Активные формы работы с одарёнными детьми на уроке иностранного языка

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроке иностранного языка (из опыта работы)

Жидкова Т.Ф.
МАОУ Видновская гимназия
Учитель английского языка.


« В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский.




Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, ее престиж на мировой арене. Обществу во все времена были нужны одаренные люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности.
Считаю, что идеальным вариантом работы с одаренным ребенком является индивидуальный педагог, который в начале обучения «ведет» ученика, затем ребенок обгоняет учителя. Но не все, к сожалению, зависит от нас. Поэтому, каждый учитель должен найти подход к каждому ребенку, с тем, чтобы через 45 минут все ушли, пополнив свою копилку знаний и получив стимул для дальнейшего обучения. Каждый ребенок должен овладеть знаниями и умениями для того, чтобы выявить свои возможности и реализовать их в творческой деятельности.
Цели и задачи, которые я ставлю перед собой:
- использование коммуникативных и проектных методик с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- деление учащихся на группы, что позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками, с учетом их интересов, склонностей и способностей;
- индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.
Практика показывает, что языковые проекты чрезвычайно необходимы. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующаяся исследовательского поиска для ее решения.
На своих уроках я использую дифференцированные задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. В работе с одаренными детьми использую следующие формы: предметные недели, олимпиады (разных уровней), конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные), провожу индивидуальные занятия с одаренными детьми, им даются домашние задания повышенной сложности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и городским олимпиадам, конкурсам.
Одно из проявлений системного подхода к работе с одаренными детьми - ежегодное участие учащихся в предметных олимпиадах различного уровня.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Вот я и пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.
Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Исходя из этого, стараюсь так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Б.М. Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
В сферу личностного развития одаренного ребенка входят характеристики:
Увлеченность содержанием задачи – это одна из ведущих характеристик одаренности. Деятельность выступает эффективным средством развития способностей, стимулируется интересом к ее содержанию.
Перфекционизм – это стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям; это упорное стремление переделывать работу до соответствия самым высоким стандартам.
Социальная автономность характеризуется степенью детской самостоятельности и независимости, готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
Лидерство выражается в доминировании в межличностных отношениях, совместных делах, что дает опыт принятия решений. Ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя ответственность.
Соревновательность – это склонность к конкурентным формам взаимодействия. Она проявляется в склонности или нежелании участвовать в конкурентных формах взаимодействия.
Широта интересов – это разнообразные, устойчивые интересы ребенка, это основа многообразного опыта. Она проявляется в стремлении заниматься самыми разнообразными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в разных сферах.
Для познавательной сферы одаренного ребенка свойственны следующие процессы:
Оригинальность мышления – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Они проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (это рисунки, проекты, различные творческие работы, эссе и т.д.).
Гибкость мышления – это способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение находить альтернативное решение проблем, менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность (беглость мышления) – это способность к генерированию большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и продуктов деятельности (проекты, брошюры, рисунки, эссе).
Способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть выявлена практически в любом виде деятельности.
На мой взгляд, только высокопрофессиональный педагог может, имеет право работать с одаренными детьми. Поэтому, важным аспектом в работе с одаренными детьми является самообразование и саморазвитие педагога.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Большую роль в этом имеет школьный психолог, с которым работаю в постоянном контакте. Стараюсь построить урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.
Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Виды творческих заданий:
Подготовка докладов;
Написание эссе;
Подготовка презентаций;
Написание рефератов;
Литературные переводы;
Создание стихотворений по образцу
Иллюстрации текстов или стихотворений;
Создание открыток к праздникам;
Исполнение ролей;
Подготовка проектов;
Постановка спектаклей;
Составление кроссвордов, ребусов, словарей.
Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:
олимпиады (на 3-этапах)
интернет-олимпиады
конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов,)
фестивали
организация языковых лагерей
кружковая работа;
интеллектуальный марафон;
участие в международном конкурсе «Британский Бульдог»
региональные конкурсы.

А если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает и т.п.
Развить творческие способности обучающихся помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.

3. Использование творческих заданий, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.

4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.


Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с учащимися, мы участвуем в конкурсах на чтение и лучший литературный перевод английских стихотворений, викторинах, посвященных страноведению или значимым датам англо-русских отношений, организуем концерты для младших классов и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Исходя из выше изложенного, я считаю, что работа с одаренными детьми необходима. В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему и идти к конечной задаче – предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.