встречи и практические занятия, предложенные в программе, которые направлены на закрепление знаний, полученных как в рамках образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», так и во время обучения в школе в целом.
Воспитание детей посредством познания и преобразования родного края было и остается одним из перспективных направлений работы педагогов.
Практическое краеведение связано с накоплением материала, отражающего историю и культуру данного региона, что вызывает необходимость его презентации, популяризации. Сэтой целью рекомендуем преподавателям провести работу по созданию новых экскурсионных маршрутов по своей малой
Необходимо полнее использовать фонды и экспозиции музеев в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи.

Конечная цель – формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина.
Всё вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение, воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной и престанет

В лицее идеологическую и воспитательную работу организуют заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классные руководители и другие педагогические работники.
В качестве приоритетов в идеологической и воспитательной работе выделены следующие: гражданское и патриотическое, духовно-нравственное и правовое воспитание; развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления; формирование навыков здорового образа жизни обучающихся и профилактика правонарушений; воспитательная работа с использованием технологий ценностных ориентаций.
Педагог-организатор организует внеучебную работу с обучающимися в лицее и непосредственно участвует в организации идеологическойи воспитательнойработы.
Деятельность педагога-организатора должна быть ориентирована на создание условий для развития способностей обучающихся, организацию их свободного времени с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Такая работа должна вестись регулярно и планомерно.
Значимым в работе педагога-организатора являются организация общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с учреждениями культуры, спорта и туризма, участие в работе педагогического коллектива по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, трудовое воспитание, организация занятости обучающихся в летний период.
Работа педагога-организатора с обучающимися предполагает развитие реально действующего школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.
Работа социально-психологической службы лицея оказывает влияние на восприятие обучающимися окружающего мира и себя, в том числе и на понимание гражданственности и патриотизма благодаря различным тренингам, тестам, беседам.
Классному руководителю принадлежит важная роль в образовательном процессе как непосредственному участнику и организатору воспитания обучающихся. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем, включает следующие виды: индивидуальную и групповую работу с обучающимися, идеологическую, спортивно-массовую работу, формирование навыков здорового образа жизни, организацию общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентацию, профилактику противоправного поведения обучающихся, физкультурно-оздоровительную и культурно-досуговую деятельность.
Главной составляющей системы гражданско-патриотического воспитанияи духовно-нравственного развития является работа классного руководителя как с обучающимися, так и с родителями. На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитанию законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с обучающимися и во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям, отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
Пропаганда и популяризация классными руководителями семейного чтения среди родительской общественности также будет способствовать эстетическому и духовному воспитанию личности ребенка.
В основе воспитания, а тем более гражданско-патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива. В новом учебном году очень важно продолжить целенаправленную педагогическую деятельность по активизации воспитательного потенциала семей обучающихся, формированию культуры семейных отношений. Рекомендуемой формой работы с семьей является составление родословной семьи, создание семейных летописей, альбомов, кинохронологий семьи, выставок, экспозиций семейного творчества, разработка совместно с родителями сценариев семейных праздников «В семейном кругу», «Искусство жить достойно в семье».
Важно дать понять молодым людям и их родителям, что когда рушится «большой» социум (в условиях нестабильной экономики, сложной социально-политической ситуации), люди должны стремиться укрепить семью, сберечь очаг стабильности. Целенаправленное педагогическое взаимодействие с семьей приобретает сегодня большую социальную значимость и состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, их успешной социализации.


Составляющими воспитательных технологий являются формы организации (индивидуальные, групповые, коллективные, массовые) и способы воспитания. Сфера воспитания является открытой к поиску альтернативных способов воспитания. В настоящее время получила развитие теория личностно ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Главным инструментом воспитания в воспитательной системе лицея является коллектив, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющих союз детей и взрослых, объединёнными общими целями и задачами. Технология коллективного творческого дела используется в нашем лицее с целью организации благотворительной деятельности школьников. Основной педагогический результат КТД - развитие гражданского самосознания ребенка и способностей к социальному добротворчеству, активной жизненной позиции, а не позиции наблюдателя. Сущность технологии коллективного творческого воспитания - в организации такого образа жизни коллектива, когда все основывается на принципах нравственности и социального творчества; когда между воспитателями и воспитанниками складываются в процессе деятельности субъект-субъектные отношения, в силу которых и учитель, и обучающихся в равной степени чувствуют себя ответственными за качественное выполнение поставленных задач; когда формирование личности проходит в процессе творческой работы на пользу других людей, через единый воспитательный коллектив, с общими требованиями к старшим и младшим. Творческий подход к процессу воспитания обеспечивается средствами дружественной воспитательной заботы (убеждение, приучение, уважение, доверие, одобрение, «секретного договора»), содружества старших и младших коллективов, работы с родителями воспитанников и основными воспитательными средствами (коллективная организаторская деятельность, коллективные творческие дела, творческие игры, творческие праздники). Творческое дело, за которое берется коллектив, всегда проходит определенные этапы: предварительная работа коллектива или коллективное целеполагание; коллективное планирование дела; коллективная подготовка дела, проведение дела; коллективный анализ; ближайшая последействие.
Составной частью системы воспитательной работы лицея является сохранение школьных традиций, главная цель которых целостность интересов обучающихся, учителей, родителей. Годовой круг традиционных мероприятий и КТД представляет собой комплексный педагогический приём, основная идея которого непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. Сохранение школьных традиций обеспечивает создание з школе атмосферы совместного творчества, радости.
Совместными КТД, праздниками и традициями в нашей школе являются:
«День Знаний».
День учителя.
Выборы школьного самоуправления.
Выставка поделок из природного материала «Сохрани елочку».
Новогодний праздник.
Конкурс плакатов «Сохраним первоцветы»
7.День открытых дверей для родителей первоклассников.
8. 8Марта.
9. День Победы.
10.Посещение музея В.П. Бухтиярова.
11. Последний звонок.
12. Выпускной вечер.
В празднике юные граждане познают мир и развивают мировоззрение, в них крепнут высокие моральные принципы и прививается тонкий эстетический вкус.
* Разовые коллективные агитационные творческие акции: выступление агитбригады отряда ЮИД, ДЮП, «Благотворительные ярмарки»;
* Разовые коллективные художественные творческие акции: тематические выставки плакатов, рисунков, выпуск стенгазет;
Художественная самодеятельность развивает у учеников художественный вкус, обогащает их духовно, а также проникает в учебный процесс, оказывает содействие его активизации, побуждает учеников к продуктивной познавательной, трудовой, ценностно-ориентированной деятельности.
* Трудовые коллективные творческие дела: уборка класса, пришкольной территории, сбор макулатуры;
* Спортивные коллективные творческие дела: спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья»;
* Экологические коллективные творческие дела: акции «Сохрани елочку», «Первоцвет», «Птичий домик»;
* Организационные творческие дела коллектива (Совет дела): при подготовке к общешкольным мероприятиям.
Необходимо отметить, что, работая во взаимосвязи с практическим психологом Козюменко Т.В. и Васиной А.А., родителями, детьми и учителями, мы ведём профилактическую работу по недопущению возникновения межличностных конфликтных ситуаций. Если же конфликтная ситуация возникает, то решаем её на уровне лицея, начиная с классного руководителя и классного коллектива, подключая психолога. За три последних года обучающиеся нашего лицея противоправных действий не совершали.
Наши родители ежегодно принимают участие в тематических общешкольных родительских конференциях, на которых обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей. Активно проявляют своё творчество в конкурсах и фестивалях, помогают организованно проводить досуг обучающимся. С помощью родителей в этом году проведены: акция милосердия по сбору денежных средств для лечения выпускника лицея Линькова Владислава, акция «Торезский полк шагает по городу», конкурс цветочных композиций ко Дню освобождения Донбасса в 1-4 классах, фотоконкурс «Мой Донбасс», акция «Сердце отдаю Донбассу».
Немаловажное значение в воспитательной работе школы имеет работа школьного ученического самоуправления. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает школьников к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю, помогает каждому ученику определить своё место и реализовать свои возможности. Школьное ученическое самоуправление всегда обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения школьных мероприятий, участие в конкурсах различного уровня, заслушивает отчёты о проделанной работе разных центров. Именно школьное самоуправление выступило инициатором проведения конкурсов «Мисс-лицей», «Мистер лицей», День самоуправления в лицее. Все свои решения ученическое самоуправление принимает открытым голосованием простым большинством. Особое внимание уделяется дежурству по школе всех классов, самообслуживанию обучающихся, поддержанию дисциплины и правопорядка в лицее. Ежедневно дежурный класс докладывает о нарушениях дисциплины со стороны обучающихся, о санитарном состоянии лицея.
Таким образом, в лицее создана система мероприятий по формированию патриотизма и гражданственности на основе общечеловеческих моральных ценнностей. Остается только направлять обучающихся на их собственные и благоприятные пути развития, учитывая интересы, способности.
С целью усовершенствования воспитательной работы в лицее необходимо усилить воспитательное воздействие на обучающихся через реализацию мероприятий, повышение роли детского самоуправления в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся; совершенствовать взаимодействие лицея с семьей, со всеми государственными и общественными структурами; обеспечить качество воспитания, используя современные научно-педагогические достижения, инновационные формы и методы, зарубежный опыт в практике идеологической и воспитательной работы. А, насколько эффективна была эта работа, покажет диагностика в конце учебного года.























15