Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек и экономика».


Конспект урока по обществознанию.
11 класс.
Шишкина Наталья Анатольевна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан
Амурского муниципального района
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек и экономика».
Данный урок завершает изучение темы «Человек и экономика».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Форма урока: деловая игра “Успешный бизнес”.
Используемые педагогические технологии: интерактивные технологии, ИКТ технологии, кейс – технологии («баскетметод»), игровые технологии.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Человек и экономика».
Задачи, решаемые в ходе урока:
образовательные:
1.повторить и обобщитьтеоретический материал по теме: «Человек и
экономика».
развивающие:
Развивать навыки экономического мышления;
развивать умение применять теоретические знания на практике;
развивать умение осуществлять экономические расчеты;
воспитательные:
способствовать совершенствованию навыков сотрудничества;
способствовать воспитанию самостоятельности и жизненной активности;
способствовать воспитанию ответственности при принятии важных решений;
способствовать воспитанию доброжелательности к другим.
Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, регистрационные листы.
План урока:
Организационный момент
Повторение и обобщение материала в форме деловой игры.
Подведение итогов. Выводы:
Рефлексия
Эпиграф к уроку: Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают. (Фридрих фон Хайек)
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап. Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
Для проведения игры вы разделились на 3группы. Каждая группа – это фирма. Чтобы ваш бизнес был успешным и законным, вам необходимо пройти процедуру государственной регистрации.
Гости на нашем уроке – это регистрационная комиссия, которой предстоит оценить ваши знания, умения в области экономики и зарегистрировать ту фирму, которая покажет наилучший результат. Учащиеся эмоционально настраиваются на работу, знакомятся с гостями, осознают цель и задачи урока
2 этап
Представление бизнес планов Каждой группе было дано задание: разработать бизнес-план. Регистрационная комиссия оценивает выступление в соответствии с критериями оценки (Приложение 1) Участники групп-фирм представляют свои бизнес планы.
3 этап.
Мозаика заданий Работа в группах
Задание 1. Экономический словарь
Цель: проверить знания учащимися понятийного аппарата по теме«Человек и экономика».
Задание:Установить соответствие между понятиями и их определениями В качестве разминки учащиеся разгадывают ребусы, в которых зашифрованы экономические понятия (Е.П. Мичкасова Ребусы по экономике). Работа групп с карточкой №1
Задание 2. Преимущества и недостатки различных видов фирм.
Цель: определить уровень усвоения учащимися материала по теме «Правовые основы предпринимательской деятельности».
Задание: Определить, какие из перечисленных признаков относятся к преимуществам, а какие – к недостаткам той или иной формы предпринимательства. Работа групп с карточкой №2, заполнение таблицы.
Задание 3. Экономическое домино
Цель: проверить знания учащимися формул, необходимых для решения экономических задач.
Задание:Каждой группе дается набор карточек (на каждой карточке – слово (слова) или знак), из которых нужно составить формулы определения бухгалтерской прибыли, экономической прибыли, уровня занятости, себестоимости, рентабельности. Работа групп с набором карточек, составление формул.
Задание 4. Законы и налоги.
Цель: проверить уровень знаний учащихся нормативно-правовой и налоговой базы современного бизнеса.
Задание:Группы получают перечни законов и налогов, из которых им необходимо выбрать те, законы, которыми они будут руководствоваться в своей экономической деятельности, и те налоги, которые предстоит платить именно их фирме. Работа с перечнями законов и налогов. Карточка №2 и №3
Задание №5
Решение экономических задач
Цель: проверить умение применять теоретические знания на практике и осуществлять экономические расчеты. Группы работают с презентацией, слайды которой содержат тексты экономических задач.
В заключении, пока регистрационная комиссия подводит итоги, учащимся предлагается просмотреть мультипликационный фильм «Апельсин», и высказать свои предположения об экономической подоплеке данного сюжета. Просмотр мультфильма, высказывание своих предположений. Задание вне конкурса, не оценивается.
4 этап
Подведение итогов Члены жюри оглашают результаты соревнования команд, анализируя их сильные и слабые стороны.
Поздравление победителей. 5 этап
Рефлексия Отметка (1 – 5)
себе учителю
С каким настроением
пришёл ушёл Что понравилось на уроке-
Что не понравилось на уроке- На заранее приготовленных карточках учащиеся отвечают на вопросы
6 этап
Домашнее задание Повторить материал главы 1
(параграфы 1-11).
Подготовиться к контрольному тестированию Запись домашнего задания в дневник.
Оценочный лист
Фирма:________________________________________
Задание Правильный ответ Баллы
Представление фирм
Выступление оценивается по 5 бальной шкале
Критерии:
организационно-правовая форма;
участники;
учредительные документы;
капитал;
ответственность; Экономический словарь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ЗЕ В А Г К Д И Ж Б
За каждый правильный ответ – 1 балл Преимущества и недостатки различных видов фирм Вид фирмы Преимущества Недостатки
Индивидуальная фирма 1, 2, 3, 13 4, 5, 10
Товарищество 1, 6, 12 4, 5, 10
Акционерное общество 6, 7, 8, 9, 12 11, 14, 15
За каждый правильный ответ – 1 балл
Экономическое домино Бухгалтерская прибыль = выручка – себестоимость
Экономическая прибыль = выручка – экономические издержки
Себестоимость = стоимость сырья + стоимость материалов + стоимость топлива + стоимость электроэнергии + заработная плата + амортизационные отчисления + затраты на содержание зданий + затраты на содержание оборудования
Рентабельность= прибыль: затраты
Уровень занятости = число занятых: рабочую силу х 100%
За каждый правильный ответ – 1 балл Законы и налоги Законы:1,4,6,7,8,10
Налоги:1,2,5,7,8,9,11,12,15,17,18,19
За каждый правильный ответ – 1 балл Экономические задачи Ответ 1: постоянные издержки – 18 т.р.; переменные – 496 т.р.
Ответ 2: рентабельность = 1.7, производство целесообразно
Ответ3: цена увеличится на 100 рублей Итог:_________балловКарточка №1
Установите соответствие:
Понятие Определение
1 Менеджмент А Постановка целей и определение путей достижения этих целей
2 Менеджер Б Деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса посредством обмена
3 Организация В Процесс создания структуры предприятия и упорядочения происходящих в ней событий.
4 Планирование Г Самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли
5 Предпринимательство Д Разделение рынка на группы покупателей, для каждого из которых существуют или может появиться потребность в определенной группе товаров.
6 Издержки производства Е Лицо, занимающее определенную должность в предпринимательской организации, обладающее властью и правом принимать решения.
7 Сегментация рынка Ж Проверка деятельности фирмы на пути к ее цели и корректировка отклонений от поставленных целей
8 Лицензия ЗДеятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений.
9 Контроль И Специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности.
10 Маркетинг К Затраты производителя на приобретение и использование факторов производства
Ответ запишите в таблицу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Карточка №2
“Преимущества и недостатки различных видов фирм”.
Задание: Определите, какие из перечисленных признаков относятся к преимуществам, а какие – к недостаткам той или иной формы предпринимательства. Поставьте номера признаков в соответствующие им по смыслу графы таблицы.
Признаки:
1.простота организации (учреждения, управления и т.д.);
2.свобода действия (отсутствует необходимость согласовывать в принятии решения);
3.сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом);
4.ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы, так и с трудностью получения денег извне);
5.неограниченная ответственность;
6.специализация в управлении;
7.быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;
8.ограниченная ответственность;
9.относительная стабильность фирмы;
10.относительная нестабильность фирмы;
11.возможное злоупотребление в результате разделения функций собственности и управления;
12.возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;
13.владелец – сам себе хозяин;
14.можно потерять контроль над фирмой, оставаясь ее собственником;
15.относительная сложность учреждения и регистрации.
Вид фирмы Преимущества Недостатки
Индивидуальная фирма Товарищество Акционерное общество Экономическое домино
Бухгалтерская прибыль = выручка – себестоимость
Экономическая прибыль = выручка – экономические издержки
Себестоимость = стоимость сырья + стоимость материалов
+ стоимость топлива + стоимость электроэнергии +
заработная плата + амортизационные отчисления + затраты на содержание зданий
+ затраты на содержание оборудования Рентабельность = прибыль
÷ затраты Уровень занятости = Число занятых÷ Рабочая сила Х 100% 1 налог на добавленную стоимость (НДС);
2 акцизы
3 Налог на пользование недрами
4 налог на игорный бизнес
5 сборы за экологическую безопасность
6 лесной налог
7 таможенные пошлины
8 транспортный налог
9 земельный налог
10 подоходный налог с физических лиц
11 взносы на обязательное пенсионное страхование
12 страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
13 налог на роскошь
14 налог на наследование и дарение
15 единый социальный налог (ЕСН)
16 налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
17 налог на имущество физических лиц;
18 налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
19 государственная пошлина
Карточка №3
1 «О защите прав потребителей»
2 « О защите здоровья населения от последствий употребления табака»
3 Уголовный кодекс РФ
4 « О лицензировании отдельных видов деятельности»
5 « Об образовании»
6 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
7 « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля»
8 Конституция РФ
9 «Закон о полиции»
10 « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
1 «О защите прав потребителей»
2 « О защите здоровья населения от последствий употребления табака»
3 Уголовный кодекс РФ
4 « О лицензировании отдельных видов деятельности»
5 « Об образовании»
6 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
7 « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля»
8 Конституция РФ
9 «Закон о полиции»
10 « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей