ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ (в форме деловой игры) «Рефлексивные методики в работе учителя»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
(в форме деловой игры)
«Рефлексивные методики в работе учителя»
Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению в учебный процесс рефлексивных методик.
Задачи: обеспечить целенаправленное внимание к проблеме развития рефлексивных методик в работе учителя, эффективности учебного процесса.
Подготовка:
1.Изучение научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.
2.Анализ рефлексивной деятельности педагогов школы.
3.Самоанализ преподавателей.
4.Подготовка инициативной группой проекта решенияпедагогического совета.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Подготовлены рабочие места для четырех микрогрупп педагогов и экспертов.
На столах участников педсовета разложены по ½ листа для каждого.
Установлен медиапроектор, подобрана музыка для сопровождения.
Ход педсовета
Доброе утро, уважаемые коллеги! Мне бы очень хотелось, чтобы у всех вас было сейчас хорошее настроение и чтобы после педсовета оно не изменилось, и вы бы ушли отсюда не только с ним же, но еще и чуточку обогащенными теми умениями, методами и приемами, которые сегодня здесь получите, ушли думающими учителями.
А что же такое «психология думающего учителя»? Быть может, кому-то эта фраза показалась странной или даже обидной. То есть, как “думающего”? Разве может быть иначе? Судите сами. Если честно, часто ли мы ставим себе такие вопросы, как:
«Каков я как учитель?
Что я сейчас делаю и почему именно так?
Почему я получил такой результат, а не иной?
Как воспринимают и понимают меня ученики?
Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)?
Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?…»
Или, может быть, проще, не вдаваясь в долгие рассуждения с самим собой, объяснять себе в случае затруднения: «Этот ученик плохо учится, потому что неспособный. А вот этот дерзит мне, потому что плохо воспитан». И совсем успокоиться, убедив себя, что как учитель «я делаю все правильно и хорошо. Конечно, такая позиция учителя и удобнее, и спокойнее: при такой нервной и физической нагрузке еще и мучить себя вопросами, сомнениями... Да, отвечать на вопросы, приведенные выше, которые все же ставит перед собой профессиональный учитель, бывает действительно трудно. Размышления требуют времени, волевых усилий, вырывают его из уютного мира привычной жизни, приводят к небезболезненным признаниям своих ошибок, подвигают к переоценке ценностей, заставляют изменять себя. Это так. Но только такой - думающий, сомневающийся, анализирующий себя учитель становится настоящим мастером своей профессии. Только такой - думающий, рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека.
1 этап.
Что же такое рефлексия? И как давно известен людям феномен рефлексии? Сейчас мы попытаемся выяснить, что же вам об этом известно. За 3 минуты вы должны в группах обсудить данные вопросы, выбрать отвечающего и представить свой ответ коллективу.
Коллективная мыследеятельность.
Итак, рефлексия. Понятие "рефлексия" (от латинского reflexio – «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании. Иными словами, это деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира.
Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы – Сократ, Платон и Аристотель. Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека.
С течением времени понятие рефлексии расширили многие ученые, такие как Декарт, Локк, Кант, Гегель и другие. Чаще всего они связывали понятие рефлексии с понятием «совесть».
Современная психологическая литература, как научного, так и прикладного характера, можно сказать, насыщена понятием рефлексии: рефлексивный подход, рефлексивное управление, рефлексивные игры и т.п.
Предлагается довольно большой выбор толкований, заметно отличающихся по содержанию друг от друга.
Что же говорят о рефлексии словари?
В  далевском словаре слово рефлексия помещено в качестве однокоренного к слову рефлекс. Слово рефлекс, имеющее латинский корень, Даль трактует как термин из сферы живописи: отраженный свет. Примеров словоупотребления нет.
Взяв  толковый словарь русского языка С.И. Ожегова (издание 1993 года), мы обнаружим толкование слова рефлексия как книжного термина, означающего следующее: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В качестве примера словоупотребления приведено: склонность к рефлексии.
Словарь иностранных слов 1964 года издания. Здесь рефлексия производится от латинского слова reflexio - отражение и толкуется так: размышление; анализ собственных мыслей и переживаний;  размышление, полное сомнение и колебаний.
Заглянем  в латинско- русский словарь И.Х. Дворецкого, не забывая при этом, что мы обратились к словарю живого латинского языка,  где значения  слов  представлены  такими, каковы они были с III века до н.э. по YII век н.э.. Первое открытие: слово написано через дефис - ну, конечно, ведь  ре  - это приставка! Как ре-волюция, ре-конструкция. Итак, re - flecto, -flex, - flexum, -flexere семантическое поле невелико, приведем его:
1) загибать, запрокидывать назад поворачивать, обращать назад, возвратиться, 2) обращать, вспоминать, думать. 3) склонять, смягчать, в словосочетании устойчивого фразеологизма - улучшить, 4) отступать, уходить.
Посмотрим теперь на исходный латинский корень flex, отделив приставку re,   flecto,-flexi,- flexere: сгибать - поворачивать - направлять - изменять направление- задавать направление - отклонять от пути - обходить, объезжать- облегчать (в сочетании со словом труд).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
Итак, подведем итог. Слово рефлексия вполне освоено в современном  живом русском языке, и живет в нем уже почти сто лет, при этом оно потеряло первоначальное значение  отражения в смысле  природного светового отражения и приобрело значение внутреннего самоанализа и сомнения в достоверности своего внутреннего мира.
«Рефлексия – это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга. Это взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого индивида» (Кулюткин, Сухобская, 1996, с.48).
Рефлексия дает человеку возможность увидеть себя со стороны глазами другого Я, понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки, т.е. помочь себе объяснить самого себя.
В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир другого человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений. Рефлексия, обладая свойством двойного отражения, дает человеку знать и то, как он воспринимается и оценивается другими.
Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии –
это фактор и средство его личностного роста. В этом смысле рефлексия обладает мощной развивающей функцией.
Овладение рефлексией как способностью к критическому самоанализу обогащает Я-концепцию человека. Наблюдая себя в разных ситуациях и оценивая свои возможности и способности, сравнивая себя со значимыми другими людьми, человек лучше осознает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности своей личности. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обогащает и расширяет представление человека о самом себе. Это позволяет ему строить более адекватные его возможностям цели на будущее.
Способность к рефлексии неоценима в общении. Благодаря умению рефлексировать свое поведение и поступки других людей, человек развивает в себе такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, тактичность, которые позволяют ему выстраивать успешные взаимоотношения с людьми.
Когда же впервые у человека появляется способность к рефлексии? Что является ее первым объектом? Какие факторы влияют на развитие рефлексивных свойств мышления человека? Можно ли обучать рефлексии?
Как показывают исследования, самые первые проявления рефлексии отмечаются у детей дошкольного возраста. В этот период дети способны к идентификации с другими людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Соотнесение своего нравственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей.
В младшем школьном возрасте рефлексивная способность ребенка обогащается новыми качествами. Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии. Новый вид рефлексии проявляется в поиске и отслеживании оснований собственных мыслительных действий в ситуации решения учебных задач.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Практически все педагоги нашей школы используют рефлексию на своих уроках. И сейчас вы все поделитесь своими находками и наработками со всем коллективом.
2 этап. Прием «Корзина идей».
Каждый участник вспоминает и записывает на листочке когда и как использует рефлексию на уроке (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3 этап. Обмен мыслями.
Затем происходит обмен информацией в группах. Участники делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, участники должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
   Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем из группы на ватмане в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
4 этап. Рефлексивные методики в работе учителя.
Практика развития рефлексивных способностей учителей содержит довольно большой арсенал методических средств, приемов и форм обучения. Наиболее часто применяемыми стимулами к выведению учителя в рефлексивную позицию по отношению к своей профессиональной деятельности и себя как ее субъекта являются:
• опорные программы для ведения наблюдения за своими действиями (или действиями своих коллег) в профессионально значимых ситуациях с последующим анализом полученных результатов;
• ведение дневниковых записей, фиксирующих события профессиональной жизни, становящиеся предметом дальнейшего анализа и осмысления;
• магнито- и видеозапись проведения учителем урока с последующим его анализом (или самоанализом) и обсуждением;
• разнообразные игровые приемы (организационно-деятельностные игры, имитационные игры и др.), основанные на принятии участниками на себя определенной роли в решении моделируемой проблемной ситуации и групповом анализе имевших место действий;
• кейс-метод (от английского case - случай, ситуация, дело), один из популярных активных методов обучения, представляющий собой деловую игру в миниатюре. Этот метод основан, как правило, на реальном событии из профессиональной жизни и предполагает активный поиск обучающимися решения предлагаемой проблемы с последующим обсуждением процесса и результата совместных действий всех участников.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом:
Зеленый -Я уже об этом знал(а), но было интересно.
Синий - Я узнал)а) много нового интересного.
Фиолетовый - Буду это применять в своей дальнейшей работе.
Красный - Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.
Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предложите ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «Х» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«У» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный«-»  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Также можно на листе бумаги обвести левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Весьма перспективна разработка техник и приемов, направленных на перевод не желающего по каким-то причинам рефлектировать школьника в рефлексивную позицию с последующей рефлексией. Так, например, "запрет на "я не могу..."; "я не знаю, как..."; "у меня не получится...". "Эту же мысль" (а на деле совсем другую!) предлагается выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для...; какие умения нужны для этого; какая дополнительная информация и т.п. При этом происходит трансформация пассивного поведения учащегося в направленную рефлексию над опытом своей мыследеятельности.
Использование магнитофона (или видеомагнитофона) как средства пробуждения и активизации рефлексии учащихся. Происходящее в классе на уроке записывается на магнитофон – например, ответ ученика записывается на магнитофон, и этот ученик получает возможность, прослушивая (или просматривая) запись, увидеть себя со стороны, занять по отношению к своим действиям рефлексивную позицию.
А еще я хочу научить вас приему анализа субъективного опыта. Это достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (чувства). Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Пятая строчка – это синоним из одного слова, повторяющий тему, слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1.     Объясняются правила написания синквейна.
2.     В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3.     Задается тема синквейна.
4.     Фиксируется время на данный вид работы.
5.     Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
4 этап. Рефлексия.
Написание синквейна. Время написания – 5 минут.
Психология думающего учителя.… И все же эта фраза звучит странно. Что-то кажется лишним. Да, конечно: избыточность в сочетании «думающий учитель». Все равно, что «летающий летчик». Каким же еще он может быть, как не «думающим»?! И всё же, всё же…
Надеюсь, что сегодняшний педсовет подвинул вас к заключению о пользе рефлексии, вопрошания, сомнения. И о ценности привычки к неспешному размышлению.
Конечно, это требует времени и душевного настроя. Но ведь, это время роста: для ума и для души. Время, которое сторицей вернется и вашим ученикам. Они ждут вас именно такого – думающего учителя.
И напоследок хотелось бы поделиться замечательным советом, который дал когда-то известный немецкий философ Г.Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».
Решение:
Педагогам школы, опираясь на полученные в ходе педсовета знания, умения, навыки, стремиться овладеть рефлексивными методиками.
Формировать у учащихся умения анализировать свою деятельность на уроке как основу самореализации и самосовершенствования.
Разработать открытые уроки с использованием рефлексивных методик.
Провести анализ наблюдений по использованию рефлексивных методик педагогами, подвести итог на следующем педсовете.