Презентация к докладу Критическое мышление как инновационная развивающая технология в обучении младших школьников


Критическое мышление как инновационная развивающая технологияКритическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенные при решении проблем. Три основные фазы в новой педагогической технологии: Вызов Реализация (осмысление) Рефлексия Технология «Критического мышления» сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление»,учащиеся реализует свои потребности и возможности учиться решать проблемы самостоятельно, а также обучаются способам оценки своей собственной деятельности. Этап вызова: мозговой штурм КритическиЙ подход к пониманию новой информации.Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний..- актуализируются и обобщаются имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; Обмен мненийПрием «Корзина» идей, понятий, мненийЭто прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Собственное отношение к изучаемому материалу Этап: осмыслениеНа стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу дети учатся в работе в группах. В групповой работе присутствуют два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, при этом личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Работа в группах на стадии осмысления.Эта стадия позволяет ученику: - получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами. Работа в группах на этапе осмысленияВ групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями,при этом личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Основные методические приёмы работы Метод «Инсерт» При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие: V Я это уже знал(а) – Это я не знал + Новое для меня ? Мне это не понятноЭтот метод позволяет учащимся проанализировать то, что они прочитали или посмотрели, задать вопрос на интересующую его тему, выделить в тексте главную мысль , проявить интерес к новому материалу. Новая информация и новые идеиГлавная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного мненияТретий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)выражение новых идей и информации собственными словами;целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;анализ всего процесса изучения материала;выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»). РефлексияТретий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)выражение новых идей и информации собственными словами;целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;анализ всего процесса изучения материала;выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация Прием « Кластер»Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Запоминаем орфограммы Прием «Кластер» Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Прием «Синквейн»Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строкПравила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. СинквейнЕлкаЗеленая, наряднаяУкрашает,радует,веселитПришла к нам на праздник!Красавица! Закрепление знаний. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке,закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.Технология дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;-умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.Технология дает учителю:- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. Хорошая привычка мыслить становится второй натурой  Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.