Методическая разработка. Презентация: Воспитание — составная часть образовательного процесса.


Воспитание – составная часть образовательного процесса.(материал представлен на Педагогическом совете по теме «Воспитательная работа в школе: проблемы, поиски, сценарии успеха») Н.В. Кострюхина, педагог-организатор ГБОУ школы № 342 Невского района Санкт-Петербурга Предмет современной педагогической науки Предметом современной педагогической науки являются: закономерности, принципы, формы и методы образования людей. Составные части понятия «образование» ОбразованиеОбучение ВоспитаниеСамообучениеСамовоспитание Основные педагогические понятия: образование Образование – это важнейший институт формирования личности.Образование – это сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для формирования личности через усвоение ценностей культуры. Основные педагогические понятия: образование ОБРАЗование – это некий идеальный человеческий образ, к которому надо стремиться. Основные педагогические понятия: обучение Обучение – это основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т.д. Основные педагогические понятия: воспитание Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты. Основные педагогические понятия: воспитание Воспитание – это процесс интеграции целенаправленных усилий множества воспитателей по совершенствованию образа жизни (жизненных устремлений) воспитанника и его (воспитанника) реакции на эти усилия. Сравнительный анализ педагогических понятий № Основные позиции Обучение Воспитание 1. Цель Знания, умения, навыки (ЗУН) Формирование заранее определённых качеств личности. Развитие личности через освоение культуры, ценностей, норм общества.Создание условий для позитивной реализации человека 2. Сфера влияния Интеллектуальная сфера Духовно-эмоциональная сфера Сравнительный анализ педагогических понятий № Основные позиции Обучение Воспитание 3. Средства Главное средство – это слово: тексты для познавательной деятельности как знаковые системы (Программы,учебники) Главное средство – это живое общение.Моделирование жизненных ситуаций.Личный пример. 4. Результат Ближний эффект: ЗУНы Отсроченный результат:Творчески развитая личность, умеющая делать правильный выбор в определённых жизненных ситуациях. Пространственно-временной компонент образовательного процесса Пространственно-временной компонент учебно-воспитательного процесса включает в себя систему различных видов деятельности в образовательном учреждении, несущих воспитательный потенциал, т.е. воспитываем:на уроках;между уроками;после уроков. Воспитание в процессе обучения: Учебная деятельность на уроках;Внеурочная деятельность по предмету. Воспитание в ходе организации образовательного процесса: Организация уклада совместной школьной жизни: организация дежурства по школе;соблюдение общих норм и правил, определённых в школе; создание и поддержка традиций образовательного учреждения… Воспитание во внеурочной деятельности: Примечание: Внеурочная деятельность ≠ воспитательная работа. Внеурочная деятельность – это вообще организация второй половины дня. Воспитание во внеурочной деятельности: Дополнительное образование: кружки, секции, их мероприятия;Работа воспитателей ГПД с детскими коллективами; Работа классных руководителей с классными коллективами в школе: проведение классных часов, КТД, праздников… и вне школы: экскурсии, походы в театры, музеи… Воспитание во внеурочной деятельности: Деятельность ученического самоуправления;Деятельность служб сопровождения;Система общешкольных мероприятий, объединённых в единое целое.