Подбор материала к школьной олимпиаде для восьмиклассников

МКОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»,
г.Юхнов Юхновского района Калужской области






МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ
К ОЛИМПИАДАМ ПО ХИМИИ







ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ХИМИИ
ДЛЯ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ




Работа учителя химии
Чолак Натальи Алексеевны
















Содержание
I Организация школьной олимпиады для восьмиклассников.3
II Заочный тур4
III Очный тур .....6
IV Пример заданий школьного тура (ноябрь) для восьмиклассников10
Литература .11































Организация школьной олимпиады для восьмиклассников
Химические олимпиады занимают особое место в системе внеклассной работы по химии, призванной развивать познавательные интересы и профессиональные склонности учащихся. Они способствуют выявлению и отбору способных в области естественных наук учащихся и организации целенаправленной работы с ними. Основная особенность олимпиад заключается в том, что они предоставляют учащимся возможность проверить свои знания, умения и способности в обстановке соревнования, сопоставить их с уровнем знаний сверстников. В этом отношении химические олимпиады, с одной стороны, позволяют выявить учащихся, заинтересованных химией, и привлечь их к работе кружков и научных обществ, с другой подводят итоги внеклассной работы по химии, помогают организовать пропаганду химических знаний среди подрастающего поколения.
Поэтому проведение школьной химической олимпиады для восьмиклассников было приурочено мной к неделе естественных дисциплин, которая в этом году проводится у нас в феврале и приурочена к 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева (на будущее эта неделя планируется в рамках месячника предметных недель в апреле месяце). В связи со сроками проведения олимпиады были подобраны задания заочного и очного этапов, соответствующие изученным восьмиклассниками вопросам по предмету.
Задания заочного этапа школьной олимпиады помещены на общий плакат, посвященный химии, где данные задания предлагается решить не только восьмиклассникам, но и учащимся из младших классов, с целью выявления заинтересованных данным предметом ребят- будущих восьмиклассников.
Учащиеся восьмых классов, набравшие большее число баллов в заочном туре, приглашаются на очный тур, который запланирован на весенние каникулы.
В этот день при входе в школу висит красочный плакат с приветствием участников олимпиады. В 10 часов в кабинете ребят приветствуют администрация и учитель химии.
После проведения олимпиады её участников ждет сладкое угощение в столовой школы. Результаты олимпиады подводятся учителем химии и оглашаются на первой школьной линейке после каникул, с награждением победителей почетными грамотами, призеров небольшими призами.
Для разработки заданий при проведении школьной олимпиады для восьмиклассников мною были разработаны следующие критерии:
в комплекте заданий должны быть как расчетные задачи, так и задачи, не требующие сложных вычислений;
задания должны распределяться по возрастанию сложности и выстраиваться исходя из принципа преемственности;
задания должны быть рассчитаны, прежде всего, на твердое знание учащимися базового курса химии, но могут включать и вопрос изучаемые школьниками на элективных и кружковых занятиях, а также в ходе самостоятельной работы с литературой, рекомендуемой учителем;
в комплект заданий должна быть включена так называемая «утешительная задача» для того, чтобы среди участников олимпиады не оказалось таких, которые не решили ни одной задачи;
комплект заданий обязательно должен содержать задачу, повышенной трудности, для решения которой от учащихся потребуются глубокие знания по химии и сообразительность.

Заочный тур
Несмотря на то, что комплект заданий на каждый этап олимпиады по возможности должен охватывать разнообразные разделы химии (разнообразие должно касаться и предлагаемых тем, и способов решения), считаю, что задания заочного тура для восьмиклассников должны носить занимательный характер. Должны быть направлены на познание фактов, выходящих за рамки программы, чтобы уже на этом этапе выявить потенциальных участников олимпиад, более высокого уровня.

Задания заочного этапа олимпиады для восьмиклассников
1. В магазин приходит Коля:
«Взвесьте десять молей соли!
Деньги сразу вам отдам я.
Сколько это будет граммов?»
Отвечает продавец:
«Ай, да Коля! Ну, хитрец!
Если учишься ты в школе,
Знаешь массу моля соли!»
Сколько соли (по массе) необходимо было купить Коле?

2. Имеются навески магния и железа одинаковой массы. В какой из навесок больше атомов?

3. Сколько молекул содержит оксид кальция массой 3,5 г?

4. Определите массу азота объёмом 20 литров (при н.у.).
5. Брутто-формула каолина (белой глины) может быть записана как H4Si2Al2O9. Установлено, что это вещество состоит из нескольких хорошо известных оксидов. Представьте формулу каолина в виде оксидов.
6. В каком случае масса образующегося соединения будет больше: если на 4 г серы подействовать избытком алюминия или если на 4 г алюминия подействовать избытком серы? Подберите коэффициенты в следующих уравнениях реакций:
NH3 + O2 = N2 + H2O,
K + H2O = KOH + H2,
(NH4)2Cr2O7 = N2 + H2O + Cr2O3,
P2O5 + H2O = H3PO4.
7. В педагогических классах дореволюционных гимназий преподавался специальный курс гигиены. Курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь ответить на следующие вопросы из учебника Д.Антропова и В Завьялова «Начальный курс гигиены для средних учебных заведений», изданного в Москве в 1915 году:
А. чтобы было незаметно, что молоко начало закисать в него добавили соду. Как этот факт можно обнаружить?
Б. Молоко разбавили водой, а чтобы прозрачность его не увеличилась, добавили немного крахмального клейстера и тщательно перемешали. Как распознать фальсификацию?
В. В топленое масло для увеличения веса подмешали известь. Как её обнаружить?
8. К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ.
А. Наибольшую молекулярную массу имеет 1)ВаС12; 2)BaSO4; 3) Ва3(РО4)2; 4) Ва3Р2.
Б. Трехэлементное вещество это ...
1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция); 3) хлорид железа (III); 4) медный купорос.
В.Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
(CuOH)2CO3 + HC1 = СиСl2 + СО2 + ...
1)10; 2)11; 3)12; 4)9.
Г. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V) 1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.
Д. Масса (в граммах) навески нитрата алюминия, в которой содержится 3,612-1023 атомов азота
1)127,8; 2)42,6; 3)213; 4)14,2.
Е. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40К I) р = 20, п= 19; 2)р = 40, п=19; 3)р = 19, п = 21; 4)р = 21,п=19.
Ж. Реакция, в результате которой выпадает осадок I) КОН + НС1; 2) К2СО3 + H2SO4;
3) Cu(OH)2 + HNO3; 4) Na2S + Pb(NO3)2.
З. При взаимодействии смеси цинка (5,2 г) и карбоната цинка II i) I соляной кислотой выделяются газы объемом (н.у.)
1)0,896 л; 2) 1,792 л; 3) 2,688 л; 4) 22,4 л.
И. В соединении КЭО3 массовая доля элемента 47,9%. Неизвестный элемент ЭТО ...
I) фосфор; 2) хлор; 3) азот; 4) бром.
К. Молярная масса газа массой 0,84 г, занимающего объем 672 мл (при н.у.)
1)44; 2)28; 3)32; 4) 16.
За каждое верное решение по 1 баллу, за каждый развернутый ответ по 2 балла. Итого 37 баллов (ответы на тест -10 баллов)
Очный тур
Рассчитайте, какое соединение богаче хромом: бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 или сульфат хрома(III) Cr2(SO4)3.
2. Оксид элемента в низшей степени окисления содержит 22,535% кислорода, а в высшей-50,45% кислорода. Установите формулы этих оксидов, напишите формулы соответствующих гидроксидов.
3. На двух чашах весов уравновешены стаканчики, содержащие по 200 г 10%-й соляной кислоты, т.е. m (HCl) = 20 г. Как изменится положение равновесия по окончании реакции, если в один стаканчик поместить 1 г магния, а во второй – 1 г цинка?
4. Какую массу КОН с массовой долей КОН 30% надо прибавить к раствору массой 200 г с массовой долей КОН 90%, чтобы в полученном растворе массовая доля КОН была 50%?
5. Соль, полученную при взаимодействии хлора объёмом 42 литра (н.у.) с железом, обработали раствором гидроксида натрия. Полученный осадок прокалили. Найдите массу получившегося вещества.
6. Смесь кальция и карбоната кальция прокалили на в
·оздухе до постоянной массы. Вычислите массовые доли компонентов смеси, если известно, что масса исходной смеси равна массе продуктов реакций.

7. Юный химик Вася добавил к раствору пероксида водорода немного черного порошка MnO2. Сейчас же жидкость вскипела и из нее начал бурно выделяться газ. "Так это же выделяется (1)," - подумал Вася, - "А тип реакции? Наверное, реакция (2)" - решил он.
Наконец реакция закончилась, и Вася обратил внимание, что черного порошка в пробирке не уменьшилось. "Подумать только, так ускоряет реакцию, а не расходуется! Недаром говорят, что MnO2 - это (3). Но надо испытать полученный газ".
Взяв на железную ложечку кусочек серы, Вася поджег ее и опустил в колбочку с газом. Наблюдая за бурной реакцией, он думал: "Так, теперь это реакция (4). Интересно, сера здесь окислитель или восстановитель? Думаю, что (5)."
Наконец и эта реакция закончилась. "Что бы еще такое сотворить?" - размышлял Вася. Он добавил в ту же колбочку водички, размешал, и капнул немного фиолетового лакмуса. Жидкость в колбочке приобрела красный цвет. "Все ясно, в колбочке у меня (6), ведь лакмус - это (7). Проведу-ка я еще реакцию (8)" - решил он, и начал осторожно приливать раствор NaOH. Когда жидкость в колбочке снова стала фиолетовой, Вася сказал: "Вот теперь у меня здесь получилась соль! И я знаю какая! Это - (9) натрия!"
Помогите восстановить рассказ о юном химике, для чего впишите пропущенные слова в ячейки таблицы бланка ответов.
Ответы очного тура

Рассчитана молекулярная масса соединений:

Mr ((NH4)2Cr2O7)=252,

Mr (Cr2(SO4)3)=392

Рассчитана массовая доля хрома в соединениях


1=



2=

1 балл за правильное, аккуратное оформление работы, так как считаю необходимым приучать ребят к аккуратности в оформлении своих работ
Итого 5 баллов

2. Me2On Mr (Me2On)=2x+16n
Me2Om Mr (Me2Om)=2x+16m


x=27.5n n=1 Ar (Me) =55 это- Mn

MnO оксид марганца ( II ) , Mn(OH)2 гидроксид марганца ( II )



m=7
Mn2O7 оксид марганца (VII ), HMnO4-марганцевая кислота,
гидроксид марганца (VII)


3. 1г
(1) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
1моль 2 моль 1моль 1моль
65г/моль 36,5г/моль 136г/моль 2г/моль

m1(р-ра)= 200г- m(HCl)прор. + m(ZnCl2) – m(H2)

n(ZnCl2) = n(H2) = n(Zn) =0.15 моль

m(ZnCl2)=0,15*136=2,09г

m(H2)=0,15*2=0,3г

n(HCl)прор=2n(Zn) = 0.3 моль

m(HCl)прор=0,3*36,5=10,95г

m1(р-ра) = 200г - 10,95г + 2,09г – 0,3г = 190,84г

(2)
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
1моль 2моль 1моль 1моль
24г/моль 36,5г/моль 95г/моль 2г/моль

m2(р-ра)= 200г- m(HCl)прор. + m(MgCl2) – m(H2)

n(MgCl2) = n(H2) = n(Mg) =0.04 моль

m(MgCl2)=0.04*95=3.8г

m(H2)=0,04*2=0,08г

n(HCl)прор=2n(Mg) = 0.08 моль

m(HCl)прор=0,08*36,5=2,92г

m2(р-ра)= 200г - 2,92г. + 3,8г – 0,08г = 200,8г

Равновесие по окончании реакции сместится в сторону если чаши со стаканом, в который был добавлен магний ,т.к. 190,84г < 200,8г
Итого 11 баллов




4.


Пусть m1(р-ра) = х, тогда m1(KOH)=0,3х

m2(KOH) = 200г*90%/100%= 180г

Тогда m3(KOH) = 0,3х+180г

m3(р-ра) = х + 200г


0,3х+180=0,5х+100 х = 400г


5. 42л
3Cl2 + 2Fe = 2 FeCl3
3 моль 2 моль
22,4 л/моль 162,5 г/моль

n(FeCl3) =2/3 n(Cl2)

n(Cl2)= 42л: 22,4л/моль=1,875 моль

n(FeCl3)=1.25
х г
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl
1моль 1моль
162,5г/моль 107г/моль

n(Fe(OH)3) = n(FeCl3) = 1.25 моль

m(Fe(OH)3)=1.25 моль * 107 г/моль = 133,75г.
Итого 4 балла


6. х моль х моль
2Са + О2 = 2СаО
2 моль 2 моль
40 г/моль 56 г/моль
у моль у моль
СаСОз СаО + СО2
1 моль 1 моль
100 г/моль 56 г/моль

40х + 100у = 56х + 56у 16х = 44у х = 2,75у

(Ca)=13 EMBED Equation.3 1415
(CaCO3)=13 EMBED Equation.3 1415
Итого 6 баллов
7. (1) кислород
(2) реакция разложения
(3) катализатор
(4) реакция соединения
(5) сера-восстановитель, кислород -окислитель
(6) кислота
(7) индикатор
(8) реакцию обмена
(9) сульфит натрия
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого 9 баллов
Всего за работу 45 баллов


Пример заданий школьного тура (ноябрь) для восьмиклассников.

8-1. Литературный критик В.Огнев в статье, опубликованной в журнале «Юность» привел фразу из дневника поэта И. Сельвинского: «Ртуть стоит в таблице элементов рядом с золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом» (Юность, 1976г №10 с.71) на сколько достоверна эта фраза? Поясните как из ртути можно «получить» золото. (5 баллов)
8-2. Рассчитайте относительную молекулярную массу кристаллической соды, формула которой Na2CO3*10H2O. Покажите последовательность действий в процессе расчета. (5 баллов)
8-3. Фрагмент электронной конфигурации атома химического элемента имеет вид: 4s2. Определите положение этого элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева, состав и строение его атома. Что это за элемент? Каков тип связи в веществе, образованном этим элементом,? Запишите схему образования этой связи. ( 5 баллов)
8-4. Однажды Юх допоздна засиделся в лаборатории и захотел есть. В шкафу он нашел только банку с овсом, которым кормили лабораторного попугая. Сварив овсяную кашу, Юх обнаружил, что в лаборатории нет ни крошки соли. В поисках хоть какой-нибудь склянки с этикеткой "NaCl" он наткнулся на баллоны с неоном и аргоном. И тут его осенило: "Если Na+ имеет электронную оболочку неона (Ne), а Cl– аргона (Ar), то смесью этих двух газов можно вполне посолить кашу!" Быстро присоединив баллоны к кастрюле, Юх начал пробулькивать равные объемы неона и аргона сквозь кашу, одновременно пробуя ее ложкой. К его глубокому разочарованию, каша оказалась не соленой, хотя вся была наполнена пузырьками неона и аргона. В результате ужин съел попугай.
Какие две серьезные ошибки допустил Юх? Одну из них мог бы объяснить химик, а другую - инженер по технике безопасности. (5 баллов)
8-5. Найдите возможную молекулярную формулу соединения, содержащего 43,4% натрия, 11,3% углерода и 45,3% кислорода, если известно, что молекулярная масса вещества равна 70. (10 баллов)
8-6. Для приготовления цементного раствора, применяемого в строительстве, смешивают цементный порошок, песок и воду в массовом соотношении 1,5:6,0:2,5.вычислите массы компонентов для приготовления 500т такого раствора. (5 баллов)

Литература.

Л. Аликберова. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.-« АСТ-ПРЕСС». 1999г
Готовимся к олимпиаде по химии. Сборник заданий и ответов для 8-11-х классов
Прошлецов А.Н. Задачи районных химических олимпиад. Химия для школьников. № 1 2007 г.
Газета «Химия» приложение к газете «Первое сентября» №№17-24 2008г.










13PAGE 15


13PAGE 14215



1 балл

1 балл

13 EMBED Equation.3 1415

1 балл

1 балл

13 EMBED Equation.3 1415

1 балл

13 EMBED Equation.3 1415

1 балл

1 балл

1 балл

13 EMBED Equation.3 1415

1 балл

Итого 5 баллов

1 балл

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

1 балл

1 балл

13 EMBED Equation.3 1415

2 балла

2 балла

13 EMBED Equation.3 1415

Итого 5 баллов

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

2 балла

1 балл

1 балл



Root Entry