Программа Народное прикладное искусство



Пояснительная записка.
Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилищ – всё служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением. Ведь ещё в недалёком прошлом многим промыслам обучали в каждой крестьянской семье. Но вместе со старым укладом жизни стали приходить в упадок многие распространённые виды прикладного искусства.
В последние годы в связи с интересом к старине, а также увеличением свободного времени и желанием своими руками делать вещи «для дома и семьи» многие виды прикладного искусства переживают своё второе рождение. Это работа с соломой, роспись изделий различного назначения, плетение и т.п.
Эти увлекательные занятия прикладным искусством включают элементы творчества, а их результаты приносят удовлетворение и радость от выполненного труда. Эти занятия оказываю положительное влияние на развитие таких ценных качеств личности, как воображение, абстрактное мышление, усидчивость, терпение, аккуратность, а главное – трудолюбие. Нельзя забывать и об их эстетической стороне – развитие вкуса, чувства красоты.
Поэтому введение курса «Народное прикладное искусство» очень разумно, а рассчитан он на 30 часов. Целесообразнее ввести его в 3 классе, когда дети уже овладели навыками изобразительного искусства и технического труда, чтобы детские работы не были примитивным подражанием аналогов.
Цель данного курса – познакомить детей с видами народного прикладного искусства и научить технике выполнения изделий этих промыслов.
Предлагаемая программа предполагает решение следующих задач:
- познакомить детей с особенностями народных промыслов;
- научить технике выполнения;
- развивать эстетический вкус, чувство красоты;
- воспитывать любовь к родному краю через знакомство с промыслами родного края.
Реализация этой программы возможна не только через урочную форму, но и через дополнительное образование (работу студий).

Календарный план.
1 четверть.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2-3. Работа с соломкой. Аппликация из соломки.
4. Н-Тагильские мастерицы.
5-7. Хохломская роспись. Знакомство, элементы. Выполнение эскиза на бумаге. Роспись изделия (баночка под чай).
8. Выставка и анализ работ.
2 четверть.
1-2. Гжельская роспись. Знакомство, элементы. Выполнение эскиза на бумаге.
3-6. Мастерская деревянных игрушек. Знакомство, эскиз карандашницы. Роспись карандашницы. Знакомство с загорской матрёшкой, выполнение эскиза. Роспись матрёшки.
7. Выставка и анализ работ.

3 четверть.
1-3. Мастерская глиняной игрушки. Знакомство с каргопольской игрушкой. Лепка. Роспись игрушки.
4. Русские платки и шали.
5-7. Деревенские рушники. Вышивка рушника.
8. Выставка и анализ работ.
4 четверть.
1-4. Ивовые кружева. Знакомство, заготовка материала. Приёмы плетения. Выполнение изделия (корзины, панно).
5-6. Я вырезаю из бумаги.
7. Итоговое занятие «Народное прикладное искусство».

Требования к уровню подготовки выпускников, обучавшихся по данной программе.
Знать:
- виды народного прикладного искусства;
- элементы этих народных промыслов;
- материалы и средства для изготовления изделий;
- вышивальные швы;
- приёмы плетения;
Уметь:
- выполнять эскиз на бумаге;
- лепить игрушки;
- заготавливать материал для изготовления изделий;
- вышивать;
- вырезывать из бумаги;
- наносить элементы росписи на изделие;
- плести из ивы.

Библиографический список.
1. Алексахин Н. Н. Гжельская роспись. Из опыта работы кружка // н/ш – 1993 - №3 – с. 39
2. Баланюк М. Г. Роспись деревянной матрёшки // н/ш – 1989 - № 10, 11 – с. 88
3. Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1987.
4. Бардина Р. А. Изделия народных промыслов и сувениры. М., «Высшая школа», 1990.
5. Каталог уральской росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника. Изд. «Уральский рабочий», Свердловск, 1988.
6. Купцова Н. Г. Изготовление и роспись объёмной матрёшки из пластилина (глины) // н/ш – 1995 - №10 – с.36
7. Полная энциклопедия женских рукоделий. Ташкент, ККЖИ «Правда Востока», 1993
8. Прекрасное – своими руками. Народные художественные ремёсла. Составитель С. Газарян. М., «Детская литература», 1987.
9. Сурьянинова Н. С. Синие цветы гжели. Изд. «Малыш». М., 1987.
10. Шпикалова Т. Я. В мастерской глиняной игрушки // н/ш – 1990 - №3 – с.55, №8 – с.45, №12 – с.57.





Программа
"Народное прикладное искусство".